Звеньев и кинематических пар

Л.А. ЧЕРНАЯ

КИНЕМАТИЧЕСКОЕ И КИНЕТОСТАТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ПЛОСКИХ РЫЧАЖНЫХ МЕХАНИЗМОВ

В системах Mathcad и AutoCAD

Учебное пособие

по теории механизмов и механике машин

Москва

Издательство МГТУ им. Н.Э.Баумана

УДК 531.8(075.8)

ББК 34.41

ТЗЗ

Кинематическое и кинетостатическое исследование плоских рычажных механизмов в системах Mathcad и AutoCAD

Учебное пособие по теории механизмов и механике машин Л.А.Черная

Введение.

Настоящее учебное пособие посвящено трем задачам механики машин, имеющим большое значение в инженерной практике: структурному, кинематическому и кинетостатическому анализу, применительно к плоским рычажным механизмам. Кинематическому анализу предшествует структурный анализ рычажного механизма, цель которого – выявить особенности строения механизма, определяющие последовательность проведения его кинематического и кинетостатического исследований.

Изложены графоаналитические и аналитические методы решения указанных задач, ориентированные на применение персональных компьютеров. Приводятся примеры использования систем Mathcad как средства численной реализации полученных алгоритмов в сочетании с графической визуализацией результатов, и AutoCAD для решения задач графоаналитическим методом.

Учебное пособие предназначено в помощь студентам, обучающимся по программе «Специалист», при выполнении двух домашних заданий (ДЗ) по дисциплине «Теория механизмов и машин». Пособие так же может быть полезно при работе над курсовым проектом по этой же дисциплине и слушателям ФПК, обучающимся по машиностроительным направлениям подготовки и специальностям.

Первое ДЗ – структурный и кинематический анализ плоского рычажного механизма, второе ДЗ – кинетостатический силовой расчет этого же механизма.

В ДЗ изучается четырех-, шести- или восьмизвенный плоский рычажный механизм (ПРМ) с одной степенью подвижности и вращательной или поступательной начальной парой. Выходным звеном механизма является ползун либо коромысло. Схема механизма и таблица исходных данных выбираются по указанному для каждого студента коду из сборника Заданий на ДЗ или задаются преподавателем.

Задачи каждого из ДЗ перечислены ниже и приведены требования к объему и форме представления их решения. Указаны также основные допущения, принятые на том или ином этапе исследования, причем каждое такое допущение распространяется и на все последующие подразделы.

Основной целью настоящего пособия является формирование у студентов целостной системы знаний, умений и навыков, необходимых в реальной практике проектирования современных машин. Алгоритмы и некоторые Mathcad-модули, разработанные в ДЗ, могут быть использованы в дальнейшем для успешного выполнения в V семестре курсового проекта по дисциплине «Теория механизмов и машин» [7,8] и при проектировании большинства механических систем, которые будут рассматриваться на старших курсах обучения в МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Для достижения указанной цели, помимо некоторых фундаментальных положений и законов теоретической механики, на которых базируются используемые в ДЗ методы теории механизмов и машин, в пособии большое внимание уделяется алгоритмизации поставленных задач. Показано, как полученные алгоритмы реализовать в системах Mathcad и AutoCAD. Все это, по мнению автора, позволит значительно повысить уровень знаний студентов, привить им необходимые умения и навыки для решения практических задач в последующей инженерной и научной деятельности.

Изложенные в Пособии методы предполагают выбор индивидуальной траектории обучения, который определяется индивидуальными особенностями студента: уровень освоения материала на предыдущих этапах обучения (математика, теоретическая механика), базовая компьютерная подготовка, активность и т.д. Обязательный минимум на «3» - решение задач графоаналитическими методами в среде AutoCAD и успешная защита каждого домашнего задания. Использование в ДЗ аналитических методов расчета позволит, с одной стороны, проконтролировать результаты, полученные графоаналитическими методами, с другой – при успешной защите повысить итоговую оценку.

Максимальная рейтинговая оценка за каждое ДЗ –20 баллов. К защите допускаются студенты, выполнившие ДЗ в полном объёме. За нарушение сроков без уважительных причин рейтинговая оценка может быть уменьшена на 2 балла за каждую неделю просрочки. Студент получает оценку «зачёт», если за домашнюю работу и её защиту выставлен суммарный балл не ниже 12. Домашнее задание, не набравшее этой суммы баллов, не засчитывается, студенту выдаётся новое задание в конце семестра, при этом максимальные баллы снижаются: домашняя работа – 12 баллов, защита – 4 балла. В сумме – максимум 16 баллов, допустимый минимум – 12 баллов.

1. СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА

Структурный анализ позволяет выявить особенности строения механизма, определяющие последовательность проведения его кинематического и кинетостатического исследования.

Анализ выполняется на базе структурной схемы механизма, заданной в исходных данных к ДЗ.

Допущение 1: независимо от особенностей конструктивного выполнения, все шарнирные соединения считаем вращательными кинематическими парами, а все соединения, допускающие прямолинейное относительное движение звеньев – поступательными парами, поэтому все пары рычажного механизма являются одноподвижными и относятся к пятому классу.

Основные задачи подраздела:

- анализ строения механизма на уровне звеньев и кинематических

пар (классификация звеньев и кинематических пар) и определение числа степеней свободы механизма с целью выбора начальной кинематической пары.

- анализ строения механизма на уровне кинематических групп.

- расчет числа избыточных связей в каждой кинематической группе и их устранение.

Результатом структурного анализа является символическая формула строения механизма.

Цель структурного анализа: определить степень подвижности механизма и выбрать началь­ные кинематические пары; декомпозировать механизм на простейшие кинематически оп­ределимые кинематические группы, записать символическую формулу строения механизма, проанализировать механизм на наличие избыточных связей.

Решение задач структурного анализа выполняется в системе AutoCAD на листе формата А3 или А4.

1.1. Анализ строения механизма на уровне

звеньев и кинематических пар

Решение этой задачи заключается в классификации звеньев и кинематических пар, входящих в состав механизма.Результаты такого анализа оформляются в виде таблицы звеньев и кинематических пар (Табл.1 для механизма Рис. 1).

На структурной схеме рекомендуется кинематические пары переобозначить, введя 2 индекса: верхний и нижний. В нижнем индексе указать номера звеньев, образующих пару; в верхнем – вид кинематической пары: в-вращательной или п-поступательной. При анализе следует пользоваться общепринятыми названиями подвижных звеньев рычажных механизмов:

кривошип – звено, неограниченно вращающееся вокруг неподвижной оси;

коромысло – звено, поворачивающееся вокруг неподвижной оси на ограниченный угол;

ползун – звено, совершающее прямолинейное движение;

шатун – звено, совершающее сложное движение.

Каждое из названных звеньев может выступать в роли кулисы:

кулиса – подвижное звено, несущее направляющие для другого звена;

кулисный камень – звено, движущееся в направляющих кулисы.

Звеньев и кинематических пар - student2.ru

Рис.1.

Таблица 1

Классификация звеньев и кинематических пар

  Обозначение пары Звенья, входящие в пару Вид пары Классификация пары
          Звеньев и кинематических пар - student2.ru Звеньев и кинематических пар - student2.ru Звеньев и кинематических пар - student2.ru   Звеньев и кинематических пар - student2.ru     Звеньев и кинематических пар - student2.ru   Звеньев и кинематических пар - student2.ru 0 – стойка 1 – кривошип   1- кривошип 2 – кулиса   2 – кулиса 3 – кулисный камень   3 – кулисный камень 0 - стойка   Вращательная     Вращательная     Поступательная   Вращательная Одноподвижная, 5-го класса   Одноподвижная, 5-го класса   Одноподвижная, 5-го класса     Одноподвижная, 5-го класса

Степень подвижности механизма Звеньев и кинематических пар - student2.ru есть число его степеней свободы в системе координат, связанной со стойкой.

Учитывая Допущение 1, число степеней свободы Звеньев и кинематических пар - student2.ru плоского рычажного механизма можно вычислить по формуле П.Л.Чебышева:

Звеньев и кинематических пар - student2.ru , (1.1)

где Звеньев и кинематических пар - student2.ru - число подвижных звеньев, Звеньев и кинематических пар - student2.ru - число одноподвижных кинематических пар (пятого класса), вращательных или поступательных.

Степени свободы - это совокупность линейно независимых координат, полностью определяющих положение (а вместе с их производными по времени и движение) механической системы в выбранной системе координат. Такие координаты в общем случае называются обобщёнными координатами

Звеньев и кинематических пар - student2.ru Звеньев и кинематических пар - student2.ru . (1.2)

Следовательно: степень подвижности механизма равна числу законов движения, которые необходимо задать звеньям механизма извне для того, чтобы все его звенья двигались вполне определенным образом.

При Звеньев и кинематических пар - student2.ru обобщенная координата Звеньев и кинематических пар - student2.ru приписывается начальной кинематической паре.

Начальная кинематическая пара (НКП) – кинематическая пара, в которой относительное перемещение образующих ее звеньев есть обобщенная координата. Если одно из звеньев НКП – стойка, то второе, подвижное, звено называют начальным (или входным). Начальное звено относительно стойки может совершать поступательное движение (ползун) или вращательное движение (коромысло или кривошип).

Определение степени подвижности механизма в ДЗ имеет смысл проверочного расчета, т. к. в исходных данных к типовому ДЗ начальное (входное) звено указано: это звено образует со стойкой вращательную кинематическую пару. Примем угол Звеньев и кинематических пар - student2.ru его поворота за обобщенную координату механизма

Звеньев и кинематических пар - student2.ru . (1.3)

Угловую обобщенную коор­динату Звеньев и кинематических пар - student2.ru будем отсчитывать от положительного на­правления оси X правой декартовой системы координат, двигаясь против хода часовой стрелки.

Наши рекомендации