Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний.

1. Генеральная и выборочная совокупность, частота варианты, относительная частота варианты.

2. Выборки повторные и безповторные. Репрезентативность выборки. Статистическое распределение выборки, вариационный ряд.

3. Теоретическая и эмпирическая функции распределения.

4. Графическое представление выборки: полигон и гистограмма.

5. Числовые характеристики выборки: выборочная средняя, выборочная дисперсия и исправленная выборочная дисперсия , выборочное среднее квадратическое отклонение и исправленное выборочное среднее квадратическое отклонение, выборочная мода, выборочная медиана, эмпирические начальные и центральные моменты различных порядков.

6. Точечные оценки неизвестных параметров генеральной совокупности. Метод моментов и метод максимального правдоподобия получения точечных оценок.

7. Интервальные оценки неизвестных параметров генеральной совокупности: доверительный интервал, доверительная вероятность

8. Требования, предъявляемые к оценкам: несмещённость, эффективность, состоятельность.

9. Доверительный интервал для неизвестного математического ожидания нормально распределённой генеральной совокупности при известной генеральной дисперсии.

10. Доверительный интервал для неизвестного математического ожидания нормально распределённой генеральной совокупности при неизвестной генеральной дисперсии.

11. Доверительный интервал для неизвестного среднеквадратического отклонения нормально распределённой генеральной совокупности.

12. Понятие статистической гипотезы. Гипотезы простые и сложные, параметрические и непараметрические. Нулевая гипотеза, альтернативная гипотеза, ошибки первого и второго рода.

13. Уровень значимости и мощность критерия.

14. Методика проверки статистической гипотезы. Статистический критерий, область принятия решения, критическая область, критическая точка, односторонние и двусторонние критические области.

15. Проверка гипотезы о равенстве генерального среднего конкретному значению.

16. Проверка гипотезы о равенстве генеральных средних двух генеральных совокупностей

17. Проверка гипотезы о равенстве дисперсий двух генеральных совокупностей.

18. Критерии согласия: Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru Пирсона и Колмогорова.

19. Зависимости функциональные, статистические и корреляционные.

20. Линейная регрессия случайных величин Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru и Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru

21. Выборочный коэффициент корреляции. Проверка гипотезы о наличии или отсутствии зависимости между случайными величинами с помощью выборочного коэффициента корреляции

22. Прямые линейной эмпирической регрессии “ Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru на Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru ” и “ Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru на Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru ”.

Знания на уровне доказательств и выводов:

1. Построение доверительного интервала для неизвестного математического ожидания нормально распределённой генеральной совокупности при известной генеральной дисперсии.

2. Построение доверительного интервала для неизвестного математического ожидания нормально распределённой генеральной совокупности при неизвестной генеральной дисперсии.

Умения в решении задач

1. Строить полигон и гистограмму по выборке

2. Строить эмпирическую функцию распределения и её график по выборке

3. Вычислять числовые характеристики выборки: выборочную среднюю, выборочную дисперсию и исправленную выборочную дисперсию, выборочное среднее квадратическое отклонение и исправленное выборочное среднее квадратическое отклонение, выборочную моду, выборочную медиану.

4. Строить доверительный интервал для неизвестного математического ожидания нормально распределённой генеральной совокупности при известной генеральной дисперсии

5. Строить доверительный интервал для неизвестного математического ожидания нормально распределённой генеральной совокупности при неизвестной генеральной дисперсии

6. Проверять гипотезу о равенстве генеральных средних двух генеральных совокупностей

7. Проверять гипотезу о равенстве дисперсий двух генеральных совокупностей.

8. Проверять гипотезу о законе распределения по критерию согласия Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru .

9. По данным двумерной выборки строить эмпирическую простую линейную регрессию.

Задания для самостоятельного выполнения.

Здесь везде Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru -номер студента по списку.

1. Пусть выборка задана таблицей 8. 1. Найти её числовые характеристики.

Таблица 8.1

Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru -1 Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru 0 Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru 1 Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru 2 Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru
Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru

2. Найти доверительный интервал для неизвестного математического ожидания нормально распределённой генеральной совокупности с надёжностью Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru при известной генеральной дисперсии Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru , выборочном среднем Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru , найденным по выборке объёма Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru .

3. Найти доверительный интервал для неизвестного математического ожидания нормально распределённой генеральной совокупности при неизвестной генеральной дисперсии с надёжностью Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru , выборочном среднем Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru и выборочной дисперсии Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru , найденных по выборке объёма Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru .

4. Для проверки эффективности новой технологии отбираются две группы рабочих. В первой группе (где она применяется) численностью Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru человек средняя выработка Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru шт., Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru шт. Эти же показатели для другой группы (без применения новой технологии) численностью Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru человека : Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru шт., Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru шт. На уровне значимости Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru определить, действительно ли новая технология влияет на производительность.

5. При уровне значимости Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru проверить гипотезу о нормальном распределении генеральной совокупности по эмпирическим и теоретическим частотам:

Таблица 8.2

Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru 6 Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru 12 Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru 16 Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru 40 Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru 13 Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru
Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru

Образцы решения заданий.

Задание1.Пусть выборка задана таблицей 8. 3.Найти её числовые характеристики.

Таблица 8.3

Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru -1
Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru

Решение. Выборочная средняя Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru , выборочная дисперсия Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru , исправленная выборочная дисперсия Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru , выборочное среднеквадратическое отклонение Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru , исправленное выборочное среднеквадратическое отклонение Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru , выборочная мода Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru , выборочная медиана Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru .

Задание 2.Найти доверительный интервал для неизвестного математического ожидания нормально распределённой генеральной совокупности с надёжностью Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru при известной генеральной дисперсии Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru , выборочном среднем Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru , найденным по выборке объёма Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru .

Решение. Искомый доверительный интервал имеет вид: Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru . Квантиль стандартного нормального распределения Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru может быть найден, например, по таблицам значений функции Лапласа Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru как решение уравнения Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru . Здесь Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru . Подставляя в формулу данные задачи, получим: Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru .

Задание 3.Найти доверительный интервал для неизвестного математического ожидания нормально распределённой генеральной совокупности при неизвестной генеральной дисперсии с надёжностью Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru , выборочном среднем Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru и выборочной дисперсии Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru , найденных по выборке объёма Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru .

Решение. Искомый доверительный интервал имеет вид: Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru . Квантиль распределения Стьюдента, соответствующий надёжности Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru для числа степеней свободы Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru возьмём из соответствующей таблицы: Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru . Исправленное выборочное среднеквадратичное отклонение Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru . Подставляя, получим: Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru .

Задание 4.Для проверки эффективности новой технологии отбираются две группы рабочих. В первой группе (где она применяется) численностью Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru человек средняя выработка Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru шт., Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru шт. Эти же показатели для другой группы (без применения новой технологии) численностью Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru человека : Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru шт., Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru шт. На уровне значимости Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru определить, действительно ли новая технология влияет на производительность.

Решение. Для проверки гипотезы о равенстве генеральных средних двух генеральных совокупностей (новая технология не влияет на производительность) вычислим статистику: Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru и сравним её с Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru - квантилью стандартного нормального распределения. Квантиль стандартного нормального распределения Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru может быть найден, например, по таблицам значений функции Лапласа Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru как решение уравнения Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru . Подставляя, получим: Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru . При этом Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru . Так как Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru , то выдвинутую гипотезу об отсутствии влияния отклоняем.

Задание 5.При уровне значимости Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru проверить гипотезу о нормальном распределении генеральной совокупности по эмпирическим и теоретическим частотам:

Таблица 8. 4

Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru
Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru

Решение. Необходимые вычисления проведём в таблице 8. 5.

Таблица 8.5

Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru
Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru  
Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru  
Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru -3 -2 -1  
Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru  
Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru 0,09 0,07 0,21 0,27 0,67 0,17 2,47

Видно, что наблюдаемое значение критерия Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru 2,47. Заданному уровню значимости Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru и числу степеней свободы Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru соответствует Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru 9,49. Так как Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru , то нет оснований отклонить гипотезу о нормальном распределении генеральной совокупности на данном уровне значимости .

Задание 6. По данным корреляционной таблицы 8. 6 построить выборочные уравнения регрессии.

Таблица 8.6

Себестоимость, у.е. Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru Производительность труда, Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru
   
   
   
   
     
Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru

Решение.Уравнение регрессии “ Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru на Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru ” : Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru , “ Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru на Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru ” :
Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru .

Для удобства выпишем распределения составляющих:

Таблица 8. 7

Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru
Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru
Таблица 8.8
Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru
Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru

По таблицам 8.7 и 8.8 рассчитаем Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru 14,95, Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru 228, Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru 4,50, Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru 2,12, Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru 11,05, Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru 126,8, Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru 4,70, Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru 2,17, Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru 6472,

Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru 161,8, Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru -3,40, Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru -0,74, Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru -0,76; Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru -0,72.

Тогда уравнение регрессии “ Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru на Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru ” : Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru , “ Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru на Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru ”: Знания на уровне понятий, определений, формулировок, описаний. - student2.ru .

Наши рекомендации