Стратегия российских ракетостроителей

Появление ракет на Руси отмечается авторами псковской лето­писи в XV веке. В 1680 г. в Москве организуется специальное «ракетное заведение» по производству фейерверочных, осветитель­ных и сигнальных ракет. Первые боевые ракеты в России были созданы в середине XIX века генералом К.И. Константиновым. Настоящую сенсацию во время второй мировой войны произвели «катюши» — реактивные артиллерийские установки. В послевоен­ные годы большинство разработчиков реактивной артиллерии составили ядро создателей современной ракетной и космической техники [9].

Всему миру известны ракетные комплексы типа С, «Тополь», СС и другие [10]. Первая в мире система зенитно-управляемого ракетного оружия С-25 создана под руководством академика Алек­сандра Андреевича Расплетина (1908-1967). Именно этой систе­мой, но уже следующего поколения, С-75 (главный конструктор дважды Герой Социалистического Труда Борис Васильевич Бункин) был сбит американский летчик-шпион Пауэрс, который на своем У-2 летел к ядерному объекту под Челябинском [11]. Трудно найти страну, которая не купила эту систему. Среди крупных поку­пателей — Малайзия, Индонезия, страны Латинской Америки, Китай и др. В настоящее время на мировом рынке высоко ценится система С-300, которая по своим тактико-техническим характе­ристикам превосходит американскую систему «Патриот», других же аналогичных систем в мире нет.

В чем смысл стратегии российских ракетостроителей, позволя­ющей играть ведущую роль на мировом рынке?

1. Верность традициям отцов.

2. Скрупулезный поиск талантов и система их развития.

3. Тщательное изучение идей и достижений конкурентов.

4. Поколениями отработанный механизм управления предпри­ятиями военно-промышленного комплекса, предполагающий наличие высоких идеалов, военную дисциплину, жесткий конт­роль, передовую технику и технологию, конкурентность решений, персональную мотивацию.

СТРАТЕГИЯ КОРОЛЕВА

Сергей Павлович Королев (1906-1966) — главный конструктор первых ракетно-космических систем, основоположник практичес­кой космонавтики, академик АН СССР, дважды Герой Социалис­тического Труда. Под руководством Королева созданы баллисти­ческие и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, спутники различного назначения («Электрон», «Молния-1», «Космос», «Зонд» и др.), космические корабли «Восток», «Восход», на которых впервые в мировой истории совершены пилотируемый космический полет и выход человека в космос. 12 апреля 1961 г. Юрий Алексеевич Гагарин впервые в истории человечества совер­шил полет в космос, а в марте 1965 г. впервые в открытый космос шагнул Алексей Архипович Леонов.

В чем самобытность стратегии Королева?

1. Он знал вековую мечту человечества и воплотил ее в реаль­ность, посвятив этому всю свою жизнь.

2. Он сумел направить в нужную сторону величайший энту­зиазм людей, сознававших себя победителями в жесточайшей войне и отдавших все силы восстановлению хозяйства страны.

3. Он взял на вооружение все лучшее из традиций российских ракетостроителей.

СТРАТЕГИЯ МОРИТЫ

Блестящий тандем Акио Мориты (1921-1999), отвечающего за коммерческую сторону дела, и Магару Ибуки, технического гения фирмы, превратил маленькую и никому не известную мастерскую по переделке радиоприемников (основанную в 1946 г.) в одну из крупнейших транснациональных корпораций мира. Их усилиями была создана не просто крупная компания, а инновационная фирма. Именно «Сони»,первой запустила в массовое производство транзисторный радиоприемник и создала первой в мире домаш­ний видеомагнитофон. Портативный кассетник с наушниками — тоже разработка «Сони». Совместно с голландским концерном «Филипс» фирма разработала и внедрила принципиально новую лазерную технологию звукозаписи, и компакт-диски заменили при­вычные виниловые грампластинки. Создание технологии телеви­дения с высокой четкостью изображения превратило домашний экран телевизора в окно в мир [12]. Стратегия руководства по Морите:

1.Ориентация на национальные ценности. «Моат-тай-най» означает «непочтительный», «нечестивый» (растрата чего-либо попусту в Японии считается грехом). Любая работа в Японии по­четна.

2.Главная функция руководителей — это принятие решений, что требует профессионального знания техники, а также и способ­ности предвидеть будущее направление или тенденции в развитии техники и технологии. Руководитель должен обладать широким кругом общих знаний, касающихся той области, в которой он ведет дело. Это способствует также возникновению «шестого чувства», которое порождают знания и опыт.

3. Самое важное для компании — это моральное состояние ее рабочих.

4.Самая главная обязанность японского руководителя — сохранение занятости и улучшение условий жизни рабочих.

5.Руководители должны уметь создавать новый бизнес раньше своих конкурентов, а не добиваться более высокой эффективности в производстве старой продукции.

6.«Я считаю большой ошибкой мнение о том, что деньги — это единственный способ вознаграждения людей за труд».

7. Японские рабочие, по-видимому, чувствуют себя более уве­ренно, если их заработная плата повышается с их возрастом по предсказуемой кривой.

8. Обязанность руководителей компании состоит в том, чтобы постоянно побуждать работников делать важную работу, которая их удовлетворяет, и трудиться в компании как членов единой семьи.

9. Система коллегиального управления, где в основе принятых решений зачастую лежат предложения молодых руководителей младшего звена, может иметь преимущества для компании. Моло­дые руководители всегда думают о том, какой они хотели бы видеть компанию, когда они ее возглавят.

10. Компания приобретает большую силу и гибкость, только когда все работники усвоят ее философию.

11. Когда вы работаете с людьми, логика зачастую должна ус­тупать место пониманию. Если вы хотите достичь высокой эф­фективности и производительности, то необходимо установить тесные, сердечные отношения с сотрудниками.

Наши рекомендации