Глава 6. управленческая деятельность руководителя

1. Целеполагание, планирование и формирование организационного порядка как начало управленческой деятельности.

2. Принятие управленческих решений.

3. Мотивирование персонала, разработка и осуществление технологии изменения.

4. Определение диагностики управления и контроль.

6.1 Целеполагание, планирование и формирование организационного порядка как начало управленческой деятельности.

Целеполагание.

Управленческая деятельность – это деятельность руководителя по определению цели и задачи управления, обработке информации, выработке и принятию решения в организационной системе. Управленческая деятельность включает в себя следующие элементы, которые тесно связаны между собой: целеполагание, планирование, формирование организационного порядка, принятие управленческих решений, мотивирование, разработка и осуществление технологии изменения, определение диагностики управления, контроль.

Достижение определённого результата во многом зависит от того, правильно ли выбрана цель, соответствует ли она данной ситуации. Поэтому основой целеполагания является изучение закономерностей, которые происходят в обществе, в данной организации определение целей этих закономерностей. И чем точнее будет определена цель происходящих закономерностей в обществе, организации и их изменений, тем эффективней будет последующий результат.

Для достижения оптимального результата цели должны соответствовать определённым требованиям:

· Конкретность. Цель должна включать в себя ощутимые результаты, которые надлежит достичь.

· Реальность. Цель должна быть обеспечена ресурсами, правильно выбранной тактикой её достижения и путями эффективного управления.

· Контролируемость. Цель должна быть контролируема, то есть здесь большое значение уделяется информации, особенно информации от управляемого объекта, так как важно знать, как идёт заданный процесс. Это необходимо, чтобы при обнаружении отклонения движения данного процесса к заданной цели вовремя принять меры по его регулированию.

Поставленные цели должны быть проверены, скоординированы, согласованы с данной ситуацией, должны соответствовать объективным обстоятельствам. В противном случае данные цели могут оказаться недостижимыми. Только после проверки полученные цели могут быть приняты к действию. Для подобного отбора используются математические методы при создании моделей комплексов целей.

Одним из самых разработанных методов целеполагания является составление «древа целей».

Построение «древа целей» происходит от общего к частному. В самом вверху находится главная цель, она разделяется на составляющие подцели, которые являются средством её достижения. Последние подцели разделяются на более частные и так далее до определённого уровня, где некая подцель готова к реализации без дальнейшего упрощения.

При формировании «древа целей» пользуются следующими правилами:

· формирование целей необходимых для достижения желаемого результата;

· выделение основной цели, которая содержит описание ожидаемого результата;

· содержание основной цели должно представлять собой иерархическую структуру, где каждая достигнутая цель, является средством для достижения вышестоящей цели;

· подцели каждого уровня не находятся в зависимости друг от друга;

· разветвление целей прекращается по достижению элементарного уровня, когда подцель может реализовываться без дальнейших пояснений.

Планирование.

«Мудрость – это способность предвидеть последствия совершаемых действий, готовность пожертвовать сиюминутной выгодой ради больших благ в будущем. Планирование – это оружие мудрых, но планирование – это один из самых сложных видов работы, доступных человеку» (Р.Аркофф)

Эффективность работы всего предприятия зависит от планирования, осуществляемого руководящим составом.

Планирование в управлении заключается в определении основных направлений развития деятельности организации с учётом внутренней и внешней среды. В своё содержание планирование включает следующие элементы:

1. Постановка и конкретизация целей развития всей организации и различных её подразделений с учётом определённого времени.

2. Определение задач, выполнение которых необходимо для достижения целей.

3. Определение сроков и этапов последовательности реализации поставленных задач.

4. Выявление необходимых материальных, трудовых, финансовых ресурсов необходимых для решения этих задач.

Уровень и качество планирования неразрывно связаны с профессионализмом руководителя, компетентностью сотрудников, техническим и информационным обеспечением. На иностранных предприятиях в зависимости от целей выделяют различные виды планирования:

· в американских компаниях главное - это объединение стратегий всех подразделений и распределение ресурсов;

· в английских - ориентация на распределение ресурсов;

· в японских - ориентация на внедрение новшеств и повышение качества решений.

В зависимости от направленности и характера решаемых задач принято рассматривать три вида планирования:

· стратегическое (перспективное);

· среднесрочное (бизнес-план);

· тактическое (текущее).

Стратегическое планирование разрабатывается на период 10-15 лет. Оно определяет главные цели деятельности фирмы и основывается на обширных ресурсах. Такое планирование ставит своей задачей научное обоснование проблем, с которыми фирма может столкнуться в будущем и основывается на стратегии компании. Стратегическое планирование включает в себя:

· анализ перспектив развития фирмы;

· анализ позиций в конкурентной борьбе;

· выбор стратегии и определение приоритетов по конкретным видам деятельности;

· анализ направлений диверсификации.

Стратегическое планирование включает также в себя выбор новых направлений развития компании, выделяются их приоритеты, разрабатываются новые возможности фирмы (расширение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменения профиля предприятия или радикальное изменение технологии). Такое планирование осуществляется на уровне высшего звена управления.

Среднесрочное планирование разрабатывается на 5 лет. Такие планы включают в себя производственную стратегию фирмы, стратегию сбыта, финансовую стратегию на пятилетний срок. Кроме этого среднесрочные планы включают в себя мероприятия, которые связаны с достижением целей долгосрочной программы развития и содержат количественные показатели (капиталовложений, источников финансирования и т.д.). Разрабатываются такие планы в производственных отделениях. Среднесрочный план часто выражается в бизнес–плане. Бизнес-план в настоящее время является важным документом для предпринимателей, так как он демонстрирует способности компании в произведении товаров или предоставлении услуг, показывает возможность увеличение размеров прибыли и возврат вложений инвесторов.

Бизнес–план включает в себя:

· цели и задачи, связанные с текущим моментом и перспективным направлением;

· оценку текущего момента;

· определение сильных и слабых сторон проекта;

· анализ рынка;

· информацию о потребителях продукции, услугах.

Содержание бизнес плана зависит от того с какой целью и для кого он составляется. В связи с этим выделяются 8 причин, определяющих характер бизнес плана:

1. Бизнес-план для себя. Обосновывает необходимость создания определённого дела.

2. Бизнес-план для получения кредита.

3. Бизнес-план для привлечения средств сторонних инвесторов.

4. Бизнес-план для совместного предприятия или стратегического альянса с иностранным партнером.

5. Бизнес-план для привлечения новых сотрудников.

6. Бизнес-план для заключения крупного контракта.

7. Бизнес-план для объединения с другой компанией.

8. Бизнес-план для реорганизации дела и оптимизирования операций.

Содержание, состав бизнес-плана, степень его разработки зависят от размеров будущего проекта, сферы, к которой он относится, конкуренции на рынке и т.д.

Текущее планирование разрабатывается на 1 год и включает в себя тщательную разработку оперативных планов для всей организации и для её подразделений. Текущее планирование выявляет промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач. Сюда входит детальная разработка средств и способов решения задач, использование ресурсов, внедрение новых технологий с учётом конкретной ситуации. Основными звеньями текущего плана являются календарные планы.

Наши рекомендации