Вычисляем средние характеристики.

а) Определяем среднюю выборочную Вычисляем средние характеристики. - student2.ru :

Вычисляем средние характеристики. - student2.ru ,

Вычисления оформим в виде таблицы:

Вычисляем средние характеристики. - student2.ru Вычисляем средние характеристики. - student2.ru Вычисляем средние характеристики. - student2.ru
12,8 12,8
13,6 27,2
14,4 129,6
15,2
16,0
16,8
18,4 18,4
    å=772

Вычисляем средние характеристики. - student2.ru .

б) Определяем моду Вычисляем средние характеристики. - student2.ru :

Для нашего примера модальным является пятый интервал, так как он имеет наибольшую частоту n5=17, тогда:

Вычисляем средние характеристики. - student2.ru .

в) Определяем медиану Вычисляем средние характеристики. - student2.ru :

Для нашего примера медианным является четвертый интервал, так как его накопленная частота f4=27 превышает половину объема выборки n=50, тогда:

Вычисляем средние характеристики. - student2.ru .

Вычисляем характеристики вариации.

а) Определяем размах вариации Вычисляем средние характеристики. - student2.ru :

Найдем значение размаха вариации для наших результатов:

Вычисляем средние характеристики. - student2.ru .

б) Определяем дисперсию D:

Вычисления оформим в виде таблицы:

Вычисляем средние характеристики. - student2.ru Вычисляем средние характеристики. - student2.ru Вычисляем средние характеристики. - student2.ru Вычисляем средние характеристики. - student2.ru Вычисляем средние характеристики. - student2.ru
12,8 -2,6 6,76 6,76
13,6 -1,8 3,24 6,48
14,4 -1,0 1,00 9,00
15,2 -0,2 0,04 0,60
16,0 0,6 0,36 6,12
16,8 1,4 1,96 9,80
18,4 3,0 9,00 9,00
å=47,76

Вычисляем средние характеристики. - student2.ru .

в) среднее квадратическое отклонение s:

Вычисляем средние характеристики. - student2.ru .

г) Определяем коэффициент вариации V:

Вычисляем средние характеристики. - student2.ru %= Вычисляем средние характеристики. - student2.ru .

д) Определяем ошибку выборочного среднего Вычисляем средние характеристики. - student2.ru : Вычисляем средние характеристики. - student2.ru .

Вывод.По данным результатам бега на 100 м, показанным группой юношей 9 классов в составе 50 человек средний результат составил 15,4 с ± 0,1 с. Степень рассеяния данных выборки от среднего результата составляет 1,0 с. Чаще всего встречаемый результат в группе 15,7 с. Одна половина бегунов показала результаты лучше 15,5 с, а другая хуже. Отклонение результатов в беге на 100 м внутри группы составляют 5 с. Результаты исследования имеют малую варьируемость, что говорит об однородности выборки, а значит, средний результат типичен для рассматриваемого признака.

Пример 3

Задание:

1. Проверить гипотезу о нормальном распределении признака в генеральной совокупностис помощью критерия согласия Пирсона c2 для уровня значимости a=0,05.

2. Построить нормальную кривую.

3. Сделать вывод.

Исходные данные: Бег 100м: Вычисляем средние характеристики. - student2.ru =15,4, s = 0,9, h =0,8, n=50.

xi 12,8 13,6 14,4 15,2 16,0 16,8 17,6
ni

Этапы выполнения:

Проверим гипотезу о нормальном распределении результатов в беге на 100м.

1). Выдвигаем нуль-гипотезу.

H0: результаты в беге на 100м в генеральной совокупности имеют нормальное распределение.

2). Определяем выравнивающие частоты.

Вычисления оформим в таблицу:

Вычисляем средние характеристики. - student2.ru Вычисляем средние характеристики. - student2.ru Вычисляем средние характеристики. - student2.ru Вычисляем средние характеристики. - student2.ru Вычисляем средние характеристики. - student2.ru Вычисляем средние характеристики. - student2.ru Вычисляем средние характеристики. - student2.ru
12,8 -2,6 -2,89 0,0061 0,27
13,6 -1,8 -2,00 0,0540 2,40
14,4 -1,0 -1,11 0,2155 9,57
15,2 -0,2 -0,22 0,3894 17,29
16,0 0,6 0,54 0,3448 15,31
16,8 1,4 1,56 0,1182 5,25
17,6 2,2 2,44 0,0203 0,90


3). Определяем расчетное значение критерия c02.

Вычисления также представим в виде таблицы:

Вычисляем средние характеристики. - student2.ru Вычисляем средние характеристики. - student2.ru Вычисляем средние характеристики. - student2.ru Вычисляем средние характеристики. - student2.ru Вычисляем средние характеристики. - student2.ru Вычисляем средние характеристики. - student2.ru
0,27 0,73 0,53 1,96
2,40 -0,40 0,16 0,07
9,57 -0,57 0,32 0,03
17,29 -2,29 5,24 0,30
15,31 -1,69 2,82 0,18
5,25 -0,25 0,06 0,01
0,90 -0,10 0,01 0,01
          S=2,56

Таким образом, c02=2,56.

4). Определяем число степеней свободы n = 7-3 = 4.

5). Находим критические значения критерия согласия c2.

Для уровня значимости a=0,05 и числа степеней свободы n=4 имеем (приложение 3): c2(0,05;4)=9,49,

6). Проверяем гипотезу: сравниваем расчетное значение критерия c02 с табличным значением c2.

c02<c2 (2,56<9,49)

Построим нормальную кривую.

Для построения нормальной кривой на оси OX откладывают значения xi, а на оси OY – соответствующие значения выравнивающих частот ni.

Вычисляем средние характеристики. - student2.ru

3. Вывод.Выдвинутая гипотеза о нормальном распределении результатов в беге на 100м у данных спортсменов принимается на уровне значимости 0,05, так как расчетное значение критерия согласия c02=2,56 меньше критического значения c2=9,49. Средний результат в беге на 100м в 95% случаев у обследуемых спортсменов находится в пределах от 15,2с до 15,6с, а дисперсия с вероятностью 0,95 не выйдет за границы 0,49 – 1,13.

Пример 4

Задание:

1. Сравнить по методу Фишера рассеивание показателей в контрольной и экспериментальной группах на уровне значимости a=0,05.

2. Сделать вывод.

Исходные данные: Гребля на каноэ 500м.

xэ,мин 2,00 1,69 2,12 2,10 2,15 1,78 2,30 1,80
xк,мин 2,20 2,25 2,40 2,20 2,05 2,50 2,40 2,10

Этапы выполнения:

1. Сравним по методу Фишера рассеивание показателей в контрольной и экспериментальной группах на уровне значимости a=0,05.

1). Выдвигаем нулевую гипотезу.

H0: (Dэ=Dк) – дисперсии результатов гребли на каноэ 500м в экспериментальной и контрольной группах не отличаются значимо.

2). Рассчитываем выборочные дисперсии результатов измерений.

Результаты вычислений оформим в виде таблицы:

Вычисляем средние характеристики. - student2.ru Вычисляем средние характеристики. - student2.ru Вычисляем средние характеристики. - student2.ru Вычисляем средние характеристики. - student2.ru   Вычисляем средние характеристики. - student2.ru Вычисляем средние характеристики. - student2.ru Вычисляем средние характеристики. - student2.ru Вычисляем средние характеристики. - student2.ru
2,00 -0,12 0,01   2,20 -0,06 0,00
1,69 -0,43 0,18   2,25 -0,01 0,00
2,12   2,40 0,14 0,02
2,10 -0,02 0,00   2,20 -0,06 0,00
2,15 0,03 0,00   2,05 -0,21 0,04
2,78 0,66 0,44   2,50 0,24 0,06
2,30 0,18 0,03   2,40 0,14 0,02
1,80 -0,32 0,10   2,10 -0,16 0,03
  S=16,94   S=0,76     S=18,10   S=0,17

Вычисляем средние характеристики. - student2.ru, Вычисляем средние характеристики. - student2.ru,

Вычисляем средние характеристики. - student2.ru,Вычисляем средние характеристики. - student2.ru.

3). Вычисляем расчетное значение F-критерия (Фишера).

Так как Dэ>Dк Þ Вычисляем средние характеристики. - student2.ru .

4). Находим число степеней свободы.

nэ=8-1=7, nк=8-1=7.

5). По таблице (см. приложение 4) находим критическое значение F-критерия для уровня значимости a=0,05 и числа степеней свободы nэ=7, nк=7:F(0,05;7;7)=3,8.

6). Проверяем гипотезу: сравниваем расчетное значение критерия Fр с табличным значением F (то есть, оцениваем достоверность различий выборочных совокупностей).

Fр > F (6,00>3,8)

Вывод.Таким образом, выдвинутая гипотеза отвергается на уровне значимости a=0,05, то есть с вероятностью 0,95 различие дисперсий существенно, что позволяет говорить о принадлежности дисперсий к разным генеральным совокупностям.

Пример 5

Задание:

1. Установить по методу Стъюдента (для несвязанных выборок) достоверность различия результатов в двух группах, занимающихся по различной методике (a=0,01).

2. Сделать вывод.

Исходные данные:Бег 60м.

x1 8,2 7,8 8,2 8,3 7,6 8,4 7,7 8,3  
x2 9,2 8,9 8,6 9,0 7,9 8,7 8,6 8,8 9,1

Этапы выполнения:

1. Установим по методу Стъюдента (для несвязанных выборок) достоверность различия результатов в двух группах, занимающихся по различной методике (a=0,01).

1). Выдвигаем нулевую гипотезу.

H0: ( Вычисляем средние характеристики. - student2.ru ) – средние выборочные значения результатов бега на 100м в экспериментальной и контрольной группах не отличаются значимо.

2). Рассчитываем значения выборочных характеристик Вычисляем средние характеристики. - student2.ru , Вычисляем средние характеристики. - student2.ru , Вычисляем средние характеристики. - student2.ru , Вычисляем средние характеристики. - student2.ru .

Результаты вычислений оформим в виде таблицы:

Вычисляем средние характеристики. - student2.ru Вычисляем средние характеристики. - student2.ru Вычисляем средние характеристики. - student2.ru Вычисляем средние характеристики. - student2.ru   Вычисляем средние характеристики. - student2.ru Вычисляем средние характеристики. - student2.ru Вычисляем средние характеристики. - student2.ru Вычисляем средние характеристики. - student2.ru
8,2 0,1 0,01   9,2 0,4 0,16
7,8 -0,3 0,09   8,9 0,1 0,01
8,2 0,1 0,01   8,6 -0,2 0,04
8,3 0,2 0,04   9,0 0,2 0,04
7,6 -0,5 0,25   7,9 -0,9 0,81
8,4 0,3 0,09   8,7 -0,1 0,01
7,7 -0,4 0,16   8,6 -0,2 0,04
8,3 0,2 0,04   8,8
  S=64,5   S=0,69   9,1 0,3 0,09
            S=78,8   S=1,2

Вычисляем средние характеристики. - student2.ru, Вычисляем средние характеристики. - student2.ru,

Вычисляем средние характеристики. - student2.ru,Вычисляем средние характеристики. - student2.ru.

3). Вычисляем расчетное значение t-критерия Стъюдента.

Вычисляем средние характеристики. - student2.ru

4). Находим число степеней свободы.

n=8+9-2=15.

5). По таблице (см. приложение 5) находим критическое значение t-критерия Стъюдента для уровня значимости a=0,01 и числа степеней свободы n=15:t(0,01;15)=2,947.

6). Проверяем гипотезу: сравниваем расчетное значение критерия tр с табличным значением t (то есть, оцениваем достоверность различий выборочных совокупностей).

tр>t (4,120>2,947)

Вывод.Таким образом, выдвинутая гипотеза отвергается на уровне значимости a=0,01, то есть с вероятностью 0,99 по средним результатам группы существенно отличаются, что позволяет говорить об эффективности проводимой во второй группе методике.

Пример 6

Задание: Определить по методу Стъюдента (для связанных выборок) изменилось ли состояние спортсменов по результатам, показанным ими с разрывом в 10 дней на уровне значимости a=0,001.

Исходные данные: Число отжиманий в упоре лежа.

x1, раз
x2, раз

Этапы выполнения:

Выдвигаем нулевую гипотезу.

H0: ( Вычисляем средние характеристики. - student2.ru ) – средние выборочные результатов в отжиманиях в упоре лежа одинаковы, то есть значимо не отличаются.

2. Рассчитываем основные характеристики Вычисляем средние характеристики. - student2.ru , Вычисляем средние характеристики. - student2.ru :

Результаты вычислений оформим в виде таблицы:

Вычисляем средние характеристики. - student2.ru Вычисляем средние характеристики. - student2.ru Вычисляем средние характеристики. - student2.ru Вычисляем средние характеристики. - student2.ru Вычисляем средние характеристики. - student2.ru Вычисляем средние характеристики. - student2.ru
4,3 18,49
4,3 18,49
-2,7 7,29
0,3 0,09
-0,7 0,49
-0,7 0,49
-1,7 2,89
-3,7 13,69
0,3 0,09
      S=33   S=62,01

Вычисляем средние характеристики. - student2.ru, Вычисляем средние характеристики. - student2.ru , Вычисляем средние характеристики. - student2.ru .

Наши рекомендации