Направления развития теории и практики Российского управления на современном этапе

Свобода экономической деятельности открывает новые возможности для совершенствования менеджмента организации (предприятия). Однако в России эффективность управления организацией зависит в значительной степени от внешних факторов и, прежде всего, государственного менеджмента.

В российском менеджменте, при новой управленческой парадигме развиваются следующие процессы:

1.Теснейшая интеграция экономики России и мирового рынка.

2. Динамичное формирование рыночных экономических субъектов как открытых систем.

3.Сочетание все ещё значительной степени государственного управления и рыночного регулирования.

4.Применение на практике как рыночных, так и административных методов управления фирмами различных форм собственности и сфер деятельности [5, с. 47].

В сравнении со старой системой управления, которая существовала долгие годы на российских фирмах, в новых условиях постепенно появляются все новые функции:

1.Разработки политики и стратегии развития;

2.Поиск необходимых материальных и трудовых ресурсов;

3.Совершенствование организационной и производственной структур управления фирмой.

В настоящее время в России функционируют предприятия различных форм собственности:

1.Государственные, которые не подлежат приватизации.

2. Приватизированные (с участием или без участия государства).

3.Частные.

В управлении вышеперечисленными видами предприятий есть некоторые специфические особенности.

На государственных предприятиях специфика менеджмента, схожа с системой организации и управления на предприятиях бывшего СССР. Она заключается, в первую очередь, в полной ответственности перед «большим собственником» - государством. Кроме этого, наличествует ограниченность широты прав менеджмента таких предприятий, поскольку стратегия и тактика развития последних определяется всегда «сверху».

Менеджеры таких предприятий несут всю полноту ответственности за управление. В перечень их прав входит:

1.Определение организационной структуры производства;

2.Ценообразование; определение количества и номенклатуры выпускаемой продукции; наём, выплата вознаграждения и право увольнения работников; управление финансами.

Уровень развития фирм в современных условиях, характеризующихся непрерывным усилением конкуренции и глобализации определяется главным образом тремя важными показателями:

1.Производительностью труда.

2. Конкурентоспособностью товара.

3.Качеством развития и роста, определяемыми степенью инновационности технологической базы, а также адекватностью систем управления и организационного развития.

Совершенствование, основанное на данных показателях сегодня составляют ключевую задачу менеджеров фирм, поскольку именно совокупность данных ключевых показателей определяет текущую позицию фирмы на рынке, а также возможности и перспективы её успешного и стабильного развития. Низкое значение хотя бы одного из этих показателей делает положение фирмы в лучшем случае неустойчивым, а перспективы развития размытыми и неопределенными [4].

Важнейшей чертой современного менеджмента выступает ориентация на знания, высокую культуру, человеческий капитал, высокие технологии, широкое и повсеместное использование информации, что представляет уже сейчас, но еще более со временем, ключевой ресурс.

В данном плане характерно формирование новых отношений между организацией, а также работающими в ней людьми:

1.Наиболее талантливые, прогрессивные люди хотят работать в той фирме, которая действительно дает перспективы персонального роста;

2.Работники желают принимать активное участвовать в капитале своей компании, и все чаще им следует предоставлять данную возможность;

3.Прием на работу, в основном, осуществляется на контрактной основе;

4.Менеджер в значительной мере становится - не просто начальник, но также и учитель, наставник;

5. Стиль управления становится все более демократичным.

В последние годы все большее внимание в менеджменте уделяется именно человеческому аспекту.

Главным в менеджменте является умение работать с людьми, добиваться их мотивации к наиболее высокой производительности своего труда, а также общей прибыльности фирмы.

Отечественному менеджеру, вместо единого общего рынка России приходится действовать в условиях все ещё имеющей место раздробленности рынка, в каждом анклаве которого есть свои специфические национальные, юридические и экономические особенности. Остается актуальным разрешение проблем с производством, расчетами, снабжением, маркетингом, планированием.

Для российской практики в сфере менеджмента сегодня важны выработка особого подхода к управлению с учетом специфических особенностей российского бизнеса и менталитета и построение такой гибкой и динамической системы управления, которая способна была бы выдерживать "контрастный душ" российской действительности.

Является совершенно очевидным то, что российская модель управления все ещё развивается, формируясь на рубеже старого и нового, западного и восточного.

Однако она во многом является оригинальной, становясь все более действенной и во все возрастающей мере реализует свое общественное предназначение. К настоящему времени сформировалась определенная система взглядов на управление в трансформационный период.

Наши рекомендации