Тема 22. Мотивация персонала и социальная защита кадров государственной службы

Смысл и эволюция понятия "мотивация". Основные этапы мотива­ции. Сущность и содержание стимулов и потребностей.

Основные теории мотивации. Сущность первоначальных теорий мотивации ("Х","У","Z"). Содержательные теории мотивации (теория потребностей Маслау; теория существования, связи и роста Альдер­фера; теория приобретенных потребностей Мак Клелланда; теория двух факторов Герцберга). Процессуальные теории мотивации (теория ожидания В.Врума; теория справедливости Адамса; теория Парте­ра-Лоулера). Концепция партисипативного управления.

Материальные и духовные потребности. Виды потребностей. Пла­нирование материальных потребностей.

Развитие личности человека. Человек и личность. Классификационные признаки понятий, характеризующих человека. Сферы челове­ческой деятельности. Социальные подсистемы человека. Социальная типология личностей. Управление развитием личности.

Качество трудовой жизни.

Формы стимулирования персонала организации. Теория оплаты труда. Государственное регулирование заработной платы. Принципы организации труда и заработной платы в организации. Системы и формы оплаты труда.

Основное содержание системы нематериального стимулирования персонала. Социальная защита кадров государственной службы. Гарантии, компенсации и льготы для государственных служащих. Современное состояние социальной защиты государственных служащих.

Опыт зарубежных организаций.

Модуль YI. Конфликтология

Тема 23. Характеристика и источники конфликтов

Основные черты конфликта. Определение понятия «конфликт», множественность подходов.

Функции конфликта. Сущность и содержание значимых для управления организацией и персоналом функций конфликтов: интеграция персонала; активизация социальных связей; сигнализация об очагах социальной напряженности; средство инновации, содействия творческой инициативе; трансформация (преобразование) межличностных и межгрупповых отношений; информация о состоянии организации, качествах людей, занятых совместной деятельностью; профилактика (предотвращение) разрушительных противоборств.

Классификация конфликтов. Содержание видов конфликтов по различным признакам классификации: сферам проявления; масштабам, длительности и напряжённости; субъектам конфликтного взаимодействия; предмету конфликта; источникам и причинам возникновения; коммуникативной направленности; социальным последствиям; формам и степени столкновения; способам и масштабам урегулирования.

Факторы поведения человека. Общее и особенное в определении сущности человека как индивида, личности, индивидуальности. Сущность и значение интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств человека. Важнейшие свойства человека, аккумулирующие его качества: справедливость, ответственность, правосознание, конфликтность и темперамент, способность к лидерству, рефлексия. Определение и значение понятий «статус», «социальная роль», «функциональный дискомфорт», «внутренний дискомфорт».

Причины конфликтов. Последовательность, взаимодействие и взаимообусловленность событий при возникновении конфликтов. Общие и частные причины конфликтов. Сущность конфликтной ситуации. Условия конфликтного противостояния в организации. Организационные, эмоциональные и социально-трудовые конфликты.

Взаимосвязь конфликтных ситуаций и стрессовых состояний.

Тема 24. Развитие конфликта

Структура конфликтной ситуации. Конфликтное пространство. Временные рамки и масштабы противостояния. Сущность и содержание структурной и процессуальной моделей описания конфликта. Карта конфликта. Основные элементы структуры конфликтной ситуации: непосредственные участники конфликта, предмет конфликта.

Динамика, этапы и фазы конфликтной ситуации. Основные стадии развития конфликта. Примерная схема возникновения, развития и взаимосвязи элементов конфликта, как структуры и процесса.

Конфликтная ситуация и инцидент – основные фазы предконфликтной стадии. Взаимосвязь фаз и этапов на конфликтной стадии. Сущность циклического развития конфликта на конфликтной стадии. Фазы послеконфликтной стадии: ослабление противостояния, подведение итогов, оценка результатов.

Наши рекомендации