Фонетика, графика, морфология, синтаксис, пунктуация, развитие речи

В начальный курс грамматики, правописания, синтаксиса вхо­дит материал, необходимый для понимания состава и строя рус­ской речи, формирования прочных умений и навыков по языку. Обучение охватывает широкий круг языковых явлений: звуки и бу­квы и их соотношение, гласные и согласные звуки, ударение, слог, ударные и безударные гласные, глухие и звонкие согласные, состав слова (корень, окончание, приставка, суффикс), части речи и их различие на основе лексического значения, вопросов, форм слово­изменения (склонения и спряжения).

Усвоение этого обширного материала детьми с ЗПР возможно при предварительном изучении наиболее трудных грамматических тем путем подготовительных упражнений, которые включают на­копление устного речевого опыта, наблюдения за явлениями язы­ка, практические языковые обобщения; ознакомление с соответ­ствующей терминологией. Так, изучение морфологического соста­ва слова и правил правописания проверяемых безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корнях слов начинается в подготовительный период. Программой предусмотрено также раз­витие практических умений по преобразованию формы един­ственного и множественного числа существительных, подбору од-нокоренных слов с последующим анализом их лексического зна­чения и звукобуквенного состава. В дальнейшем в системе подготовки изучения грамматики и правописания вводится тема «Родственные слова», в рамках которой проводится работа по сло­вообразованию как один из эффективных способов пополнения словарного запаса учеников. Словарь школьников обогащается и путем расширения и уточнения их непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире, знакомства с синонимами и антонимами, составления предложений с обозначением действу­ющего лица существительными и местоимениями.

При знакомстве с элементами синтаксиса и пунктуации обуча­ющиеся в начальных классах узнают о предложении, его основных » видах по интонации, о главных и второстепенных членах предло­жения, о связи между словами, об однородных членах предложе­ния. У детей формируются орфографические, речевые, пунктуаци­онные навыки, умения в области языкового анализа: фонетичес­кого, морфологического, орфографического и синтаксического.

Обучение правописанию опирается на усвоенный грамматичес­кий материал и на развитие орфографической зоркости. В процес­се обучения правописанию рекомендуется использовать словарно-орфографические и разнообразные синтаксические упражнения. Такая постановка орфографической работы включает ее в систему занятий по развитию речи и способствует сознательному усвоению изучаемого материала и прочности орфографических навыков.

Формирование связной речи предполагает организацию активной речевой деятельности обучающихся: усвоение правильного произно­шения, уточнение и обогащение словарного запаса, овладение грам­матическим строем речи, умением строить связные высказывания и слушать чужую речь. Развитие речи связано также с широким кругом общения, в которое вступает ребенок не только в школе, но и за ее пределами. При обучении связной речи обогащается содержательная сторона высказываний учащихся и формируются умения в построе­нии связного текста. Упражнения в связной речи проводятся на уро­ках русского языка в устной и письменной форме, в виде изложений и сочинений. При выборе тем учитывается их характер: близость опыту и интересам детей, доступность содержания и посильность композиционного и речевого оформления. Изложения, сочинения в начальных классах носят обучающий характер.

В процессе усвоения элементов грамматики и правописания у детей развиваются умения анализировать языковой материал, со­поставлять, группировать языковые явления, т.е. средствами учеб­ной дисциплины осуществляется умственное и речевое развитие школьников.

Чистописание — составная часть обучения русскому языку, включающая формирование и совершенствование графических навыков.

Задачами этого раздела являются: развитие глазомера обучаю­щихся; формирование двигательных навыков руки, умения распо­лагать написанное на листе тетради, отработка правильного спосо­ба удержания ручки, развитие движений пальцев руки при письме; развитие умения писать по строке, в нужном месте начинать и за­канчивать ее; письмо букв в порядке усложнения их начертаний, дифференциация сходных по начертанию букв, соединение букв; письмо слов, предложений и связных текстов.

Содержание графических упражнений составляют письмо на­иболее трудных для обучающихся букв и соединений, списывание с рукописного и печатного текста, письмо под диктовку, письмо

под счет. В состав заданий входит также исправление графических ошибок, допущенных в предыдущих работах. Письмо обучающих­ся должно быть опрятным, четким и правильным.

В результате обучения письму ученик должен уметь «перевести» звук в букву (имеются в виду фонетико-грамматические написа­ния), правильно и четко написать букву, слово, предложение, спи­сать с книги и с доски, написать под диктовку, проверить написан­ное и исправить ошибки.

Программа

I класс(240 ч)1

Выявление знаний и умений (3 ч). Умение слышать в слове отдель­ные звуки и последовательно выделять их из слова, составлять предложения, знание букв, умение читать слоги и слова, состояние звукопроизношения, умение ориентироваться на листе бумаги.

Умение готовить рабочее место, выполнять задания учителя, об­ращенные ко всем ученикам, отвечать на вопросы.

Обучение грамоте(68 ч)2

Звуки речи. Различение звуков в слове на слух; правильная и от­четливая артикуляция звуков. Гласные звуки [а], [о], [ы], [у], [и], их артикуляция, звучание. Термин гласный звук, условно-графическое обозначение гласных звуков. Выделение гласных звуков в словах, уточнение значения слов.

Согласные звуки, их артикуляция, звучание. Сравнение артику­ляции гласных и согласных звуков. Термин согласный звук. Сопо­ставление парных согласных звуков по артикуляции и звучанию (твердые и мягкие; звонкие и глухие). Термины твердый согласный звук, мягкий согласный звук. Условно-графическое обозначение твердых и мягких согласных звуков. Выделение согласных звуков в словах, уточнение значений слов.

1 Из расчета 8 ч в неделю.

2 Программа обеспечивается учебником-тетрадью «Звуки речи, слова, предло­
жения — что это?» Ч. 1, 2, 3 (авторы — Р.Д. Тригер, Е.В.Владимирова).

16

Последовательное выделение звуков1. Условно-графическая схема звукового состава слова. Последовательное выделение зву­ков в словах, состоящих из двух гласных (ау, уа), в односложных словах без стечения согласных (типаже, мак), в двусложных словах, первый слог которых состоит из одного гласного (типа осы); в дву­сложных и многосложных словах, состоящих из открытых слогов (тшарука, кубики);в двусложных и многосложных словах с закры­тым и открытым слогами (типа утка, игрушки), в односложных и двусложных словах со стечением согласных в слоге (типа мост, брат, шнурки, спорт).

Самопроверка правильности выполнения задания.

Соотношение звука и буквы. Две функции буквы И: обозначает звук [и], обозначает мягкость находящегося перед ней согласного (непосредственные наблюдения учеников).

Ударение. Практические упражнения в выделении в слове удар­ного звука. Постановка знака ударения в моделях звукового соста­ва слов, термины гласный звук под ударением, безударный гласный звук.

Слово, предложение. Практическое ознакомление с предложени­ем и словом в предложении. Термины слово, предложение. Устные упражнения в составлении нераспространенных и распространен­ных предложений.

Понимание, о ком, о чем говорится в предложении, что гово­рится о нем. Составление предложений, в которых используются предлоги в, на, за, над, под, перед. Использование в предложениях и словосочетаниях существительных родительного падежа множе­ственного числа (типа: много тетрадей, коробка конфет) и сущест­вительных творительного падежа (типа: любуюсь Москвой; кормлю зерном). Образование форм множественного числа от имен сущес­твительных единственного числа и наоборот.

Понижение голоса, пауза в конце предложения; правильное и отчетливое произнесение целого предложения. Выделение пред­ложения из рассказа, состоящего из двух—четырех предложений. Членение предложений на слова, последовательное выделение слов в предложении, определение их числа. Уточнение семантики слов. Составление моделей предложений, составление предложе-

1 В 1-м классе не следует проводить звуковой анализ и синтез слов с йотирован­ными гласными, безударными гласными, с парными звонкими и глухими соглас­ными в слабой позиции. Список слов, рекомендуемых для звукового анализа, дан в пособии «Подготовка к обучению грамоте» (автор — Р.Д.Тригер).

ний по готовым схемам. Речевая этика. Культура общения. Уточне­ние и расширение словарного запаса, предметная отнесенность слов, их правильное произнесение.

Подготовка к обучению каллиграфии*. Правильная посадка при письме, наклонное расположение тетради на парте, умение дер­жать карандаш и ручку при письме. Подготовка руки к письму: уп­ражнения для пальцев и кисти руки; обводка контуров овалов, по­луовалов, волнистых, прямых линий, штриховка, обучение пра­вильному движению руки по строке, рисование и раскрашивание узоров, орнаментов в пределах тетрадной строки, письмо элемен­тов букв.

Наши рекомендации