Можно ли по детским рисункам судить о психическом состоянии ребенка?

Уч.год

1. Сережа (7 лет) учится в 1-м классе. Он сообщает маме: «Саша теперь у нас не главный».

- А когда он был главным? – удивилась мама.

- В детском саду. Он умел хорошо бегать и прыгать, когда мы играли.

- А теперь он не умеет этого делать?

- Мама, как ты не понимаешь! Умеет, конечно, но теперь это не главное!

- А что же теперь главное?

- Теперь главное: как ты учишься.

Как изменилось содержание отношений детей между собой по сравнению с детским садом? Дайте психологическое обоснование. Раскройте особенности общения детей со сверстниками в начальной школе.

2. Исследователь предложил детям нарисовать тематический рисунок «Моя семья».

Петя (7 лет) нарисовал такой рисунок: в центре листа – большой телевизор, рядом кресло, в котором сидит крупных размеров папа с большими руками и сигаретой, ближе к краю листа мальчик изобразил маленькую фигурку – это младший брат Вася. В верхнем углу – маленькая, ярко раскрашенная фигура мамы с большой сковородой в руках.

Исследователь спросил Петю: «Почему ты себя не нарисовал?» - «А я не уместился», - ответил мальчик.

Можно ли по детским рисункам судить о психическом состоянии ребенка?

Можно ли по рисунку Пети сделать вывод о микроклимате в семье мальчика?

3. Иру воспитывала бабушка. Росла девочка послушной, но очень робкой, у нее не было подруг. Ира любила играть одна, и бабушке это нравилось.

Когда Ире исполнилось 6 лет, родители забрали ее у бабушки. Иногда отец просил рассказать стихотворение, решить не сложные, на его взгляд, задачи. Ира неуверенно отвечала, ошибалась, а отец сердился на нее: «Как же ты будешь учиться в школе? Тебе будут ставить одни двойки!»

С тревогой девочка ждала первого школьного дня. Ей не хотелось идти в школу. Результаты сказались быстро. Через неделю Ира отказалась идти в школу.

Проанализируйте психическое состояние девочки.

Как должны поступить педагог и родители, чтобы пробудить у нее желание учиться?

4. В подготовительной к школе группе детского сада детям часто задают такие вопросы: какой мяч укатится дальше, который катится по траве или по асфальту? Как узнать, в какую сторону дует ветер? Как узнать, какой из стульев выше – детский или взрослый?

Какой вид мышления формируют у детей такие вопросы?

Как развивать у детей этот вид мышления?

5.Света (6 лет 6 мес.) посещает первый класс. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама гордится ею, а Света сама собой.

Как-то, идя домой вместе с мамой, девочка сказала: «Учительница меня ненавидит. Не хвалит. Мне дают задания трудней, чем другим, чтобы я не знала, как ответить. В детском саду было лучше».

Назовите возможные причины, повлиявшие на отношения Светы с учительницей.

В чем различие взаимоотношений в системе «ребенок-педагог» в детском саду и школе?

Что не учел педагог в работе со Светой?

6. Таня (6 лет 6 мес.) учится в первом классе. Ей трудно дается учение, особенно чтение.

Дома мама усаживает ее за стол и начинает спрашивать: «Как называется вот эта буква...?», «Что здесь написано?» Девочка молчит.

- Ну вот, ничего не знаешь! На, учи сама! – И мама уходит по своим делам на кухню. Через некоторое время возвращается и проверяет. Улучшений в чтении нет.

- Сегодня гулять не пойдешь, будешь читать!

Дайте психологическое обоснование характеру общения мамы с дочкой.

Как построить общение родителей с детьми, начавшими обучение в школе и столкнувшимися с первыми трудностями в учении?

7. Молодые родители так представили своего сына Ваню учительнице первого класса: «Вот наш мальчик. Он очень способный, веселый. Он умеет петь, танцевать, знает много стихов».

Такая рекомендация насторожила опытного педагога. И не случайно. На первых же занятиях Ваня не проявил успехов в учении, хотя и старался. Мальчик загрустил и стал проситься домой. Школу он стал посещать неохотно.

Почему Ваня не проявил своих способностей в учении?

Как должны были поступить педагог и родители?

8. Женя (7 лет) был активным, любознательным мальчиком. В детском саду он быстро усваивал содержание занятий, любил читать, был очень общительным, но в тоже время невнимательным и неусидчивым.

В первом классе на уроке он часто отвлекался, не слушал объяснений учителя и ответов товарищей, поэтому часто получал замечания, на что реагировал болезненно.

Какие качества личности не были сформированы у Жени?

Подумайте и скажите, как будут учиться в школе Коля и Миша.

Уч.год

1. Сережа (7 лет) учится в 1-м классе. Он сообщает маме: «Саша теперь у нас не главный».

- А когда он был главным? – удивилась мама.

- В детском саду. Он умел хорошо бегать и прыгать, когда мы играли.

- А теперь он не умеет этого делать?

- Мама, как ты не понимаешь! Умеет, конечно, но теперь это не главное!

- А что же теперь главное?

- Теперь главное: как ты учишься.

Как изменилось содержание отношений детей между собой по сравнению с детским садом? Дайте психологическое обоснование. Раскройте особенности общения детей со сверстниками в начальной школе.

2. Исследователь предложил детям нарисовать тематический рисунок «Моя семья».

Петя (7 лет) нарисовал такой рисунок: в центре листа – большой телевизор, рядом кресло, в котором сидит крупных размеров папа с большими руками и сигаретой, ближе к краю листа мальчик изобразил маленькую фигурку – это младший брат Вася. В верхнем углу – маленькая, ярко раскрашенная фигура мамы с большой сковородой в руках.

Исследователь спросил Петю: «Почему ты себя не нарисовал?» - «А я не уместился», - ответил мальчик.

Можно ли по детским рисункам судить о психическом состоянии ребенка?

Наши рекомендации