Г. Дюфэ. Уж гаснет день

Г. Дюфэ. Уж гаснет день - student2.ru

Г. Дюфэ. Уж гаснет день - student2.ru

Г. Дюфэ. Уж гаснет день - student2.ru

Г. Дюфэ. Уж гаснет день - student2.ru

Задание 2. Письменно гармонизуйте предлагаемые ниже мелодии с использованием отклонения и модуляции:

а)

Г. Дюфэ. Уж гаснет день - student2.ru

Г. Дюфэ. Уж гаснет день - student2.ru

б)

Г. Дюфэ. Уж гаснет день - student2.ru

Задание 3.Запишите цифровку гармонической последовательности с модуляцией во втором предложении в тональность I степени родства, используя альтерацию аккордов доминантовой группы. Исполните ее на музыкальном инструменте в тональностях мажора и параллельного минора с одним ключевым знаком.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Является ли гармония ладовой основой в доклассических музыкальных образцах?

2. Какую роль выполнял звукоряд в музыке Средневековья и Возрождения?

3. В чем состоит линеарно-мелодическая логика связи созвучий?

4. В чем заключается особенность вертикали в музыкальных произведениях Средневековья и Возрождения?

5. Что означают термины «финалес», «реперкусса», вводные «субтоны» и «субполутоны»?

6. Что исторически предшествовало появлению гармонической каденции?

7. Что такое гармоническая клаузула? Каковы ее основные разновидности?

Литература:

1. Баранова Т.В. Проблемы модальной гармонии в современном учебном курсе /В сб. «Современная музыка в теоретических курсах вуза», М., 1980.

2. Холопов Ю.Н. Модальная гармония /В сб. «Музыкальное искусство», Ташкент, 1982.

3. История гармонических стилей. Зарубежная музыка доклассического периода /Сб. статей, М., 1987.

Лабораторная работа № 18

Выявление специфических свойств гармонии XVIII в.: тональная система

Объем учебного времени – 2 часа

Учебная тема: Характеристика классической гармонии XVIII в.

Цель: выявить основные закономерности классической гармонии, а также продолжить закрепление навыков и умений решения задач и исполнения гармонических последовательностей.

Подготовительная работа:повторите теоретический материал лабораторных работ №№ 1–15.

Практические задания:

Задание 1.Укажите характерные особенности классическойгармонии XVIII в. в трех приведенных ниже музыкальных фрагментах:

а)Й. Гайдн. Симфония № 103, Es–dur. Менуэт, ч. III

Г. Дюфэ. Уж гаснет день - student2.ru

Г. Дюфэ. Уж гаснет день - student2.ru

б) Й. Гайдн. Симфония № 103 («С тремоло оитавр»), D–dur. Менуэт, ч. III

Allegro

Г. Дюфэ. Уж гаснет день - student2.ru

Г. Дюфэ. Уж гаснет день - student2.ru

в)

В. Моцарт. Соната № 11 для фортепиано, A-dur. Рондо, ч. III,

Г. Дюфэ. Уж гаснет день - student2.ru

Г. Дюфэ. Уж гаснет день - student2.ru

Задание 2. Письменно гармонизуйте следующие мелодии с использованием отклонения и модуляции:

а)

Г. Дюфэ. Уж гаснет день - student2.ru

б)

Г. Дюфэ. Уж гаснет день - student2.ru

Задание 3.Исполните хроматическую секвенцию, состоящую не менее чем из пяти звеньев, самостоятельно выбрав шаг, направление и любой двухтакт одного из музыкальных фрагментов задания 1 в качестве звена данной секвенции.

Задание 4. Запишите цифровку гармонической последовательности с модуляцией во втором предложении в тональность I степени родства, используя альтерированные аккорды доминантовой группы. Исполните цифровку в тональностях мажора и параллельного минора с двумя ключевыми знаками.

Литература:

Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии. М.: Музыка, 2005.

Наши рекомендации