Тема занятия «Приложения определенного интеграла»

Цель занятия:Показать возможность применения интегрального исчисления к решению задач различных областей естествознания.

Организационная форма занятия:семинар-консультация.

Компетенции, формируемые на занятии:

· способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1).

· способность и готовность к участию в постановке научных задач и их экспериментальной реализации (ПК-49).

Формирование у будущих специалистов этих компетенций на занятии предполагает обучение студентов

- сформулировать гипотезу и проверить ее в дальнейшем;

- анализировать ситуации и делать выводы;

- ставить новые вопросы и видеть проблемы в традиционных ситуациях;

- абстрагировать содержание и выделять существенное;

- применение численных методов решения базовых математических задач в практической деятельности.

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Применение определенного интеграла для вычисления площадей.

2. Вычисление длины дуги.

3. Вычисление объемов.

4. Вычисление площади поверхности вращения.

5.Приложения определенного интеграла к решению задач естествознания.

Методические рекомендации

Для подготовки к занятию дома

1. Прочитайте конспект лекции, соответствующий теме занятия. Запомните основные определения.

2. Изучите рекомендуемую литературу по вопросам, выносимым на обсуждение.

3. Найдите ответы на теоретические задания для развития и контроля владения компетенциями. Подготовьтесь к ответам на эти вопросы на занятии.

4. Законспектируйте ответы на теоретические задания, которые не содержатся в Вашем конспекте лекции по указанной теме.

5. Изучите разобранные примеры решения типовых задач и законспектируйте их решение в рабочую тетрадь.

На занятии по указанию преподавателя

1. Дайте ответы на вопросы из теоретических заданий для развития и контроля владения компетенциями.

2. В рабочей тетради и на доске решите практические задания для развития и контроля владения компетенциями из заданий, решаемых в аудитории.

3. Разберите с преподавателем вопросы, которые остались Вами не понятыми по теме этого занятия.

Дома закрепите полученные практические умения и навыки, решая практические задания для развития и контроля владения компетенциями из заданий для самостоятельной работы дома. В тетради для индивидуальных домашних заданий выполните ИДЗ №3 по теме «Основные методы интегрирования. Приложения определенного интеграла» и сдайте на следующем занятии выполненное задание на проверку преподавателю.

Рекомендуемая литература

[1] глава 9 пп 9.10 - 9.11.

[4] глава X §§ 3 – 9.

[5] глава 8 §§ 45 – 46.

[6] часть III занятия 15 – 16.

[7] глава 5 § 5.6.

[8] глава 8 § 10.

[9] глава VIII §10.

[10] глава 6 § 11.

Теоретические задания

Для развития и контроля владения компетенциями

1. Подготовьтесь к самостоятельной работе №4 по теме «Определенный интеграл». Примерный вариант можете найти в программе дисциплины.

2. Что называется площадью плоской фигуры?
3. Как найти площадь плоской фигуры с помощью определенного интеграла?

4. Дайте определение полярной системы координат. Установите формулы, связывающие полярные и прямоугольные координаты точки.

5. Запишите формулу для вычисления площади плоской фигуры в полярных координатах.

5. Что называется объемом тела? Как найти объем тела вращения?

7. Что называется длиной дуги?

8. Как найти длину дуги: если функция задана:

а) в декартовых координатах?

б) в полярных координатах?

в) параметрически?

9. Какие еще приложения определенных интегралов Вы знаете?

10. Разберите примеры решения типовых задач в тетради.

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ

1. Вычислите площадь, ограниченную параболами Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru и Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru

Решение.Определим точки пересечения парабол и построим эти параболы: Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru отсюда, Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru - абсциссы точек пересечения.

Ординаты точек пересечения находим, подставляя найденные абсциссы в уравнение одной из парабол: Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru и Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru - точки пересечения парабол.

Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru

Из рисунка видим, что площадь искомой фигуры Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru

Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru

Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru

Площадь ОВD расположена под осью Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru , поэтому перед знаком интеграла берем знак «минус».

Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru

Отсюда Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru

2. Найдите площадь одного лепестка кривой Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru

Решение.Один лепесток кривой получаем при изменении Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru от 0 до Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru . По формуле вычисления площади в полярных координатах имеем

Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru

Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru

Применяя формулы тригонометрии, имеем:

Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru

Отсюда

Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru

Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru

3. Найти объем тела, образованного вращением фигуры, ограниченной одной полуволной синусоиды Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru , прямой Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru вокруг оси Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru

Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru

Решение.Объем тела вращения, образованного вращением кривой вокруг оси Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru , определяется формулой:

Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru

4. Найти объем тела, полученного вращением вокруг оси Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru плоский фигуры, ограниченной аркой циклоиды Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru

Решение.Объем тела вращения, образованного вращением кривой вокруг оси Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru :

Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru

Пользуясь данными параметрическими уравнениями циклоиды, преобразуем интеграл к переменной Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru тогда Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru при Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru при Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru

Тогда Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru

Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru

5. Найдите длину дуги полукубической параболы Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru от начала координат до точки Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru

Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru

Решение.Для вычисления длины дуги в прямоугольной декартовой системе координат воспользуемся формулой:

Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru

Разрешим данное уравнение кривой относительно Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru и находим Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru

Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru

(Знаки Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru в выражении Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru указывают ,что кривая симметрична относительно оси Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru ).

Тогда Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru

Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru

6. Найдите длину астроиды Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru

Решение.Длина дуги кривой, заданной параметрически, вычисляется по формуле:

Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru где Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru .

Найдем Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru и Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru

Учитывая симметричность астроиды, найдем длину ее дуги при изменении Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru от 0 до Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru (длина дуги, расположенной в 1 четверти). Тогда длина всей дуги

Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru

Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru

7. Скорость роста некоторой популяции микроорганизмов подчинена закону Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru где Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru время в секундах. Найдите численность этой популяции в момент времени Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru , если численность этой популяции в момент времени 30с была 100000 единиц.

Решение. Так как скорость роста популяции Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru является производной от численности популяции Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru , следовательно, численность популяции Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru является первообразной для Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru . Поэтому

Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru или Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru

Тогда Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru

Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru

Практические задания

для развития и контроля владения компетенциями

Задания, решаемые в аудитории

1. Вычислите площадь, ограниченную линиями:

а) параболой Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru и осью Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru ;

б) параболой Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru и прямой Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru ;

в) кубической параболой Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru и прямыми Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru

г) эллипсом Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru ;

д) кардиодой Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru .

2. Вычислите объем тела, образованного вращением фигуры, ограниченной линиями:

а) Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru вокруг оси Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru ;

б) Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru вокруг оси Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru .

3. Вычислите длину дуги кривой:

а) одной арки циклоиды и Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru ;

б) кривой Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru .

4. Найдите количество вещества Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru , вступившего в реакцию за первые 5 секунд, если скорость химической реакции Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru

5. Скорость роста некоторой популяции микроорганизмов задается формулой Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru Найдите прирост численности популяции за промежуток времени с 10 по 25 секунду.

Задания для самостоятельной работы дома

1. Вычислите площадь, ограниченную линиями:

а) полукубической параболой Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru и прямыми Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru ;

б) первым завитком спирали Архимеда Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru и полярной осью.

2. Вычислите объем тела, образованного вращением фигуры, ограниченной линиями Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru вокруг оси Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru .

3. Вычислите длину дуги полукубической параболы Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru между точками Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru и Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru .

4. Выполните ИДЗ №3 по теме «Основные методы интегрирования. Приложения определенного интеграла».

Вариант 1 1. Вычислить интегралы. Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru 2. Найти площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru Вариант 2 1. Вычислить интегралы. Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru 2. Найти площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru
Вариант 3 1. Вычислить интегралы. Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru 2. Найти площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru Вариант 4 1. Вычислить интегралы. Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru 2. Найти площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru
Вариант 5 1. Вычислить интегралы. Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru 2. Найти площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru   Вариант 6 1. Вычислить интегралы. Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru 2. Найти площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru  
Вариант 7 1. Вычислить интегралы. Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru 2. Найти площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru   Вариант 8 1. Вычислить интегралы. Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru   2. Найти площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru  
Вариант 9 1. Вычислить интегралы. Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru   2. Найти площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru     Вариант 10 1. Вычислить интегралы. Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru   2. Найти площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru  
Вариант 11 1. Вычислить интегралы. Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru   2. Найти площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru   Вариант 12 1. Вычислить интегралы. Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru   2. Найти площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru
Вариант 13 1. Вычислить интегралы. Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru 2. Найти площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru   Вариант 14 1. Вычислить интегралы. Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru   2. Найти площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru
Вариант 15 1. Вычислить интегралы. Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru   2. Найти площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru   Вариант 16 1. Вычислить интегралы. Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru 2. Найти площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru  
Вариант 17 1. Вычислить интегралы. Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru   2. Найти площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru   Вариант 18 1. Вычислить интегралы. Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru   2. Найти площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru  
Вариант 19 1. Вычислить интегралы. Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru   2. Найти площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru Вариант 20 1. Вычислить интегралы. Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru   2. Найти площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru  
Вариант 21 1. Вычислить интегралы. Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru   2. Найти площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru Вариант 22 1. Вычислить интегралы. Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru 2. Найти площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru
Вариант 23 1. Вычислить интегралы. Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru 2. Найти площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru   Вариант 24 1. Вычислить интегралы. Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru 2. Найти площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru  
Вариант 25 1. Вычислить интегралы. Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru 2. Найти площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru Вариант 26 1. Вычислить интегралы. Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru   2. Найти площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru  
Вариант 27 1. Вычислить интегралы. Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru 2. Найти площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru   Вариант 28 1. Вычислить интегралы. Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru 2. Найти площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru  
Вариант 29 1. Вычислить интегралы. Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru   2. Найти площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru Вариант 30 1. Вычислить интегралы. Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru   2. Найти площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями Тема занятия «Приложения определенного интеграла» - student2.ru  

Лабораторное занятие №8

Тема занятия «Контрольная работа №1»

Цель занятия:Проверка практических умений и навыков по разделу «Функция одной переменной: дифференциальное и интегральное исчисления».

Организационная форма занятия:контрольная работа.

Компетенции, формируемые на занятии:

· способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

· способность и готовность к участию в постановке научных задач и их экспериментальной реализации (ПК-49).

Формирование у будущих специалистов этих компетенций на занятии предполагает обучение студентов

- сформулировать гипотезу и проверить ее в дальнейшем;

- сформулировать основные цели выполняемой работы;

- анализировать ситуации и делать выводы;

- владеть основными методиками решения учебно-исследовательских задач;

- вести поиск альтернативных средств и способов решения;

- планировать самостоятельную работу;

- осуществлять самоконтроль за работой, объективно оценивать ее результат.

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Область определения функции.

2. Производная функции.

3. Применение производной к исследованию функции.

4. Методы интегрирования в неопределенном интеграле.

5. Приложения определенного интеграла.

Методические рекомендации

Для подготовки к занятию дома

1. Подготовьтесь к контрольной работе, используя теоретические задания для развития и контроля владения компетенциями.

2. Просмотрите решенные ранее задания по теме «Дифференциальное и интегральное исчисления функции одной переменной», обратите особое внимание на разобранные примеры решения типовых задач.

3. Повторите таблицы производных основных элементарных функций и основных интегралов.

4. Вспомните правила дифференцирования, основные методы интегрирования, применения определенного интеграла.

5. Изучите еще раз выполненные задания индивидуальных домашних работ, обратите внимание на сделанные замечания преподавателя при их проверке и сделайте работу над ошибками.

6. Прорешайте примерный вариант контрольной работы, приведенный ниже.

На занятии по указанию преподавателя решите предложенный Вам вариант контрольной работы.

Дома

1. Подготовьтесь к коллоквиуму по вопросам приведенным ниже.

2. Пройдите предварительное компьютерное тестирование в указанное преподавателем время.

3. Сдайте коллоквиум по графику, предложенному преподавателем.

Рекомендуемая литература

[1] главы 7-9.

[4] главы IV, VI, VII, X.

[5] главы 4,6, 8

[6] ч. II занятия 2 – 4, 9, 14 – 17, 21 – 23; часть III занятия 10, 12,15 – 16.

[7] глава 1§§ 1.1 - 1.2; глава 2 § 2.1; глава 5 §§ 5.1. – 5.4, § 5.6.

[8] главы 4-5, 8.

[9] главы IV – V, VIII.

[10] главы 4 – 6.

Теоретические задания

для развития и контроля владения компетенциями

I. Вопросы для подготовки к контрольной работе

1. Вспомните области определения основных элементарных функций.

2. Повторите метод интервалов для решения неравенств.

3. Дайте определение производной функции.

4. Запишите основные правила дифференцирования.

5. Повторите таблицу производных.

6. Какие вопросы при исследовании функций можно исследовать с помощью производной?

7. Назовите порядок исследования функции на возрастание и убывание.

8. Как исследовать функцию на экстремум с помощью первой производной?

9. Повторите порядок исследования на экстремум функции с помощью второй производной.

10. Вспомните, как исследовать функцию на выпуклость и вогнутость, на наличие точек перегиба.

11. Дайте определение первообразной функции и неопределенного интеграла. Перечислите основные свойства неопределенного интеграла.

12. Повторите таблицу основных интегралов и метод непосредственного интегрирования.

13. Запишите формулу замены переменных в неопределенном интеграле. Вспомните, как пересчитать дифференциал при замене переменной.

14. Запишите формулу интегрирования по частям в неопределенном интеграле. Вспомните основные классы интегралов, берущихся по частям.

15. Повторите определение определенного интеграла, его свойства. Запишите формулу Ньютона-Лейбница.

16. Как выполнить замену переменной в определенном интеграле?

17. Вспомните формулу интегрирования по частям в определенном интеграле.

18. Повторите формулы для нахождения площадей фигур, заданных в прямоугольной декартовой системе координат; в полярной системе координат; параметрически.

19. Какие формулы для нахождения длины кривых Вы знаете?

20. Как с помощью определенного интеграла можно вычислить объем тела?

II. Вопросы для подготовки к коллоквиуму №1

Наши рекомендации