Обретешь изначальную мудрость состояния будды.

Согласно нашей традиции [нингтиг], есть два вида мандалы:

1) мандала свершения [681] [символ того, кому подносится мандала];

2) мандала подношения [682] [символ самого подношения]. [683]

Материал для приготовления мандалы зависит от того, что имеется в твоем распоряжении. Основание наилучшей, самой драгоценной мандалы делают из золота, серебра и других дорогих металлов. Основание средней мандалы — из бронзы или других хороших металлов. На худой конец в качестве основания подойдет даже гладкий плоский камень, дерево и т. п. На мандалу лучше всего насыпать драгоценные камни: бирюзу, кораллы, сапфиры, жемчуг и т. п. Для среднего подношения это — целебные плоды: миробалан, амала и т. п. Для простых подношений берут зерно: бобы, ячмень, рис, пшеницу и т. п. На худой конец можно воспользоваться просто галькой, гравием или песком, которые будут служить опорой для визуализации.

В любом случае основание мандалы необходимо тщательно очистить. Сначала приготавливают мандалу свершения, насыпая [на основание] пять горок. Горка в центре символизирует Будду Вайрочану, окруженного божествами семейства Будда. Горка спереди [т. е. на востоке и ближайшая к тебе] символизирует Будду Ваджра-Акшо-бхью, окруженного божествами семейства Ваджра. Горка на юге [т. е. слева по отношению к тебе] — символ Будды Ратнасамбхавы, окруженного божествами семейства Ратна. Горка на западе [т. е. самая дальняя от тебя] — символ Будды Амитабхи, окруженного божествами семейства Падма. Горка на севере [т. е. справа по отношению к тебе] — символ Будды Амогхасиддхи, окруженного божествами семейства Карма. [684]

Или же можно представлять поле заслуг так же, как в практике прибежища. В центре находится Великий Гуру из Уддияны, неотличимыи от твоего коренного гуру, над которым ярусами сидят учителя линии передачи дзогчена. Горка впереди гуру — это Будда Шакьямуни, окруженный тысячью двумя буддами нашей благой кальпы. Горка справа [от гуру] — это восемь великих наследников [685]Будды, окруженные благородной сангхой бодхисаттв. Горка слева [от гуру] — это два выдающихся архата [CVII], окруженные благородной сангхой шравак и пратьекабудд. Горка позади гуру — это множество книг, содержащих драгоценную Дхарму и обрамленных сетью из лучей света.

Мандалу свершения, по возможности расположив перед ней пять предметов подношения [686], следует поставить на алтарь, перед символами тела, речи и ума Будды. Если нет мандалы свершения, можно обойтись и без нее, просто мысленно представляя собрание прибежища.

Затем возьми в левую руку мандалу подношения [687]. Долго протирай ее поверхность внутренней стороной запястья правой руки и, сосредоточившись на том, что представляешь, читай молитву из семи частей [688] и другие молитвы. Мандалу чистят не потому, что на ней есть какая-то грязь, которую нужно удалить. Усердное очищение мандалы — это символ очищения своего ума от двойного омрачения.

Когда в древности великие учителя школы кадампа, очищая мандалу, до мяса стирали кожу на внутренней стороне запястья, они начинали чистить ее боковой стороной. Стерев и это место, они использовали тыльную сторону. Вот такие истории дошли до нас из прошлого. Придерживайся традиции великих представителей кадампы: очищай мандалу только запястьями, не пользуясь ни шерстяной, ни хлопковой тканью.

Насыпая горки на основании, произноси молитву «Мандала из тридцати семи частей» [689]. Эту молитву сочинил Дрогон Чогял Пагпа из школы сакья. Поскольку она оказалась полезной, ее широко используют в старой и новых буддийских школах Тибета. Мы тоже начинаем практику подношения мандалы с этой молитвы, поскольку придерживаемся той же традиции.

Во всех школах [Тантры], старой и новых, есть много методов подношения мандалы, которые приняты в той или иной традиции. В частности, в каждом из учений-кладов [690] школы нингма есть собственная мандала. В нашей традиции нингтиг есть много длинных молитв подношений мандалы трех кай, которые передал Великий Кункен [Лонгченпа]. При подношении мандалы можно использовать любой из этих методов.

Подношение мандалы из тридцати семи частей выполняется следующим образом.

Произнося мантру

ОМ ваджра бхуми...

ОМ! Ваджрная земля...

и держа мандалу в левой руке, правой рукой окропи ее ароматной водой дрисанг[691], в которую добавлен бачунг [692].

Затем большим и указательным пальцами возьми щепоть зерна и, произнося мантру

ОМ ваджра рекхе...

ОМ! Ваджрная линия...

сделай этой рукой над основанием мандалы круговое движение по часовой стрелке, после чего положи в центр щепоть зерна. Теперь, если у тебя приготовлены ободки, положи [самый большой из трех] на мандалу.[693]

Затем насыпь в центр горку зерна побольше, произнося при этом:

Рийи гялпо рираб... [694]

Гора Меру — Царь Гор...

Помещая [по четырем сторонам света] четыре горки зерна, символизирующие четыре континента, [произноси]:

Шар лупаг по...[695]

Восточный континент...

Восточной стороной можно считать или ту, что обращена к тебе, или противоположную ей, обращенную к тем, кому делаешь подношение, — то и другое будет правильным. Располагай горки зерна по часовой стрелке, начиная с той стороны, которую принял за восточную.

Когда насыпаешь горки, символизирующие пару малых континентов, начинай с той, что находится с левой стороны от главного континента, и при этом произноси:

Луданг лупаг... [696]

Восточные малые континенты...

Затем помести [четыре] горки, которые символизируют, соответственно: восточная — Драгоценную гору, южная — Древо исполнения желаний [697], западная — Щедрую дойную корову [698], северная — Урожай, не требующий возделывания земли [699].

Затем [700] в четырех главных и четырех промежуточных направлениях помести поочередно восемь горок, символизирующих семь знаков царской власти и сосуд великого сокровища.

Потом в четырех главных направлениях помести четыре горки [символизирующие] внешних богинь подношений, начиная с богини красоты, а в четырех промежуточных направлениях — четыре горки [символизирующие] внутренних богинь подношений, начиная с богини, подносящей цветы.

Затем [701] помести четыре груды, которые символизируют: восточная — солнце, западная — луну, южная — драгоценный зонт, северная — знамя победы.

После этого, произнеся молитву:

Лха данг мийи лонг чо ма цангва мэ па... [702]

Все богатства богов и людей без единого упущения...

полностью засыпь сверху все образовавшиеся горки, не соблюдая никаких направлений, а под конец укрась вершину полумесяцем или чем-либо другим. Затем произнеси:

Дини джецун... намла улвар гио[703]

Наши рекомендации