Разработка диаграмм декомпозиции с использованием методологии DFD

Диаграммы потоков данных DFD используются для описания документа и обработки информации. После декомпозиции контекстной диаграммы по методологии DFD определяем, какие работы будут проводиться, а также удаляем граничные стрелки мигрирующие в процессе декомпозиции. И заменяем их соответствующими хранилищами данных или внешними ссылками. На родительской диаграмме необходимо затуннелировать стрелки подходящие и исходящие из соответствующего функционального блока.

Туннель - круглые скобки в начале и/или в конце стрелки. Подобное встречается на рисунке 2. Туннельные стрелки означают, что данные, выраженные этими стрелками, не рассматриваются на родительской диаграмме и/или на дочерней диаграмме.

Стрелка, помещенная в туннель там, где она присоединяется к блоку, означает, что данные, выраженные этой стрелкой, не обязательны на следующем уровне декомпозиции. А стрелка, помещаемая в туннель на свободном конце, означает, что представляемые ею данные отсутствуют на родительской диаграмме. Важно: правильно затуннелированная стрелка должна изображаться в круглых скобках!

Потоки данных на диаграммах изображаются именованными стрелками, ориентация которых указывает направление движения информации. Имя потока данных отражает содержание потока. Иногда информация может двигаться в одном направлении, обрабатываться и возвращаться назад к источнику. Такая ситуация может моделироваться либо двумя различными потоками, либо одним – двунаправленным [3].

Хранилище данных определяет данные, которые сохраняются в памяти между процессами. Информация, содержащаяся в хранилище, может использоваться в любое время после её определения, при этом данные могут выбираться в любом порядке. Имя хранилища должно идентифицировать его содержание.

После внесения всех хранилищ данных в функциональную модель информация о них будет использована при создании локальной и глобальной логической модели данных предметной области в среде ERwin с использованием методологии IDEF1X.

Рассмотрим более подробно декомпозицию DFD на примере функциональных блоков: Оформить квитанцию, Выполнить ремонт изделия и Получить оплату заказа [4].

Разработка диаграмм декомпозиции с использованием методологии DFD - student2.ru

Рисунок 3. Декомпозиция диаграммы А1

Для того что бы оформить квитанцию, сотрудники сервисной службы выполняют проверку по внесению клиента в базу данных.

Проверка заключается в том, что если, клиент уже пользовался услугами сервисной службы, то информация об этом клиенте хранится в базе данных это фирмы, и в повторном добавлении клиента в базу данных не нуждается. В противном случае в базу данных вносится вся информация о новом клиенте. За тем в квитанцию вносится заказ, а именно: информация о клиенте, информация об изделии, с которым работают сотрудники фирмы, а так же указывается номер инструкции, по которой будет производиться ремонт изделия. Далее номер квитанции указывается в специальном журнале по учету квитанции, необходимый для бухгалтерии. После чего квитанция с неисправным изделием передается сотруднику фирмы для выполнения ремонта изделия клиента.

Разработка диаграмм декомпозиции с использованием методологии DFD - student2.ru

Рисунок 4. Декомпозиция диаграммы А2

После того как сотрудник получает квитанцию и неисправное изделие выполняется ремонт данного изделия. Первым делом производиться диагностика изделия (выявляется причина неисправности изделия) с использованием различных инструментальных средств.

После того как причина неисправности выявлена производится замена детали изделия. После чего производиться проверка изделия (тестирование). Если изделие после проверки соответствует, всем нормам проверки, то сотрудники сообщают клиенту о том, что их изделие готово – отремонтировано.

Разработка диаграмм декомпозиции с использованием методологии DFD - student2.ru

Рисунок 5. Декомпозиция диаграммы А3

Завершающим этапом является получение оплаты за заказ. Здесь клиенту предоставляется отремонтированное изделие, для того что бы клиенту предоставили его изделие, клиенту необходимо сообщить сотрудникам фирмы номер квитанции по которому выполнялся ремонт изделия, после чего клиент оплачивает заказ, сотрудники проверяют сумму оплаты, а за тем составляют товарный и кассовый чек, распечатывают и предоставляют их клиенту.


Наши рекомендации