Решая линейную систему (2.3) с помощью замены

План лекции

1. Общий вид однофакторной регрессионной модели

2. Метод наименьших квадратов

3. Оценка качества уравнения регрессии

4. Нелинейные регрессионные модели

5. Содержательная интерпретация параметров регрессии

1. Простейшие регрессионные модели отражают взаимосвязь показателя только с одним фактором. В общем случае однофакторную регрессионную модель можно представить в виде

Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru , (1.1)

где

Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru значение Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru ого наблюдения моделируемого показателя;

Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru значение фактора в Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru ом наблюдении;

Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru вектор неизвестных параметров, которые оцениваются по статистическим данным;

Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru функция определяющая структуру регрессионной модели (линейную, степенную и т.п.);

Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru ненаблюдаемая случайная величина, представляющая собой ту часть вариации показателя Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru , которая не объясняется соответствующими изменениями фактора Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru .

Чем ниже уровень возможных значений случайной величины Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru , тем точнее модель отражает взаимодействие фактора х с показателем y. Т.е. параметры модели должны подбираться таким образом, чтобы минимизировать сумму квадратов отклонений (случайных составляющих Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru )

Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru . (1.2)

В общем случае поиск оптимальных параметров сводится к решению нелинейной экстремальной задачи. Обычно рассматривают линейный случай

Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru , (1.3)

который значительно упрощает решение этой задачи.

2. Рассмотрим применение метода наименьших квадратов к случаю построения линейной регрессии (1.3). Для этого случая (1.2) перепишется в виде

Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru . (2.1)

Применяя дифференциальное исчисление для минимизации (2.1) и дифференцируя по Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru и Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru , получаем систему линейных уравнений

Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru ,

Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru . (2.2)

Разделив левую и правую части этой системы на число наблюдений N и произведя замену:

Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru ; Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru ; Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru ; Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru ,

перепишем систему (2.2) в виде:

Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru ,

Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru . (2.3)

Решая линейную систему (2.3) с помощью замены

Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru

получаем оценки коэффициентов однофакторной регрессионной модели в виде:

Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru ; Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru . (2.4)

Рассчитанные таким образом коэффициенты регрессии Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru , Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru принято называть оценками МНК (метода наименьших квадратов).

3. Прежде, чем построенное уравнение регрессии использовать в аналитических целях, оценивается его качество с помощью системы показателей: коэффициента корреляции, дисперсионного отношения Фишера, критерия Стьюдента.

Коэффициент корреляции показывает тесноту линейной связи между моделируемым показателем и фактором и рассчитывается по формуле

Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru , (3.1)

где

Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru ; Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru .

Значение коэффициента корреляции заключены между -1 и 1. При Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru =1 между показателем и фактором существует функциональная зависимость, при Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru =0 между показателем и фактором нет линейной связи, при Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru имеет место корреляционная связь.

Квадрат коэффициента корреляции, умноженный на 100 ( Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru ), называют коэффициентом детерминации. Он показывает, насколько процентов вариация зависимой переменной y объясняется соответствующими изменениями независимой переменной x.

С помощью F-критерия (дисперсионного отношения Фишера) устанавливается адекватность регрессионной модели. Его расчет осуществляется по формуле

Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru , (3.2)

где

n – число элементов выборочной совокупности;

m – число факторов.

В числители критерия (3.2) стоит сумма квадратов отклонений, обусловленная регрессией («объясненная» или «факторная»), деленная на число степеней свободы m, а в знаменателе – остаточная сумма квадратов отклонений, деленная на (n-m-1) (остаточная дисперсия).

Если Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru , то построенная модель считается адекватной. Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru - это максимально возможное значение дисперсионного отношения Фишера при данных степенях свободы и уровне значимости Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru . Обычно Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru принимается равным 0,05 или 0,01 и представляет собой вероятность отвергнуть правильную гипотезу при условии того, что она верна. Фактически, с помощью F-критерия проверяется Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru - гипотеза о том, что Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru =0.

Статистическая значимость каждого коэффициента регрессии в отдельности устанавливается с помощью t-критерия Стьюдента, рассчитываемого по формулам

Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru ; Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru . (3.3)

Стандартные ошибки параметров линейной регрессии определяются по формулам

Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru ;

(3.4)

Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru .

Кроме критерия Стьюдента, стандартные ошибки используются при расчете предельных ошибок

Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru ; Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru , (3.5)

которые, в свою очередь, применяются для определения доверительных интервалов.

Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru ; Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru . (3.6)

Если границы доверительного интервала содержат 0, т.е. нижняя граница отрицательна, а верхняя – положительна, то оцениваемый параметр считается незначимым.

4. В случае, когда линейная модель неадекватна, строятся нелинейные регрессионные модели. Нелинейные модели принято делить на два класса: регрессии нелинейные относительно объясняющей переменной, но линейные по оцениваемым параметрам и регрессии, нелинейные по оцениваемым параметрам.

Нелинейные по объясняющей переменной:

· парабола Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru ;

· полином третьей степени Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru ;

· равносторонняя гипербола Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru .

Нелинейные по оцениваемым параметрам:

· показательная Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru ;

· степенная Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru ;

· экспоненциальная Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru .

Коэффициенты моделей первого класса рассчитываются с помощью метода наименьших квадратов. Построение моделей второго класса требует предварительного их приведения к линейному виду путем логарифмирования.

Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru ;

Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru ;

Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru .

После построения с помощью метода наименьших квадратов преобразованных моделей коэффициенты исходных моделей в случае необходимости получаются путем потенцирования.

Теснота связи между фактором и показателем в нелинейных моделях измеряется с помощью индекса корреляции

Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru , (4.1)

границы изменения которого 0 и 1. Чем ближе значение индекса корреляции к 1, тем теснее связь.

Адекватность нелинейных моделей, как и в линейном случае, определяется с помощью дисперсионного отношения Фишера (F-критерия).

5. Если построенная модель адекватна, то становится правомерным ее практическое использование в аналитических целях. Практическое использование требует содержательной интерпретации результатов эконометрического моделирования.

Коэффициент линейной модели Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru является коэффициентом абсолютного роста. Он показывает на сколько единиц изменится показатель y, если фактор x изменится на 1.

В показательной модели Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru является коэффициентом относительного роста. Он показывает во сколько раз изменится y, если x изменится на 1.

В степенной модели Решая линейную систему (2.3) с помощью замены - student2.ru является коэффициентом эластичности. Он показывает на сколько % изменится y, x изменится на 1 %.

Наши рекомендации