Периодизация возрастного развития, ведущий тип деятельности. Типы общения.

Периодизация возрастного развития, ведущий тип деятельности. Типы общения.

1. Периодизация возрастного развития

2. Физическое развитие

3 Ведущий тип деятельности

3.1. Младший школьный возраст.

3.2. Средний и подростковый возраст.

3.3. Как построить авторитет на разных возрастных этапах.

3.4. Самоуправление в отряде.

4. Особенности возрастного поведения и способы решения педагогических ситуаций.

4.1. Особенности поведения

4.2. Советы по решению педагогических ситуаций.

Периодизация возрастного развития

Пренатальный период — от зачатия до рождения ребенка

Младенчество — от рождения до 18-24 месяцев

Первые два года жизни (период тоддлеров) — от 12-15 месяцев до 2-3 лет

Раннее детство — от 2-3 лет до 5-6 лет

Среднее детство — от 6 приблизительно до 12 лет

Подростковый и юношеский возраст — приблизительно с 12 лет до 18-21 года

Ранняя взрослость — от 18-21 года до 40 лет

Средняя взрослость — от 40 до 60-65 лет

Поздняя взрослость — от 60-65 лет до смерти

Нас с Вами интересуют 2 периода развития – это среднее детство и подростковый возраст.

Физическое развитие

5-6 лет

• Устойчивое увеличение роста и веса

• Устойчивый рост физической силы у мальчиков и девочек

• Растущее осознание положения тела, его основных движений

• Более полное использование возможностей всех частей тела

• Совершенствование грубой моторики

• Неспособность связывать отдельные моторные навыки в единое целое действие

7-8 лет

• Устойчивое увеличение роста и веса

• Устойчивый рост физической силы у мальчиков и девочек

• Более полное использование возможностей всех частей тела

• Совершенствование грубой моторики

• Повышение вариативности использования освоенного действия, но еще без увязывания с другими действиями

9-10лет

• Скачок роста у девочек

• Увеличение физической силы девочек, сопровождаемое снижением гибкости

• Осознание и развитие всех частей и систем тела

• Способность объединять моторные навыки в связные сложные действия

• Улучшение способности сохранять равновесие

Лет

• Девочки обычно обгоняют мальчиков в росте и весе

• Скачок роста у мальчиков

• Точность реакции при перехвате движущихся объектов

• Дальнейшее повышение связности и гибкости сложных действий

• Дальнейшее улучшение навыков мелкой моторики

• Дальнейшее повышение вариабельности исполнения освоения действий

Ведущий тип деятельности

Младший школьный возраст

Подростковый возраст

Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса".

Вот его проявления:

  1. чувствительность к оценке посторонних своей внешности
  2. крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих
  3. внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими
  4. позиционирование себя взрослым, стремление к независимости, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров

Известно, что одна из существенных особенностей подросткового периода — бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками. Но у разных подростков эти изменения протекают по-разному, что во многом определяется тем, как взрослые учитывают влияние изменении, происходящих в организме подростка, на его психику и поведение. Так, под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции повышается возбудимость нервной системы подростка. Поэтому в этом возрасте нередко наблюдается повышенная раздражительность, чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость и т. п. Но этого может и не быть, если взрослые проявляют чуткость и предупредительность.

Физическое и половое развитие порождает интерес подростка к другому полу и одновременно усиливает внимание к своей внешности. Но подростки ни социально, ни психологически еще не готовы правильно решать эти проблемы (что создает для них большие трудности). И поведение подростка определяется тем, как взрослые помогают ему разрешать возникающие внутренние противоречия. Правда, в ряде случаев взрослые имеют мало возможностей для помощи подростку. Так, в подростковом возрасте особо возрастает ценность дружбы и друга, ценность коллектива сверстников.

При организации коллективной деятельности очень важно, чтобы подростки не ограничивались целями, задачами и интересами своей малой (контактной, дружеской) группы, так как такое ограничение порождает групповой эгоизм, тогда как задача вожатого-воспитателя заключается в формировании коллективизма. Главное, чтобы он видел смысл этих дел и достиг успеха в этой деятельности. Иногда наблюдается страстный порыв в начале деятельности и быстрое охлаждение в ходе ее выполнения. Нередко причиной быстрого охлаждения к делу является отсутствие заинтересованности других (детей и взрослых) в деятельности подростка или его невладение способами деятельности.

Вот почему при организации общественных дел необходимо показывать их значение и вооружать подростков соответствующими способами деятельности.

Подростков привлекает не только содержание, но и форма коллективных дел. Их привлекают героика, романтика, им нравятся походы, путешествия, исследовательская деятельность. Для подростков вообще свойственно стремление к «дали».

Организуйте свою работу творчески, не останавливайтесь на каком-то одном виде деятельности. Используйте разные формы проведения одной и той же игры, подготовки к общелагерным мероприятиям, формам вечерней свечи (огонька). Помните, что больше всего подростка демотивирует монотонность выполнения одного и того же дела.

Организуя работу с подростками, необходимо учитывать, что на их поведение и деятельность существенное влияние оказывает мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках они ориентируются прежде всего на это мнение. Чередуйте творческие поручения, дайте возможность каждому проявить свой творческий потенциал.

Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Центральное новообразование этого возраста возникновение представления о себе как "не о ребенке"; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Элементы объективной взрослости в подростковом возрасте можно заметить в отношении подростков к учению и труду, к родителям и сверстникам, к детям и пожилым людям. Они обнаруживают себя:

в интеллектуальной сфере - самостоятельность в усвоении знаний, стремление к самообразованию;

в социально-моральной сфере - помощь взрослым и их поддержка, отстаивание собственных взглядов, соответствие морально-этических представлений реальному поведению подростка;

в романтических отношениях со сверстниками другого пола - формы проведения свободного времени (свидания, вечеринки, танцы);

во внешнем облике - следование моде в одежде, в поведении, в речи ("модные словечки").

·Субъективная взрослость, или чувство взрослости, характеризуется появлением у подростка отношения к себе не как к маленькому, а как к взрослому. Основными показателями чувства взрослости служат:

проявления потребности в уважении, доверии, признании самостоятельности;

желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых;

наличие собственной линии поведения, несмотря на несогласие взрослых или сверстников.

Вожатый для подростков не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению и личности вожатого. Они постоянно оценивают вожатого и свое отношение к нему строят на основе оценочных суждений.

Самоуправление в отряде.

Под самоуправлением в отряде имеется в виду соуправление (совместное управление), в виде участия детей в управлении отрядом под руководством вожатых.

Определение лидеров.

Лидер – это положительно-активная личность, к мнению которой прислушиваются. Лидер способен вести за собой. На первых днях смены важным является определение лидеров и «ориентировка» отряда на этих людей для того, чтобы успешно организовать самоуправление в отряде.

Лидеров можно определять разными способами. Один из них – это социометрия. Но в первые дни смены на ее проведение и обработку нет времени и групповая динамика очень велика, результаты всегда будут запоздалыми. Поэтому вожатый чаще всего использует свою интуицию и наблюдение. Вот основные признаки, которые отличают лидера в коллективе:

§ определенный авторитет в коллективе (к мнению этого человека прислушиваются, с ним советуются);

§ достаточно взрослая и взвешенная жизненная позиция;

§ мнение лидера не идет в разрез с вашими представлениями об устройстве отрядной жизни, и он не противопоставляет себя вам.

Традиционно выделят формальных и неформальных лидеров. Формальный лидер наделен официальными полномочиями (например, командир отряда).

Иногда лидер отряда может играть негативную функцию, противопоставляя себя всему отряду. В этом случае следует вывести ребенка в активную позицию или на руководящую работу в отряде.

Лидеры могут быть различными и проявляться в разных видах деятельности: в художественной, трудовой, спортивной и т.д. Ваша задача определить для себя лидеров в каждой деятельности.

Лидер отряда становится первым дежурным командиром.

Проведение отрядного планирования.

Ребятам выдается задание придумать название дел, которые они хотели бы провести в отряде. Минуты 2-3 даете на размышление, затем каждый по кругу предлагает свои варианты. Последними вы предлагаете свои варианты дел. Вы все фиксируете, потом пускаете листочек по кругу, и каждый ставит отметку напротив понравившегося ему дела. Зачитываете результаты и расставляете вместе с детьми дела в план-сетку отряда. При составлении необходимо учитывать дружинные дела, бытовые вопросы, родительский день, экскурсии т. д. Затем вы формируете творческие группы, которые будут отвечать за подготовку данных дел. Дети могут объединяться по симпатиям, единственное ограничение – количество человек в группе. Списки творческих групп вносите в отрядный уголок.

Содержание деятельности органов самоуправления.

1. Для создания органов самоуправления вожатому необходимо увлечь детей интересным для них делом, а затем создать орган самоуправления для его реализации.

2. Важное значение имеет превращение различных собраний, сборов в настоящие органы самоуправления. Для этого в отряде могут создаваться временные органы самоуправления, которые будут организаторами конкретного проекта. Эта инициативная группа ребят и выносит на обсуждение принятые идеи и проводит мозговой штурм.

3. Это возможно при коллективном поиске решения поставленных задач. Однако, чем больше ответственности за реализацию идеи, тем меньшую ответственность ребята чувствуют за результат собственной деятельности.

4. Наиболее интересно и эффективно проходят собрания - обсуждения, когда ведущий выбирается из числа членов отряда (например, дежурный командир) – таким образом, взрослый делится полномочиями с детьми.

5. Нецелесообразно создавать внутри отряда постоянно действующие органы самоуправления. Хорошо использовать систему чередования творческих поручений.

6. Временные органы самоуправления должны анализировать не только деятельность участников проведенного дела, но и собственную деятельность.


Особое значение для развития самоуправления в детском лагере имеет взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления, которая может осуществляться через:

§ поэтапное делегирование детям полномочий и ответственности для решения задач управления коллективом;

§ взаимную ответственность вожатых перед детьми и детьми перед вожатыми за выполнение принятых коллективом решений;

§ взаимную требовательность членов вожатского коллектива и детского коллектива друг к другу;

§ совместную работу вожатского и детского коллективов;

§ информирование ребят обо всех проблемах, возникающих в процессе подготовки и реализации проектов.


Условия, необходимые для включения ребят в деятельность по самоуправлению:

1. Поиск. Развитие организаторских способностей у детей, воспитание у них чувства хозяина лагеря (старт-марш, разведка, поисковый десант и др.)

2. Планирование коллективной деятельности. Полезно планировать разнотипные дела, используя методику коллективного творческого планирования (мозговой штурм, копилка предложений, аукцион идей и др.)

3. Форма организации КТД. Возможно создание банка идей, клубов по интересам, мастер-классов, творческих лабораторий, дискуссионных центров для сбора и анализа предложений ребят по организации творческих дел, проектирования участия в них каждого из ребят, определения творческих заданий.

Советы вожатому по организации самоуправления в отряде:

§ Ответьте для себя на вопрос: чему Вы хотите научить детей своего отряда в процессе организации самоуправления?

§ Какие полномочия Вы можете и хотите передать детям отряда?

§ Определите, каковы возможности детей, исходя из их возрастных особенностей, психологической характеристики?

§ Определите, какая управленческая структура будет существовать в отряде, какие поручения нужно передать детям?

§ Спрогнозируйте цикличность чередования творческих поручений.

§ Претворите свои идеи в жизнь вместе с детьми.

Суммируя вышесказанное, кратко отметим возрастные особенности детей в условиях временного детского коллектива.

Особенности поведения

Подростки (15-16 лет)

§ оказывайте помощь подросткам в том, чтобы они были приняты своими сверстниками

§ руководите поведением подростков так, чтобы оно было без излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых

§ создавайте необходимые условия для отдыха

§ учитывайте возрастные особенностей, проявляющихся в повышенном интересе к другому полу

§ учитывайте то обстоятельство, что для мальчиков лучше организовывать спортивные соревнования, а девушек вовлекать в активные дела в помещении, в организацию встреч с друзьями и т. д.

Младший возраст (6—8 лет)

§ Раздражительность, тоска по домашним, слезы. - Отвлечь интересными делами, переключить внимание, дать какое-либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в новом коллективе.

§ Множество вопросов. - Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания.

§ Быстрая утомляемость. – Чередовать задания, игры и чем чаще, тем лучше.

§ Неуверенность в себе. - Давать нагрузку с учетом физического здоровья, без акцентирования на этом внимания.

§ Готовы пробовать все на вкус. - Рассказывать детям о ядовитых ягодах, растениях.

§ Опасность травматизма. - Избегать чрезмерных ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом за соблюдением необходимых правил безопасности.

§ Потеря интереса к занятиям, рассеянное внимание. - Частая смена видов деятельности, игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными по времени.

§ Слезы и страхи в темноте. - Не оставлять одного в темноте.

§ Желание играть со сверстниками. - Поддержка, поощрение и направление действий детей по опеке малышей.

§ Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых. - Стремиться не подавать дурного примера ни в чем.

§ Постоянные опоздания. - Не давать поручений ( связанных с учетом времени.

§ Впечатлительность. - Не рассказывать сказки, истории с «плохим концом».

Средний возраст (9—11 лет)

§ Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости. - Внимательное, доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения детей.

§ Курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона, использование косметики, украшений. - Проводить разъяснительную работу с привлечением всех специалистов и показом соответствующих кинофильмов. Приучать к выполнению разумного режима дня.

§ ЗАМКНУТОСТЬ, одиночество. - Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения.

§ Непослушание, действие « наперекор», постоянные споры. - Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними.

§ Появление тайн, укромных уголков, озорство, шалости. - Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать интересные игры с элементами романтики.

Периодизация возрастного развития, ведущий тип деятельности. Типы общения.

1. Периодизация возрастного развития

2. Физическое развитие

3 Ведущий тип деятельности

3.1. Младший школьный возраст.

3.2. Средний и подростковый возраст.

3.3. Как построить авторитет на разных возрастных этапах.

3.4. Самоуправление в отряде.

4. Особенности возрастного поведения и способы решения педагогических ситуаций.

4.1. Особенности поведения

4.2. Советы по решению педагогических ситуаций.

Наши рекомендации