Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие? Изменяется по ро-дам, числам и падежам, согласуется с существительным. В предложении является, как правило, определением.

Беседа об имени прилагательном.

Прилагательное… Уже в самом имени содержится намек на то, что оно должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Давайте заглянем в глубь истории.

Многие грамматические термины имеют корни в латыни. Прилага-тельное не является исключением. Дословный перевод названия «при-лагательное» с греческого – эпитет. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и перевод – «нечто подкинутое», «прибавленное», «приложенное». Само греческое слово «эпитет» (образное сравнение) у нас тоже приме-няется. А, впрочем, не является ли каждое прилагательное (почти каждое) эпитетом?

Например: Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет…

А. Толстой.

Обратите внимание и задумайтесь над тем, что лес, оказывается, может быть не только зеленым, а … юным, а дым не только серым.

Представьте себе ровную асфальтированную дорогу и летнюю лес-ную поляну. Как утомительно смотреть долгое время на серое однооб-разие первой, и как радует глаз вторая! Каких только нет там форм, раз-меров, окрасок: зеленые, стройные, высокие, узорные, топкие, бархатные, белые, длинные, низкорослые, голубые, круглые, стрельчатые, фиолето-вые, прямые и т.д.

Все это разнообразие передается с помощью прилагательных. Именно они делают нашу речь живописной. Без них речь бедна и невыразительна.

Спросите любого человека: «Какая трава? Снег? Ночь?» Он ответит: «Трава зеленая. Снег белый. Ночь темная». А всегда ли снег белый? Конечно, нет. Он бывает темно-голубым, синим, серебристым. На закате даже крас-ным, а еще – пушистым, рассыпчатым. Его можно потрогать – он холод-ный, свежий, колючий, жгучий. Вот сколько прилагательных только для описания снега. А для того, чтобы передать, например, оттенки красного цвета, можно использовать более пятнадцати прилагательных.

По частоте употребления прилагательное занимает третье место после имени существительного и глагола.

Когда мы научимся пользоваться этим богатством, вдумчиво отно-ситься к подбору эпитетов, то есть прилагательных (что, впрочем, почти одно и то же, как утверждали древние греки), тогда наша речь станет ярче и красивее. Что бы мы ни делали, где бы мы ни были, мы постоян-но стремимся не только назвать предмет, но и оценить его, определяя его качественную сторону.

Восхищаясь стихотворением А.С. Пушкина, В.Г. Белинский писал:

«И что же это за стих!.. Все акустическое богатство, вся сила русского языка явилась в нем в удивительной полноте; он нежен, сла-достен, мягок, как ропот волны, мягок и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. В нем и обольстительная, не-выразительная прелесть и грация, в нем ослепительный блеск и кроткая влажность, в нем все богатство мелодии и гармония языка и ритма…»

Задание: попробуйте прочитать этот текст без прилагательных.

Имена прилагательные могут определять характер любого сущест-вительного, отобразить самые важные признаки слов-существительных, такие, как цвет, вкус, запах, ширина, высота, качество, внешний вид и т.д.

Имена прилагательные хитрые, они «прилаживаются», присоеди-няются, приспосабливаются к роду имен существительных. Род и число прилагательного определяется по роду и числу существительного. Они меняют род, как хамелеоны или осьминоги меняют цвет своего тела, смотря по тому, какого цвета предмет, на котором они сидят. Изменять-ся по родам – это, пожалуй, и есть самая главная отличительная особен-ность прилагательных.

Грамматические сказки

«Скромные просители»

От рождения у Прилагательных были очень покладистые характеры. Они с удовольствием согласовывались бы во всем с существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных собственных рода, числа, падежа.

– А что, если нам попросить их у Существительных, ну, хотя бы на время, – мечтали Прилагательные и решили наконец поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады новым друзьям.

Так и живут с тех пор Прилагательные; чтобы согласоваться с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа. Вместе – служба, вместе – дружба.

«Новое значение»

Пришла Работа к Человеку и говорит: «Есть у меня сынок, способ-ный, дельный парнишка. Не хотелось бы, чтобы он, как мать, остался неодушевленным. Так вот, я и подумала, не возьмешь ли ты моего сынка на выучку? Поработает у тебя Прилагательным, в Существительные выйдет, а там, глядишь, воодушевится…»

– А как зовут сынка-то?

– Рабочий.

– Ну что ж, имя подходящее. Пусть выходит завтра на работу.

И вот появился в тексте рядом со словом Человек его ученик. Рабо-чий. Рабочий человек… Очень хорошее сочетание.

– Ты следи за мной, – говорит Человек ученику. – Во всем со мной согласуйся. Пока ты прилагательное, это необходимо.

Старается ученик, согласуется, а Человек его поучает: «Существи-тельным, брат, стать не просто. В особенности одушевленным. Здесь не только род, число, падеж усвоить нужно. Главное – назначение. Вот знаешь ты, что значит – Человек?»

– Откуда мне знать? – вздыхает ученик. – Я ж еще не учился.

Но со временем он разобрался во всем. Верно говорила Работа, что у нее способный, дельный сынок.

Увидев, что ученик усвоил его науку, Человек сказал ему: «Ну, вот и стал ты одушевленным существительным, как говорят, вышел в люди».

Сценки

«Прилагается или прилагательное?»

Действующие лица: Автор, Правдин, Стародум, Митрофанушка.

Автор: У известного русского писателя XVIII века Д. И. Фонвизина в комедии «Недоросль» гражданка Простакова хочет показать, как учен ее сын Митрофанушка. Один из героев, Правдин, спрашивает Митрофа-нушку – ленивого 17-летнего дворянского недоросля.

Правдин: Скажи, Митрофанушка, что ты знаешь по грамматике?

Митрофан:Много: существительна да прилагательна.

Правдин:Вот, например, дверь, какое имя – существительное или при-лагательное?

Митрофан:Дверь? Котора дверь?

Правдин: Котора дверь? Да, вон та!

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Правдин: Почему же?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чула-на шеста неделя дверь стоит не навешана, так та покамест существи-тельна.

Стародум: Так у тебя и слово дурак – прилагательное, что прила-гается к глупому человеку.

Митрофан: И ведомо!

Автор: Ребята, верно ли ответил Митрофан, что дверь – имя при-лагательное? Как вы думаете?

«На уроке русского языка»

Учитель: Приведи пример прилагательного в сравнительной степени.

Ученик: Один стол был деревяннее другого!

Задание: на чем основана шутка? В чем ошибка?

(Ответ: прилагательное деревянный – относительное и степеней сравнения не имеет).

Грамматические задания

1.Какими частями речи и членами предложения являются одинаковые по написанию слова в предложении?

Часовой стоял на углу, против дома, где жил старый часовой мас-тер.

2. Запишите прилагательные:

а) по степени убывания признака: громкий, громовой, оглушитель-ный; бурный, бушующий, беспокойный; колоссальный, большой, огромный.

б) по степени нарастания признака: безобразный, некрасивый, отвра-тительный; горячий, жаркий, знойный, палящий; измученный, усталый, изнуренный.

3. Образуйте от существительных прилагательные.

Плач детей (детский плач), совет друга (дружеский совет), звуки музыки, кисель с молоком, колесо велосипеда, работа ученика, песня грузина, работа вечерами, работа художника, стакан молока.

4. Подберите к прилагательным подходящее существительное и объяс-ните значение.

Низкий – низший (класс, стол); военный – воинственный (человек, народ); искусный – искусственный (шелк, мастер); безответный – без-ответственный (человек, поступок); памятный – памятливый (порядок, человек); густой – дремучий (лес, туман); горячий – знойный (лето, вода); старый – пожилой (книга, человек); свежий – прохладный (газета, погода).

5.Определите прямой и переносный смысл прилагательных и объясните значение.

Медвежья берлога, услуга. Орлиный полет, взор, крыло. Кошачьи когти, повадки. Тяжелый камень, горе. Темные краски, мысли. Холодный взгляд, вода. Каменное здание, сердце. Деревянное здание, лицо. Железный нож, дисциплина, мускулы. Золотые часы, руки, характер. Стеклянные глаза, стаканы. Немой человек, карта.

6. Какие слова сочетаются со словом огонь?

Горячий, обожженный, яркий, красный, сгоревший.

7. Кто бывает «круглым»?

1. Дурак; 2. отличник; 3. друг; 4.трус; 5. сирота.  

(Ответы: дурак, отличник, сирота).

8. В какое из слов нужно вставить букву т?

Прекрас…ный, искус…ный, чудес…ный, извес…ный, ужас…ный.

9. Образуйте прилагательные и существительные от слова одно.

(Ответы: однообразный, однолетний, однотонный, однотомный, одно-ствольный, однострунный, однополчанин, однофамильный, одноглазый, одноклассник).

10. Как называются слова, имеющие несколько значений? Одинаково ли значение слова свежий в сочетаниях:

свежий ветер, свежая булка, свежая рубашка, свежая рыба, свежая газета.

11. Подберите синонимы к слову старый.

12. Найдите прилагательные-антонимы в пословицах.

На смелого собака лает, а трусливого кусает.

На черной земле белый хлеб родится.

Велик телом, да мал делом.

13.Найдите одно «лишнее» слово. По какому признаку можно объединить другие слова?

Красный, рубиновый, коралловый, кумачовый.

(Ответ: «лишнее» слово – коралловый, коралл может быть и розо-вым, и белым).

14. Какие языковые средства использованы в пословицах?

Старый друг лучше новых двух.

Маленькое дело лучше большого безделья.

15. Допиши пословицы, вставляя прилагательные-антонимы:

1) У мудрого человека … уши и … язык. (Длинные уши, короткий язык).

2) … сторона – мать, … – мачеха. (Родная, чужая).

3)… земля … рук не любит. (Черная земля, белых рук).

4) … дело лучше … безделья. (Маленькое дело, большого безделья).

16.Как вы понимаете слова-антонимы одаренность и бездарность?

17.Какая существует разновидность замка?

Висящий, висячий, весящий, веский, свисающий.

18. Слово легкий многозначно, поэтому имеет несколько антонимов. Подберите те существительные, в сочетании с которым антоним к слову легкий будет иметь значение серьезный.

1) чемодан; 2) урок; 3) ветер; 4) музыка; 5) мужчина.  

19. У вас с другом родители хорошо знакомы и в приятельских отноше-ниях. Допишите фразу: «Они друг с другом…»

1) на равной ноге; 2) на близкой ноге; 3) на двух ногах; 4) на короткой ноге; 5) на одной ноге.

20.Найдите прилагательные в сравнительной степени. Вставьте правиль-ные орфограммы.

Что может быть милей Бе…це(н, нн)ого родного края! Там со…нце каже…ся светлей, Там радос..ней весна златая, Пр…хладней легкий ветерок,   Душистее цветы, там холмы зеленее Там сладос…ней журчит поток, Там соловей поет звучнее, Там все нас может во…хищать, Там все пр…красно, там все мило. Н. Языков.

21. Поставьте н или нн в суффиксах прилагательных.

Я см…трю вокруг…: Сто часов я вижу вдруг! И ч…сы все разные: Чистенькие, Карма…ые, Руч…ые, Настоль…ые, Сте…ые. Только трудно догад…ся По ч…сам, который час: Б…ют одни часы двенадцать, А другие – восемь раз! Эти что-то ходят трудно: Стонут, бедные, хрипят. А вот эти беспробудно Под стекл…ой крышей спят. Дли…ые ч…сы сте…ые Кашляют за шкафом. – Это все ч…сы больные,– Объяснил мне папа.– Все они без и…ключенья Здесь пр…ходят курс л…ченья. Ю. Коринец.

Игры-задания

1. Напишите текст из несколько предложений и пропустите в нем все имена прилагательные. Этот текст не показывайте другим играющим. Пусть остальные называют любые прилагательные, а вы вписывайте их в свои тексты. Прочтите играющим то, что получилось. Почему текст по-лучился смешным?

2. Подберите слово.

Серый, хищный, жадный … Рыжая, хитрая, ловкая … Косой, слабый, трусливый … Большой, косолапый … Сухое, свежее, душистое … Солнечный, веселый … Ясное, хмурое … Серое, хмурое …

3. «Кто больше?»

Играющие делятся на две команды. Ведущий на доске записывает слово.Например, мягкий. Участники игры должны записать с ним как можно больше словосочетаний.

Мягкий свет – приятный для глаз, неяркий.

Мягкий характер – уступчивый.

Мягкое наказание – несуровое.

Мягкий вагон – с мягкими спальными местами.

Мягкий знак – название буквы и т. д.

Для игры могут быть взяты слова: голубой, острый, тупой, пустой, тонкий, тяжелый.

4. Напишите слова-синонимы, в которых вторые буквы уже проставлены.

Отчетливый – буйный – притворный – жадный – густой – большой – жгучий – смелый – выносливый – гостеприимный – заискивающий – жгучий – роскошный – бесстрашный – …п…; …р…; …и…; …л…; …а…; …г…; …а…; …т…; …е…; …л…; …ь…; …н…; …ы….; …е…; славный – мощный – иностранный – смышленый – занимательный – прекрасный – кроткий – скорый –   …с…; …и…; …н…; …о…; …н…; …и…; …м…; …ы….  

5. Выпишите прилагательные, которыми автор описывает дождь. Как надо понимать слово спорый?

Дождь слепой и проливной, Нарастающий, грибной, Обложной, висячий, скорый, Сонный, медленный и спорый, Как камыш стоймя, стоячий, И холодный, и горячий, А еще и грозовой, Радужный, полосовой… Вот как много есть дождей Для растений и людей.

– Какие прилагательные можно подобрать к слову «ветер»?

6. Измените словосочетания так, чтобы появилось прилагательное.

Работа в коллективе – коллективная работа;

Правила грамматики – … ; доска для класса – … ; вечер в субботу – … ; мячи для тенниса – … ; поле для хоккея – … ; вилки из металла – … ; занятия в группе – … масло для машины – …

7. Прилагательное «круглый» многозначное, определите, какие словосо-четания имеют переносное значение, а какие – прямое?

Круглый столик, круглый отличник, круглая сумма, круглый год, круглые сутки, круглый сирота, круглое лицо, круглая дата.

8. Выпишите словосочетания, где прилагательные употреблены в переносном значении.

Острый нож – острое слово; черный карандаш – черная зависть; светлая вода – светлая мысль; прозрачный воздух – прозрачный намек; сладкая речь – сладкая ягода; золотое сердце – золотое кольцо; стальной характер – стальной обруч; живая беседа – живые цветы.

9. Говорите правильно! Подставьте к существительным подходящие прила-гательные.

Прорубь (ж.р.) – …, фамилия (ж.р.) – …, яблоко – … кофе (м.р. ) – …, полотенце – …, туфля – …, тюль (м.р.) – …, шампунь (м. р.) – … .

10. Выберите правильное слово.

1) Животноводческая (фирма, ферма).

2) Цветок (душистый, душный).

3) Вид (эффективный, эффектный).

4) Свитер (пушистый, пушной).

5) Секретный (шифер, шифр).

11. К данным устойчивым сочетаниям подберите нужное значение.

1) Зеленая улица. (Свободный путь).

2) Зеленый огонек. (Свободное такси).

3) Зеленое поле. (Футбольное поле).

4) Зеленый патруль. (Люди, охраняющие лес).

5) Зеленый друг. (Лес).

6) Белая олимпиада. (Зимняя олимпиада).

7) Белая голова. (Седая голова).

8) Белый экран. (Экран кино).

9) Белые мухи. (Первый снег).

10) Белое золото. (Хлопок).

12.Употребите прилагательные, данные в скобах, в сравнительной сте-пени. Вставьте пропущенные запятые.

1. В душн…м воздухе молчанье, Как предчу…ствие грозы, (Жаркий) роз бл…гоуханье (Звонкий) голос стрекозы. Ф. Тютчев. 3. (Частый) капли дождевые Вихрем пыль летит с полей И ра…каты громовые Все (сердитый) и (смелый) Ф. Тютчев. 2. Ветра теплого порыва Дальний гром и дождь порой… Зеленеющие нивы (Зеленый) пред грозой. Ф. Тютчев. 4. Мой брат меня (сильный), Мой младший брат меня (умный), Мой младший брат меня (добрый), (Решительный) и (храбрый) И. Шкляровский.

«Веселые стихи»

1. Очень занимательное – Имя прилагательное. Трудно будет без него, Если пропадет оно. Ну, представь-ка себе это: Как без признаков предмета Будем строить, говорить, Веселиться и шутить? Что тогда получится? Стоит разве мучиться? Не скажем мы «прекрасное», Не скажем «безобразное», 2. Имя прилагательное, Мы с тобой дружны. Признаки предметов Называешь ты: Не скажем маме «милая», «Красивая, любимая», Отцу и брату, и сестре Не сможем говорить нигде Эти замечательные При – ла – га – тель – ные. Чтобы все отличным стало, Разных признаков немало. Будем всюду замечать И к месту в речи Их вставлять. Солнечное лето, Праздничная ель, Вкусные конфеты, Машенькин портфель.

Шуточные вопросы:

I. 1. Что нужно сделать с существительным жаркое, чтобы оно стало прилагательным? (Надо изменить ударение).

2. Из какого полотна нельзя сшить костюма? (Из железнодорож-ного полотна).

3. Из какой посуды люди не станут есть и пить? (Из дырявой посуды).

4. Какой болезнью не болеют на земле? (Морской болезнью на земле не болеют).

5. По каким полям нельзя ни проехать, ни пройти? (По тетрадным полям).

6. Каких камней не найдешь в море? (Сухих).

7. Какой лошадь бывает, когда ее покупают? (Мокрой).

8. «О чем ведется разговор?»

– Это черная!

– Нет, это красная!

– А почему она белая?

– Потому что еще зеленая.

(О смородине).

9. Какой год продолжается всего один день? (Новый год).

10. Под каким деревом спит заяц во время дождя? (Под мокрым).

11. Каким гребнем не расчешешь волосы? (Петушиным).

II. 1.Какие прилагательные тремя буквами на конце слова бьют по биллиардному шару? (Скольз – кий, низ – кий, дерз – кий и др.).

2. Какие прилагательные женского рода жалуются на свой рост? (Длин-на – я, высока – я, низка – я, коротка – я).

3. Каким поясом не подпояшешься? (Климатическим).

4. В каких лесах не водится дичь? (В строительных).

5. В какие ворота не забьешь гол? (В Карские ворота (пролив)).

6.У какого горного хребта фруктовое название? (Яблоневый хребет).

7. Какие четыре моря носят название цвета? (Черное, Белое, Красное, Желтое).

8. Какую воду унесешь в решете? (Мерзлую).

9.Как записать «сухая трава» четырьмя буквами? (Сено).

Загадки

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок –

Остался стебелек.

(Одуванчик).

2.То рыжая, то серая, а прозваньем – белая. (Белка).

3. В баню идет черным, а из бани – красным. (Рак).

4. В воду идет красный, а из воды – черный. (Уголь или металл).

5.Я длинный и зеленый, вкусен я соленый, вкусен и сырой. Кто же я такой? (Огурец).

6. Земля белая, а птицы на ней черные. (Азбука и буквы).

Шуточный рассказ

«Как прилагательные «перешли» в существительные»

Шагая по улице ты видишь вывески: «Столовая», «Прачечная», «Бу-лочная», «Мороженое». Хорошо выметена мостовая! На развилке улиц стоит постовой, идет группа ребят во главе с вожатым. Вон одинокий прохожий. В магазин зашли военный, рабочий, ученый, часовой, пожар-ный.

Числительное

Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Наши рекомендации