ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6

РАБОТА С ЭЛЕКТРОННОЙ ТАБЛИЦЕЙ КАК С БАЗОЙ ДАННЫХ. СОРТИРОВА И ФИЛЬТРАЦИЯ ДАННЫХ.

Цели работы:

  • познакомиться с использованием электронной таблицы как базы данных;
  • научиться осуществлять поиск информации в базе данных по различным критериям;
  • научиться производить сортировку информации.

ЗАДАНИЕ 1.заполните таблицу, содержащую информацию о планетах солнечной системы, согласно рисунку и сохраните ее под именем work6.xls.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6 - student2.ru

Единицы измерения, используемые в таблице:

· период обращения по орбите, в земных годах

· среднее расстояние от Солнца, млн. км;

· экваториальный диаметр, тыс. км;

· масса - 10^4 кг.

Основные понятия баз данных

Область таблицы А2:F12 можно рассматривать как базу дан­ных. Столбцы А, В, С, D, E, F этой таблицы называются полями, а строки 3-12 называются записями. Область А2:F2 содержит имена полей.

Существуют ограничения, накладываемые на структуру базы данных:

  • первый ряд базы данных должен содержать неповторяющи­еся имена полей
  • остальные ряды базы данных содержат записи, которые не должны быть пустыми рядами;
  • информация по полям (столбцам) должна быть однород­ной, т.е. только цифры или только текст.

Основная функция любой базы данных - поиск информации по определенным критериям. С увеличением количества записей поиск определенной информации затрудняется. Excel позволяет упростить этот процесс путем фильтрации данных.

Фильтрация данных

Команды Данные - Фильтр позволяют выделять (фильтровать) нужные записи. Фильтрация возможна как через автоматический фильтр Автофильтр, так и через Расширенный фильтр.

Автофильтр

При использовании Автофильтра необходимо переместить курсор в область, содержащую базу данных или выделить ее. Затем нужно выполнить команды: Данные – Фильтр. На именах полей появятся кнопки с изображением стрелок вниз. Нажимая на кнопки, можно задавать критерии филь­трации. В появляющемся подменю пункт Все отключает фильтрацию, а пункт Числовые фильтры – Настраиваемый фильтр вызывает диалоговое окно, в котором можно установить параметры фильтрации.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6 - student2.ru

Для одного поля могут быть заданы два условия одновременно, связанные логическим И или ИЛИ.

ЗАДАНИЕ 2. С использованием Автофильтра осуществить по­иск планет, начинающихся на букву "С" или букву "Ю" с мас­сой менее 600 * 10^4 кг.

2.1.Выполните команду: Данные – Фильтр. На полях появились кнопки.

2.2. Нажмите на кнопку на поле Планета. Выберите пункт Условие..

2.3. В диалоговом окне Пользовательский автофильтр задайте критерии согласно рисунку и нажмите на кнопку <ОК>.

Проверьте! В базе данных остались планеты: Солнце, Юпи­тер, Сатурн.

2.4. Нажмите на кнопку на поле Масса. Выберите пункт Условие.

2.5.В диалоговом окне задайте критерий: Масса < 600.

Проверьте! Остался только Сатурн.

2.6.Выполните команду: Данные – Фильтр. Показано все.

ЗАДАНИЕ 3. С использованием Автофильтра самостоятельно:

1) осуществить поиск планет, имеющих экваториальный диаметр менее 50 тыс. км и массу менее 4*1024 кг (Меркурий, Марс, Плутон)

2) осуществить поиск планет, находящихся от Солнца на расстоянии не менее 100 млн. км, имеющих массу в диапазоне от 3*1024 до 500*1024 кг, а так же не более 2 спутников (Венера, Земля, Нептун).

Расширенный фильтр

При использовании Расширенного фильтра необходимо сначала определить (создать) три области.

· Интервал списка – это область базы данных (А2:F12);

· Интервал критериев – это область, где задаются критерии фильтрации (А14:F15);

· Интервал извлечения – это та область, в которой будут появляться результаты фильтрации (А17:F21).

Имена полей во всех интервалах должны точно совпадать. Для выполнения действий фильтрации необходимо воспользоваться командами: Данные – Фильтр – Расширенный фильтр. В диалоговом окне необходимо указать координаты интервалов.

Если необходимо получать результаты фильтрации в интервале извлечения, нужно поставить отметку – скопировать результат в другое место.

ЗАДАНИЕ 4. С использованием Расширенного фильтра осуществить поиск планет с периодом обращения более 10 земных лет и количеством спутников не менее 2.

4.1. Создайте интервал критериев и интервал извлечения как на рисунке.

4.2. Запишите критерий поиска в интервал критериев.

4.3.Поместите курсор в область данных.

4.4. Выполните команды: Данные –Дополнительно.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6 - student2.ru

4.5. В диалоговом окне Расширенный фильтр установить переключатель (*) - скопировать результат в другое место.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6 - student2.ru

4.6. Проверьте правильность задания интервалов. Нажмите кнопку <ОК>.

Проверьте! Найдены планеты Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

ЗАДАНИЕ 5. Сохраните результаты в файле planeta.xls.

ЗАДАНИЕ 6. Распечатайте результаты работы, предварительно введя в строку 13 заголовок "Критерии поиска", а в строку 16 заголовок "Результаты поиска.

ЗАДАНИЕ 7. С использованием Расширенного фильтра самостоя­тельно:

1) найдите планеты, имеющие период обращения более 2 земных лет и экваториальный диаметр менее 50 тыс. км (Уран, Плутон);

2) осуществите поиск планет, находящихся от Солнца на рас­стоянии более 1000 млн. км и имеющих 1 спутник (Сатурн, Уран, Нептун).

Сортировка данных

Команда Данные ­– Сортировка позволяет упорядочивать (сор­тировать) базу данных.

Для выполнения сортировки необходимо выделить область базы данных, а затем выполнить ко­манду: Данные – Сортировка. При этом появится диалоговое окно.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6 - student2.ru

Нужно выбрать поле, по которому будет произведена сортировка и способ.Кроме того, необходимо указать метод сортировки: по возрас­танию или по убыванию и нажать кнопку <ОК>. После указанных действий база будет упорядочена. Символь­ные поля упорядочиваются в алфавитном порядке.

ЗАДАНИЕ 8. Отсортируйте данные в таблице в порядке убывания количества спутников.

ЗАДАНИЕ 9. Отсортируйте данные в таблице в алфавитном поряд­ке названий планет.

ЗАДАНИЕ 10. Отсортируйте данные в порядке возрастания их расстояния от Солнца.

ЗАДАНИЕ 11. Подведите итоги.

Проверьте:

знаете ли вы, что такое: умеете ли вы:

· база данных; · имя поля; · поле; · запись; · требования к базе; · критерии поиска.
· производить поиск ин­формации в базе по различ­ным критериям; · производить сортировку информации.

Предъявите преподавателю:

· файл work6.xls;

· файл planeta.xls;

· распечатку файла planeta.xls.

Наши рекомендации