Отделение I. О городских Избирательных Собраниях

Городовое положение 1870 г.

Содержание

  • 1 Глава I. Общие положения
  • 2 Глава II. Об учреждениях городского общественного управления
    • 2.1 Отделение I. О городских Избирательных Собраниях
    • 2.2 Отделение II. О Городской Думе
    • 2.3 Отделение III. О Городской Управе и исполнительных Комиссиях
    • 2.4 Отделение IV. О порядке замещения должностей и условиях городской общественной службы
  • 3 Глава III. Об участии городского общественного управления в делах по благоустройству города
  • 4 Глава IV. О городских имуществах и имущественных делах города
  • 5 Глава V. О городских сборах
  • 6 Глава VI. О городских расходах и сметах, счетоводстве и отчетности
  • 7 Глава VII. О порядке обжалования распоряжений городского общественного управления и об ответственности должностных лиц оного

Глава I. Общие положения

1. Попечение и распоряжения по городскому хозяйству и благоустройству предоставляются городскому общественному управлению, а надзор за законным сего исполнением — Губернатору, на точном основании правил настоящего Положения.

2. К предметам ведомства городского общественного управления принадлежат:

а) дела по устройству сего управления и по городскому хозяйству на основании правил, в настоящем Положении изложенных;

б) дела по внешнему благоустройству города, а именно: попечение об устроении города, согласно утвержденному плану; заведывание, на основании правил, ниже изложенных (ст. 55 п. 5, 103‒108), устройством и содержанием улиц, площадей, мостовых, тротуаров, городских общественных садов, бульваров, водопроводов, сточных труб, каналов, прудов, канав и протоков, мостов, гатей и переправ, а равно и освещением города;

в) дела, касающиеся благосостояния городского населения: меры к обеспечению народного продовольствия, устройство рынков и базаров; попечение в пределах, законом указанных (ст. 103‒108 и Уст. пожарн. ст. 1, примеч. по Прод. 1863 г.), об охранении народного здравия, о принятии мер предосторожности против пожаров и других бедствий и об обеспечении от причиняемых ими убытков; попечение об ограждении и развитии местной торговли и промышленности, об устройстве пристаней, бирж и кредитных учреждений ст. 111, 112, 113 и мн. Гос. Сов. 6 Февр. 1862 г. (37950);

г) устройство за счет города благотворительных заведений и больниц и заведывание ими, на основаниях, указанных для земских учреждений относительно подведомственных сим последним такого рода заведений (ср. Пол. о Зем. Учрежд., ст. 2, п. IV); участие, на том основании, в попечении о народном образовании (ср. Пол. о Зем. Учрежд., ст. 2, п. VII), а также устройство театров, библиотек, музеев и других подобного рода учреждений;

д) представление Правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных нужд и польз города, и ходатайство по сим предметам (ст. 54 и 55, п. 14), — и

е) другие обязанности, возлагаемые законом на общественное управление, с дополнениями и изменениями, в приложении к сей статье указанными (прил. к ст. 2, ст. 1, 5‒10, 15, 16).

3. На городское общественное управление возлагается обсуждение, определение и приведение, в установленном порядке, в исполнение законных мер, необходимых для хода дела, ведению сего управления вверенных.

4. Круг действий городского общественного управления ограничивается пределами города и отведенных ему земель.

5. Городское общественное управление, в пределах предоставленной ему власти, действует самостоятельно. Случаи и порядок, в которых действия и распоряжения сего управления подлежат утверждению и наблюдению правительственных властей, указаны ниже (ст. 6, 11,12, 56, 68, 71, 77, 80, 92,103‒106, 111‒113, 121‒124, 127, 143, 150‒155 и 158).

6. Правительственные установления, земские и сословные учреждения обязаны оказывать содействие к исполнению законных требований городского общественного управления, на котором лежит такая же обязанность в отношении означенных установлений и учреждений. В случае неисполнения с той или другой стороны законных требований, недовольная сторона обращается к Губернатору, который, по собрании надлежащих сведений, в дальнейшем ходе дела поступает по статьям 8 и 131.

7. Сверх сборов, установляемых подлежащими земскими, городскими или сословными учреждениями, на основании изданных для них законоположений, никакие подати, тягости или службы не могут быть налагаемы на городских обывателей иначе, как в порядке законодательном.

8. В случае наложения на город неустановленных законом податей, тягостей или служб, а равно других относящихся до города неправильных распоряжений правительственных, земских и сословных установлений, городское общественное управление может обращаться к Губернатору для принятия зависящих от него мер к восстановлению законного порядка; если же ходатайство его сим путем не может быть удовлетворено, а равно в случае неправильных действий со стороны Губернатора или высших административных властей, ему предоставляется приносить жалобы непосредственно в Правительствующий Сенат (по 1-му Департаменту). Срок для принесения таких жалоб полагается трехмесячный, со дня получения общественным управлением извещения об означенных действиях или об отказе ему по ходатайству, представленному Губернатору.

9. Городское общественное управление, в постановлениях и распоряжениях своих, не может выходить из круга указанных ему дел. Всякое постановление его, в противность сего состоявшееся, недействительно.

10. Городское общественное управление подвергается ответственности (ст. 148‒161) за превышение власти, за неисполнение законных требований местных властей, за нарушение законных прав обществ и частных лиц и за всякие вообще действия, противные существующим законам.

11. Для рассмотрения, в случаях, ниже указанных (ст. 12, 29, 45, 77, 80, 93, 150, 151 и 158), возникающих по жалобам, пререканиям или непосредственному усмотрению Губернатора дел о незаконности определений городского общественного управления, а равно для обсуждения составленных Городскими Думами обязательных для жителей постановлений, в тех случаях, когда Губернатор встретит препятствие к изданию их, или когда относительно издания таких постановлений не состоится соглашения между городским общественным и местным полицейским управлениями (ст. 105 и 106), учреждается в каждой губернии, под председательством Губернатора, Губернское по городским делам Присутствие из Вице-Губернатора, Управляющего Казенною Палатою, Прокурора Окружного Суда, Председателя Мирового Съезда, а за отсутствием его одного из членов съезда (постановлением Мирового Съезда к тому назначенного), Председателя Губернской Земской Управы и Городского Головы губернского города. Сверх того, при рассмотрении пререканий между городским управлением и посторонним установлением или ведомством, приглашаются в Присутствие с правом голоса: если пререкание касается казенного или удельного ведомства, — Начальник того особого управления, до коего пререкание, по роду своему, относится; если же пререкание касается денежных расчетов, — то и Управляющий Контрольною Палатою. Делопроизводство Присутствия возлагается на Городского Секретаря губернского города.

Примечание. В губерниях, где не введены в действие Судебные Уставы или положение о Земских Учреждениях, приглашается в состав Присутствия, вместо Прокурора Окружного Суда, Губернский Прокурор, а вместо Председателя Земской Управы, член по выборам, Губернского по крестьянским делам Присутствия.

12. Если городским общественным управлением не будет сделано распоряжений к исполнению тех повинностей, отправление которых закон признает обязательным для города, то Губернатор напоминает о том общественному управлению; при безуспешности же сей меры, приступает, в случае необходимости, признанной Губернским по городским делам Присутствием, к непосредственным исполнительным распоряжениям на счет города и доводит о том безотлагательно до сведения Министра Внутренних Дел.

13. Представление городским общественным управлением высшему Правительству сведений, заключений и ходатайств по предметам, касающимся местных польз и нужд города, делается чрез Губернатора, который о ходатайстве Городской Думы обязан представить высшему начальству, с своим заключением, не далее месячного срока.

14. Городу предоставляется иметь печать с городским гербом.

Глава II. Об учреждениях городского общественного управления

15. Учреждения городского общественного управления суть:

1) городские Избирательные Собрания;

2) Городская Дума;

3) Городская Управа.

Глава V. О городских сборах

128. Городской Думе предоставляется установлять, в пользу города, следующие сборы:

а) оценочный с недвижимых имуществ;

б) с документов на право производства торговли и промыслов, и

в) с трактирных заведений, постоялых дворов и съестных лавочек.

Городской думе предоставляется также вводить в пользу города сборы:

г) с извозного и перевозного промыслов,

д) с лошадей и экипажей, содержимых частными лицами

е) с собак;

но относительно каждого из сих сборов предположения Думы о высшем размере обложения, об изъятиях от сбора и о способе взимания оного, должны быть представляемы на утверждение в законодательном порядке.

Примечание. В тех городах, где до издания сего Положения, взимался уже сбор с извозного промысла, на основании особых, Высочайше утвержденных постановлений, Городской Думе предоставляется сохранить сбор сей в размере, не превышающем разрешенного теми постановлениями.

129. Оценочному сбору подлежат все состоящие в городских пределах (ст. 4) недвижимые имущества за исключением:

1) Императорских дворцов и принадлежащих к ним имуществ;

2) казенных зданий в тех частях их, которые заняты правительственными учреждениями;

3) принадлежащих благотворительным и учебным заведениям, а также ученым обществам и установлениям, зданий, в тех частях их, где помешаются самые заведения, общества или установления;

4) принадлежащих духовным ведомствам (как христианских, так и нехристианских исповеданий) имуществ, не приносящих дохода;

5) земель, отошедших под железные дороги при самом их устройстве, а также зданий и сооружений, на землях сих возведенных, и долженствующих, по истечении определенного срока, поступить, вместе с дорогою, в собственность казны;

6) тех имуществ, которые, по малоценности их, Городская Дума признает справедливым освободить от сбора.

Примечание. Пряносящия действительный доход имущества, принадлежащия казне, а также заведениям, обществам, установлениям и ведомствам, означенным в пунктах 3 и 4 сей статьи, а равно занятые квартирами должностных лиц здания или части оных, принадлежащие казне и означенным в пункте 3 заведениям, обществам и установлениям, подлежат оценочному сбору на общем основании.

130. Размер оценочного сбора с недвижимых имуществ определяется Городскою Думою в процентах: с чистого дохода от недвижимых имуществ, определенного городским общественным управлением посредством оценки, или же, при невозможности определить доход — со стоимости недвижимых имуществ. Размер сего сбора не может превышать 10 % чистого дохода с имуществ или 1 % стоимости оных.

Примечание. Действующие в некоторых городах постановления о поземельном, в пользу города, сборе сохраняют силу в каждом городе лишь до установления Думою оценочного сбора с недвижимых имуществ, и, во всяком случае, в течение не более трех лет по образовании в оном общественных учреждений на основании настоящего Положения.

131. Оценочный сбор взимается на основании следующих правил:

I. Городская Дума, установляя оценочный сбор с недвижимых имуществ, назначает срок, к которому он должен быть внесен.

II. Городская Управа, по произведении надлежащих оценок, распределяет установленный сбор на основании сих оценок, и доводит о таком распределении до всеобщего сведения не позднее как за месяц до назначенного Думою срока уплаты сбора.

III. Сбор, не внесенный к назначенному Думою сроку, считается в недоимке и взыскивается с наложением пени, размер которой определяется Думою не свыше, однакоже, 1 % с суммы недоимки за каждый месяц просрочки. От пени освобождаются взносы, производимые в течение первого полумесяца (до 15 числа включительно) по истечении срока, назначенного для взноса. Затем, за каждый еще не истекший месяц пеня нисчисляется как за полный и причисляется к городским доходам.

IV. Если недоимка, с причитающеюся пенею, не внесена в течение шести месяцев после назначенного Думою срока (§ 1), то она взыскивается, при содействии полиции, посредством ареста доходов с обложенного сбором недвижимого имущества, а при недостаточности сей меры, посредством продажи движимого имущества недоимщика, за исключением предметов, указанных в статьях 973 и 974 (п. 4) Устава Гражд. Судопр., и с предоставлением притом недоимщику права указывать те вещи, которые прежде других должны быть обращены на пополнение недоимки. В случае непокрытия недоимки продажею движимостей, продается самое недвижимое имущество в порядке, указанном для взыскания налога с таких имуществ в пользу казны (Уст. под. ст. 2, п. 3, прл. по Прод. 1868 г. ст. 25‒27).

132. Сборы с документов на право торговли и промыслов могут быть определяемы Городскою Думою:

а) со всех установленных Положением о пошлинах за право торговли свидетельств купеческих и промысловых (Уст. Пошл., ст. 464, прл. по Прод. 1868 г. ст. 13 и 14) и билетов на торговые и промышленные заведения (там же, ст. 15 и 24)

б) со всякого рода патентов, выдаваемых, по Питейному Уставу, на заводы для выделки напитков и изделий из спирта или вина, а также на заведения для продажи питей (Уст. пит., изд. 1867 г., ст. 5 и прл., 267, 269 и 270).

Размер сего сбора установляется Городскою Думою в процентах с взимаемой по оным казенной пошлины.

Примечание. Высший размер обложения, в пользу города, означенных в сей статье свидетельств, билетов и патентов имеет быть определен ко времени выдачи оных на 1871 год.

133. Сборы в пользу города с означенных в статье 132 свидетельств, патентов и билетов, взимаются на одинаковых основаниях и одновременно с казенными по оным пошлинами.

134. Сбор с трактирных заведений, постоялых дворов и съестных лавочек, установляется Городскою Думою и взимается в пользу города на основании Положения о трактирных заведениях (Уст. гор. хоз., ст. 31, прл. по Прод. 1863 г.) и Высочайше утвержденного, 26 Мая 1869 года (47137), мнения Государственного Совета.

135. Сверх означенных в статьях 128‒134 сборов, Городской Думе предоставляется ходатайствовать, установленным порядком, о введении, в пользу города, сбора с квартир или жилых помещений. При представлениях Городских Дум по сему предмету должны быть прилагаемы подробные предположения о способе взимания означенного сбора, о высшем размере процентного обложения наемной стоимости квартир, и о тех жилых помещениях, которые, по малоценности своей, подлежат освобождению от сего сбора. Такие проекты вносятся Министром Внутренних Дел на утверждение в законодательном порядке.

136. Независимо от сборов, установляемых означенным в статьях 128‒135 порядком, в городской доход поступают:

а) сборы, взимаемые в пользу города при совершении, засвидетельствовании, протесте и представлении ко взысканию различных актов (Т. Х, част. I, Зак. Гражд.);

б) сборы, взимаемые при клеймении мер и весов на основании Устава торгового (ст. 2751);

в) сбор с аукционных продаж движимого имущества, производимых чрез должностных лиц городского общественного управления, в размере двух процентов с вырученной при продаже суммы (сверх двух процентов, следующих в пользу аукционитов);

г) сборы, взимаемые в пользу некоторых городов с привозимых в город и отвозимых из него товаров, на основании особых, Высочайше утвержденных, постановлений, — и

д) производимые некоторым городам пособия из государственного казначейства, на основании особых постановлений, и из земских сборов, на основании Устава о земских повинностях (ст. 13, § 2, п. д, § 3, п. д. по Прод. 1868 г., ст. 46; особ. прил., по Прод. 1868 г., ст. 3, прил. § 1, п. 2, § 2, п. 3 буква з).

137. Установление новых, не предусмотренных в сем Положении (ст. 128‒136), сборов или налогов в пользу города, а равно определение сборов свыше указанных в Положении пределов (ст. 130 и 132), может последовать не иначе, как по разрешении, законодательным порядком, ходатайств о том Городской Думы.

138. Взыскание всякого рода недоимок по установленным в пользу города сборам и повинностям производится порядком административным, на одинаковом основании с бесспорными требованиями правительственных мест и улиц (Уст. Гражд. Судопр., ст. 1, примеч.; Зак. Судопроизв. Гражд., ст. 102).

Городовое положение 1870 г.

Содержание

  • 1 Глава I. Общие положения
  • 2 Глава II. Об учреждениях городского общественного управления
    • 2.1 Отделение I. О городских Избирательных Собраниях
    • 2.2 Отделение II. О Городской Думе
    • 2.3 Отделение III. О Городской Управе и исполнительных Комиссиях
    • 2.4 Отделение IV. О порядке замещения должностей и условиях городской общественной службы
  • 3 Глава III. Об участии городского общественного управления в делах по благоустройству города
  • 4 Глава IV. О городских имуществах и имущественных делах города
  • 5 Глава V. О городских сборах
  • 6 Глава VI. О городских расходах и сметах, счетоводстве и отчетности
  • 7 Глава VII. О порядке обжалования распоряжений городского общественного управления и об ответственности должностных лиц оного

Глава I. Общие положения

1. Попечение и распоряжения по городскому хозяйству и благоустройству предоставляются городскому общественному управлению, а надзор за законным сего исполнением — Губернатору, на точном основании правил настоящего Положения.

2. К предметам ведомства городского общественного управления принадлежат:

а) дела по устройству сего управления и по городскому хозяйству на основании правил, в настоящем Положении изложенных;

б) дела по внешнему благоустройству города, а именно: попечение об устроении города, согласно утвержденному плану; заведывание, на основании правил, ниже изложенных (ст. 55 п. 5, 103‒108), устройством и содержанием улиц, площадей, мостовых, тротуаров, городских общественных садов, бульваров, водопроводов, сточных труб, каналов, прудов, канав и протоков, мостов, гатей и переправ, а равно и освещением города;

в) дела, касающиеся благосостояния городского населения: меры к обеспечению народного продовольствия, устройство рынков и базаров; попечение в пределах, законом указанных (ст. 103‒108 и Уст. пожарн. ст. 1, примеч. по Прод. 1863 г.), об охранении народного здравия, о принятии мер предосторожности против пожаров и других бедствий и об обеспечении от причиняемых ими убытков; попечение об ограждении и развитии местной торговли и промышленности, об устройстве пристаней, бирж и кредитных учреждений ст. 111, 112, 113 и мн. Гос. Сов. 6 Февр. 1862 г. (37950);

г) устройство за счет города благотворительных заведений и больниц и заведывание ими, на основаниях, указанных для земских учреждений относительно подведомственных сим последним такого рода заведений (ср. Пол. о Зем. Учрежд., ст. 2, п. IV); участие, на том основании, в попечении о народном образовании (ср. Пол. о Зем. Учрежд., ст. 2, п. VII), а также устройство театров, библиотек, музеев и других подобного рода учреждений;

д) представление Правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных нужд и польз города, и ходатайство по сим предметам (ст. 54 и 55, п. 14), — и

е) другие обязанности, возлагаемые законом на общественное управление, с дополнениями и изменениями, в приложении к сей статье указанными (прил. к ст. 2, ст. 1, 5‒10, 15, 16).

3. На городское общественное управление возлагается обсуждение, определение и приведение, в установленном порядке, в исполнение законных мер, необходимых для хода дела, ведению сего управления вверенных.

4. Круг действий городского общественного управления ограничивается пределами города и отведенных ему земель.

5. Городское общественное управление, в пределах предоставленной ему власти, действует самостоятельно. Случаи и порядок, в которых действия и распоряжения сего управления подлежат утверждению и наблюдению правительственных властей, указаны ниже (ст. 6, 11,12, 56, 68, 71, 77, 80, 92,103‒106, 111‒113, 121‒124, 127, 143, 150‒155 и 158).

6. Правительственные установления, земские и сословные учреждения обязаны оказывать содействие к исполнению законных требований городского общественного управления, на котором лежит такая же обязанность в отношении означенных установлений и учреждений. В случае неисполнения с той или другой стороны законных требований, недовольная сторона обращается к Губернатору, который, по собрании надлежащих сведений, в дальнейшем ходе дела поступает по статьям 8 и 131.

7. Сверх сборов, установляемых подлежащими земскими, городскими или сословными учреждениями, на основании изданных для них законоположений, никакие подати, тягости или службы не могут быть налагаемы на городских обывателей иначе, как в порядке законодательном.

8. В случае наложения на город неустановленных законом податей, тягостей или служб, а равно других относящихся до города неправильных распоряжений правительственных, земских и сословных установлений, городское общественное управление может обращаться к Губернатору для принятия зависящих от него мер к восстановлению законного порядка; если же ходатайство его сим путем не может быть удовлетворено, а равно в случае неправильных действий со стороны Губернатора или высших административных властей, ему предоставляется приносить жалобы непосредственно в Правительствующий Сенат (по 1-му Департаменту). Срок для принесения таких жалоб полагается трехмесячный, со дня получения общественным управлением извещения об означенных действиях или об отказе ему по ходатайству, представленному Губернатору.

9. Городское общественное управление, в постановлениях и распоряжениях своих, не может выходить из круга указанных ему дел. Всякое постановление его, в противность сего состоявшееся, недействительно.

10. Городское общественное управление подвергается ответственности (ст. 148‒161) за превышение власти, за неисполнение законных требований местных властей, за нарушение законных прав обществ и частных лиц и за всякие вообще действия, противные существующим законам.

11. Для рассмотрения, в случаях, ниже указанных (ст. 12, 29, 45, 77, 80, 93, 150, 151 и 158), возникающих по жалобам, пререканиям или непосредственному усмотрению Губернатора дел о незаконности определений городского общественного управления, а равно для обсуждения составленных Городскими Думами обязательных для жителей постановлений, в тех случаях, когда Губернатор встретит препятствие к изданию их, или когда относительно издания таких постановлений не состоится соглашения между городским общественным и местным полицейским управлениями (ст. 105 и 106), учреждается в каждой губернии, под председательством Губернатора, Губернское по городским делам Присутствие из Вице-Губернатора, Управляющего Казенною Палатою, Прокурора Окружного Суда, Председателя Мирового Съезда, а за отсутствием его одного из членов съезда (постановлением Мирового Съезда к тому назначенного), Председателя Губернской Земской Управы и Городского Головы губернского города. Сверх того, при рассмотрении пререканий между городским управлением и посторонним установлением или ведомством, приглашаются в Присутствие с правом голоса: если пререкание касается казенного или удельного ведомства, — Начальник того особого управления, до коего пререкание, по роду своему, относится; если же пререкание касается денежных расчетов, — то и Управляющий Контрольною Палатою. Делопроизводство Присутствия возлагается на Городского Секретаря губернского города.

Примечание. В губерниях, где не введены в действие Судебные Уставы или положение о Земских Учреждениях, приглашается в состав Присутствия, вместо Прокурора Окружного Суда, Губернский Прокурор, а вместо Председателя Земской Управы, член по выборам, Губернского по крестьянским делам Присутствия.

12. Если городским общественным управлением не будет сделано распоряжений к исполнению тех повинностей, отправление которых закон признает обязательным для города, то Губернатор напоминает о том общественному управлению; при безуспешности же сей меры, приступает, в случае необходимости, признанной Губернским по городским делам Присутствием, к непосредственным исполнительным распоряжениям на счет города и доводит о том безотлагательно до сведения Министра Внутренних Дел.

13. Представление городским общественным управлением высшему Правительству сведений, заключений и ходатайств по предметам, касающимся местных польз и нужд города, делается чрез Губернатора, который о ходатайстве Городской Думы обязан представить высшему начальству, с своим заключением, не далее месячного срока.

14. Городу предоставляется иметь печать с городским гербом.

Глава II. Об учреждениях городского общественного управления

15. Учреждения городского общественного управления суть:

1) городские Избирательные Собрания;

2) Городская Дума;

3) Городская Управа.

Отделение I. О городских Избирательных Собраниях

16. Городские Избирательные Собрания составляются единственно для избрания гласных Городской Думы, чрез каждые четыре года: время созвания их определяется Думою.

17. Всякий городской обыватель, к какому бы состоянию он ни принадлежал, имеет право голоса в избрании гласных при следующих условиях:

1) если он Русский подданный;

2) если ему не менее двадцати пяти лет от рождения;

3) если он, при этих двух условиях, владеет в городских пределах (ст. 4), на праве собственности, недвижимым имуществом, подлежащим сбору в пользу города, или содержит торговое или промышленное заведение по свидетельству купеческому, или же, прожив в городе в течение двух лет сряду пред производством выборов, хотя бы и с временными отлучками, уплачивает в пользу города установленный сбор со свидетельств: купеческого, или промыслового на мелочный торг, или приказчичьего I разряда, или с билетов на содержание промышленных заведений, указанных в статье 37 Положения о пошлинах за право торговли (Уст. Пошл., ст. 464, прил., по Прод. 1868 г.)

4) если на нем не числится недоимок по городским сборам.

18. Из числа городских жителей, имеющих право голоса на выборах, лишаются оного:

1) подвергшиеся суду за преступления и проступки, влекущие за собою лишение или ограничение прав состояния, или же исключение из службы, а равно за проступки, предусмотренные в статьях 169‒177 Устава о наказаниях, налагаемых Мировыми Судьями, когда они судебными приговорами не оправданы;

2) отрешенные от должности (в течение трех лет со времени отрешения);

3) состоящие под следствием или судом по обвинениям в преступных действиях, означенных в пункте 1, или влекущих за собою наказания, указанные в пункте 2;

4) подвергшиеся несостоятельности, впредь до определения свойства ее, а из лиц, о которых дела сего рода приведены уже к окончанию, все несостоятельные, кроме признанных несчастными

5) лишенные духовного сана или звания за пороки, или же исключенные из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат.

19. Губернатор, члены губернского по городским делам Присутствия, исключая Городского Головы (ст. 11), члены Губернского Правления и чины местной полиции, пока находятся в сих должностях, голосом при выборах не пользуются, хотя бы они и имели на него право по силе статьи 17.

20. За лица женского пола, за отсутствующих и за достигших гражданского совершеннолетия (21 года), но не имеющих положенного в статье 17 возраста, могут участвовать в выборах лица, снабженные от них доверенностями, а за малолетних и несовершеннолетних, их опекуны и попечители, если, как поверенные, так равно опекуны и попечители, подходят под условия, для участия в городских выборах статьею 17 установленные, и если к допущению их к этим выборам нет препятствий, указанных в статьях 18 и 19. Лица женского пола могут уполномочивать на участие в выборах своих отцов, мужей, сыновей, зятей и родных братьев, даже и в тех случаях, когда уполномочиваемые не соответствовали бы означенным в пункте 3 статьи 17 условиям, если только к допущению их к городским выборам не будет препятствия по статьям 18 и 19. На сем же основании неотделенные сыновья могут участвовать в выборах вместо своих отцов по их уполномочию.

Примечание. Упомянутые в сей статье доверенности на участие в городских выборах пишутся на простой бумаге. Подписи верителей, если оные неизвестны Городской Управе, свидетельствуются: в местностях, где действует Положение о нотариальной части (Зак. Гражд., ст. 708, прил. по Прод. 1868 г.), на основании оного; в тех же местах, где означенное Положение не введено, в подлежащих полицейских управлениях.

21. Разные ведомства, учреждения, общества, компании, товарищества, а равно монастыри и церкви, если владеют в городах недвижимым имуществом, с коих взимается в пользу города сбор, или уплачивают в пользу города установленные сборы с документов за право торговли и промыслов (ст. 17), пользуются правом голоса на городских выборах чрез своих представителей, назначаемых с соблюдением условий, указанных в статьях 17, 18 и 19.

22. Если несколько частных лиц имеют в городе недвижимую собственность в общем нераздельном владении, то каждый из его участников считается владельцем приходящейся на его долю части имущества и, согласно сему, пользуется правом голоса на городских выборах, в том или другом Избирательном Собрании (ст. 24). Из лиц же, числящихся в одном купеческом свидетельстве (Уст. Пошл., ст. 464, прил. по Прод. 1868 г., ст. 67), участие в выборах, на основании сего свидетельства, предоставляется только начальнику семейства, на имя коего свидетельство выдано, или, по его уполномочию, одному из лиц, внесенных в то свидетельство.

23. Никто из городских жителей не может иметь на выборах более двух голосов: одного за себя, другого — по доверенности.

24. Для производства выборов в гласные, учреждаются в каждом городе, из обывателей, имеющих право голоса на выборах (ст. 17‒22), три Избирательные Собрания, из коих каждое выбирает одну треть всего числа гласных (ст. 48). Для сего обыватели вносятся в список избирателей в том порядке, в каком они следуют по сумме причитающихся с каждого из них в доход города сборов, дающих право голоса на выборах (ст. 17); затем лица, внесенные в означенный список, делятся на три разряда или собрания, таким образом: к первому разряду причисляются те из показанных в начале списка избиратели, которые, внося высшие размеры сборов, уплачивают вместе одну треть общей суммы сборов, платимых всеми избирателями; ко второму — причисляются следующие за ними по списку избиратели, уплачивающие вместе также треть всех сборов; к третьему — все остальные избиратели. Составленный, на изложенных основаниях, список, с разделением избирателей на разряды, утверждается Городскою Думою.

25. Если бы в котором либо из городов или посадов, по малочисленности избирателей или однородности их состава, оказалось более соответственным разделить избирателей, вместо трех (ст. 24), на два разряда, то ходатайство о сем Городской Думы разрешается Министром Внутренних Дел.

26. Списки лиц, имеющих право голоса на выборах (ст. 17‒22), должны быть содержимы Городскою Управою в постоянной исправности, с своевременными отметками о переменах, происшедших в составе избирателей; пред наступлением выборов, списки сии Городскою Управою пересматриваются и исправляются, с разделением избирателей на разряды согласно статьям 24 и 25, и, за два месяца до производства выборов, объявляются во всеобщее сведение тем способом, какой будет определен Городскою Думою.

27. В течение двух недель со дня объявления во всеобщее сведение списков избирателей (ст. 26), городские обыватели имеют право представлять в Городскую Управу свои возражения против неправильностей или неполноты списков. Затем Управа, по исправлении списков согласно признанным ею основательными возражениям, представляет их, вместе с заключением своим по тем возражениям, которые оставлены ею без уважения, на рассмотрение Думы.

28. Дума, рассмотрев и утвердив списки избирателей, передает их Городской Управе не позднее как за месяц до выборов, для своевременного распоряжения о созвании избирателей, и тогда же объявляет о сделанных в списках изменениях.

29. Недовольные определением Думы (ст. 28) могут, в семидневный, со дня объявления оного, срок, обращаться с жалобами к Губернатору, который передает дело на рассмотрение Губернского по городским делам Присутствия (ст. 11). Если сие последнее, по рассмотрении жалобы, признает оную уважительною, то о его решении Губернатор дает немедленно знать Городской Управе, для соответственных изменений в списке избирателей.

Примечание. Неразрешение дел, в сей статье означенных, не останавливает производства выборов.

30. В Избирательных Собраниях председательствует Городской Голова. В помощь ему, при собирании и счете голосов, предоставляется каждому Избирательному Собранию, прежде начатия выборов, назначать из своей среды от двух до шести лиц.

31. Выборы производятся закрытою подачею голосов, посредством баллотировки шарами.

32. Способ удостоверения в личности избирателей предоставляется усмотрению Городского Головы. Поверенные, уполномоченные для участия в Избирательном Собрании родителями, лицами женского пола и отсутствующими, а также различными ведомствами, учреждениями и обществами (ст. 21), допускаются к участию в выборах по предъявлении Голове доверенностей или уполномочий, установленных примечанием к статье 20, а опекуны и попечители — по предъявлении ему указов опекунских учреждений об утверждении их в сем звании.

33. О возрасте (ст. 17, п. 2), равно как об условиях, лишающих права голоса (ст. 18), никаких особых удостоверений не требуется, но до начатия выборов прочитываются пункт 2 статьи 17 и статья 18 настоящего Положения, с объяснением избирателям, что незаконно принявшие участие в выборах подвергнутся наказаниям, указанным в статье 1434 Уложения о наказаниях (по Прод. 1868 г.).

34. Нарушители установленного порядка по производству выборов, за причиненные ими беспорядки и злоупотребления, подлежат наказаниям, указанным в статьях 1425 и 1434 (по Прод. 1868 г.) Уложения о наказаниях и в статье 39 Устава о наказаниях, налагаемых Мировыми Судьями.

35. В гласные Городской Думы может быть избираем каждый, имеющий право голоса на выборах (ст. 17 п. 1‒3, 18, 19, 22), считая в том числе и лица, которые получили это право по доверенности (ст. 20 и 21). Число гласных из нехристиан не должно превышать одной трети общего числа гласных.

36. Каждому собранию или разряду избирателей предоставляется выбирать гласных как из собственной среды, так и из числа избирателей, принадлежащих к другим собраниям или разрядам (ст. 24).

37. К избранию допускается каждый, имеющий по закону право быть избранным в гласные (ст. 35, 36), если он изъявит на то желание, или будет предложен кем-либо из избирателей.

38. Избранными в гласные признаются лица, получившие в Собрании (ст. 24) наиболее голосов и притом более половины голосов всех наличных избирателей. Если избранных таким образом гласных окажется менее числа, подлежащего избранию, то, для выбора недостающего числа, составляется из лиц, получивших наиболее голосов после избранных, список кандидатов не более как в двойном числе против подлежащих еще избранию гласных и затем производится новая баллотировка только означенных лиц, по которой получившие наибольшее число голосов считаются избранными, хотя бы оно и не достигало половины всех поданных голосов. Между лицами, получившими равное число голосов, выбор решается посредством жребия, которого порядок установляется Городским Головою.

39. Последствия произведенных выборов отмечаются в особом выборном листе, который, по окончании выборов, читается Избирате<

Наши рекомендации