Содержательные и процессуальные теории мотивации

Содержательные теории мотивации основаны на исследовании и объяснении того, что мотивирует и каковы мотивы определённого поведения. 50-е годы XX века были периодом интенсивной разработки концепции мотивации. Теории, сформулированные в этот период, хотя и подвергаются критике и неоднозначны с практической точки зрения, в тоже время являются наиболее известными, к ним относятся:

1. теория А.Г. Маслоу

2. теория К. Альдерфера (ERG-теория),

3. теория потребностей Д. МакКлелланда

4. теория X-Y Д. МакГрегора

5. двухфакторная (мотивационно-гигиеническая) теория Ф. Герцберга.

Возможности удовлетворить потребности
Желание удовлетворить потребности
Интерес
Осознание
Мотив действий
Потребности
Нехватка чего-либо вызывающая дискомфорт
Движущая сила деятельности людей

Рисунок 1-Схема сущности содержательного подхода к мотивации.

Иерархия потребностей по Маслоу, доработанная психологом из Гарварда, Мурреем, включает:

1)физиологические потребности, удовлетворение которых необхо­димо для выживания. К ним относятся потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности;

2)потребности в безопасности и уверенности в будущем. К ним относятся потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем;

3)социальные потребности. К ним относятся необходимость соци­альных связей, чувство, что тебя принимают другие, чувства при­вязанности и поддержки;

4)потребности в уважении. К ним относятся потребности в само­уважении, личных достижений, компетентности, уважении со сто­роны окружающих, признании;

5)потребности самовыражения. К ним относятся потребности в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Согласно теории Маслоу, по­требности первых, т.е. нижних уровней, требуют немедленного удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека в первую очередь, после чего начинают проявляться потребности более высоких уровней. В каждый момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде чем потребность сле­дующего уровня станет наиболее мощным определяющим факто­ром в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.

На практике эта иерархия не столь четкая, как предполагает теория Маслоу. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации.

Российским управленцам необходимо учитывать, что в большинстве случаев в связи с низким уровнем жизни в стране, с одной стороны, и с высоким уровнем образования, с другой стороны, им необходи­мо мотивировать подчиненных, используя все уровни потребностей в комплексе. С помощью только экономических стимулов удовлетворя­ются потребности низших уровней. Рекомендации по удовлетворе­нию потребностей высших уровней приведены в табл. 1.

Таблица 1-Рекомендации по удовлетворению потребностей высших уровней

Социальные потребности Потребности в уважении Потребности в самовыражении
Создавайте в коллективах чувство единой команды. Предлагайте подчиненным содержательную работу. Обеспечивайте подчиненным возможности для обу­чения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал.
Стройте работу так, чтобы сотрудники могли общаться. Обеспечьте им положи­тельную обратную связь с достигнутыми результа­тами. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи.
Проводите с подчиненными периодические совещания. Высоко оценивайте и поощ­ряйте достигнутые подчиненными результаты. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности.
Не старайтесь разрушить неформальные группы, если они не наносят организации Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений  
Создавайте условия для социальной активности работников организации вне ее рамок. Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия.  

Процессуальные теории более современны, и основываются на представлениях о том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания, поэтому иногда их называют также познавательными или когнитивными теориями.

Содержательные и процессуальные теории мотивации - student2.ru Рисунок 2-Сущность процессного подхода к мотивации.

· Теория подкрепления мотива;

· теория ожиданий;

· Модель Портера—Лоулера;

· целевая теория мотивации.

Теория справедливостипостулирует, что люди субъективно оп­ределяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает не­справедливость, например, работник считает, что его коллега полу­чил за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение и восстановить справедливость.

Восстановить чувство справедливости можно, изменив уровень затрачиваемых усилий или уровень получаемого вознаграждения. Та­ким образом, те сотрудники, которые считают, что им не доплачи­вают по сравнению с другими, могут либо начать работать менее интенсивно, либо стремиться повысить вознаграждение. Сотрудни­ки, которые считают, что им переплачивают, будут стремиться под­держивать интенсивность труда на прежнем уровне или даже увели­чивать ее. Обычно, когда люди считают, что им недоплачивают, они начинают работать менее интенсивно. Те, кто считают, что им пере­плачивают, менее склонны изменять свое поведение.

Использование теории справедливости на практикеможет быть успешным, если удается установить справедливую систему вознаг­раждений и разъяснить ее возможности работникам.

Наши рекомендации