Введение в теорию численных методов

Часть 1. ВВЕДЕНИЕ

Лекция 1

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ЧИСЛЕННЫХ МЕТОДОВ

ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ: определить предмет курса; дать общую характерис­тику таких свойств численных методов как эффективность, точность, устойчивость, экономичность; пояснить эти свойства на простейших вычислительных правилах.

Основные требования, предъявляемые к вычислительным

алгоритмам

Вычислительный алгоритм должен быть устойчивым к ошибкам, обеспечивать требуемую точность, быть эффективным по времени выполнения, быть экономичным по требуемым объемам памяти, не допускать аварийных остановов. Поясним эти требования.

Устойчивость. Пусть последовательность величин введение в теорию численных методов - student2.ru вычисляется по рекурсивному правилу

введение в теорию численных методов - student2.ru

при заданных введение в теорию численных методов - student2.ru и d.

Предположим, что при вычислении введение в теорию численных методов - student2.ru внесена ошибка di (например, за счет операции округления), т. е. вместо значения введение в теорию численных методов - student2.ru использу-ется приближенное значение

введение в теорию численных методов - student2.ru .

В соответствии с рекурсивным правилом

введение в теорию численных методов - student2.ru введение в теорию численных методов - student2.ru

Следовательно,

введение в теорию численных методов - student2.ru

и ошибка, допущенная на i-м шаге процесса, на следующем шаге не увеличивается, если операция сложения выполнена без новых округлений. Это означает, что алгоритм устойчив.

Рассмотрим другое рекурсивное правило вычисления этой последовательности:

введение в теорию численных методов - student2.ru

Опять y0 и q считаем заданными.

Пусть, как и в предыдущем примере,

введение в теорию численных методов - student2.ru .

Тогда

введение в теорию численных методов - student2.ru ,

или

введение в теорию численных методов - student2.ru .

В этом случае

введение в теорию численных методов - student2.ru ,

и при ôqç>1 ошибка будет возрастать. Такой алгоритм является неустойчивым.

Точность. Обозначим через y точное решение задачи, yk – ее приближенное значение, полученное на k-м шаге численного метода. Тогда

введение в теорию численных методов - student2.ru

составляет погрешность решения, а

введение в теорию численных методов - student2.ru

является абсолютной погрешностью.

Вычислительный алгоритм должен давать решение с заданной точностью введение в теорию численных методов - student2.ru и, следовательно, критерием завершения процесса уточнения решения является выполнение неравенства

введение в теорию численных методов - student2.ru .

На практике в силу трудностей вычисления абсолютной погрешности вместо D используют ее оценку сверху – предельную абсолютную погрешность Δy. В качестве Δy выбирают как можно меньшее значение, удовлетворяющее неравенству

введение в теорию численных методов - student2.ru ,

а критерием завершения процесса в этом случае является неравенство

введение в теорию численных методов - student2.ru .

Часто используют относительную погрешность

введение в теорию численных методов - student2.ru

т. е. абсолютную погрешность на единицу измерения, и предельную относительную погрешность

введение в теорию численных методов - student2.ru .

Критерий завершения процесса в этом случае имеет вид

введение в теорию численных методов - student2.ru ,

где введение в теорию численных методов - student2.ru – заданная допустимая относительная ошибка.

Рассмотрим в качестве примера, как может быть построена оценка предельной абсолютной погрешности вычисления значений функции

введение в теорию численных методов - student2.ru ,

если известны абсолютные погрешности введение в теорию численных методов - student2.ru ее аргументов.

Ошибка имеет вид

введение в теорию численных методов - student2.ru .

Тогда

введение в теорию численных методов - student2.ru ,

и в качестве предельной относительной погрешности можно использовать величину

введение в теорию численных методов - student2.ru .

Пусть решением задачи является вектор

введение в теорию численных методов - student2.ru ,

который будем рассматривать как элемент векторного пространства введение в теорию численных методов - student2.ru . Приближенное решение

введение в теорию численных методов - student2.ru

и его погрешность

введение в теорию численных методов - student2.ru

также являются элементами этого пространства. Рассмотрим, как оцениваются ошибки решения в этом случае. Для этого используем количественную характеристику вектора в виде нормы.

Говорят, что в введение в теорию численных методов - student2.ru задана норма, если каждому вектору введение в теорию численных методов - student2.ru из введение в теорию численных методов - student2.ru сопоставляется вещественное число введение в теорию численных методов - student2.ru , называемое нормой вектора введение в теорию численных методов - student2.ru , для которого справедливы следующие свойства:

1. введение в теорию численных методов - student2.ru , причем введение в теорию численных методов - student2.ru тогда и только тогда, когда введение в теорию численных методов - student2.ru ,

2. введение в теорию численных методов - student2.ru для любого вектора введение в теорию численных методов - student2.ru и любого числа a,

3. введение в теорию численных методов - student2.ru для любых векторов введение в теорию численных методов - student2.ru и введение в теорию численных методов - student2.ru .

В вычислительных методах наиболее употребительны следующие нормы:

введение в теорию численных методов - student2.ru .

Абсолютную и относительную погрешность вектора в любой из перечисленных выше норм можно определить следующим образом:

введение в теорию численных методов - student2.ru .

Имеет смысл говорить об абсолютной и относительной погрешности (m´n)- матрицы решений A. В этом случае используется такая характеристика, как норма матрицы, согласованная с нормой вектора. Для нормы матрицы A, обозначаемой введение в теорию численных методов - student2.ru ,справедливы следующие свойства:

1. введение в теорию численных методов - student2.ru , причем введение в теорию численных методов - student2.ru тогда и только тогда, когда введение в теорию численных методов - student2.ru ,

2. введение в теорию численных методов - student2.ru для любой матрицы A и любого числа a ,

3. введение в теорию численных методов - student2.ru для любых (m´n)-матриц введение в теорию численных методов - student2.ru и введение в теорию численных методов - student2.ru .

Каждой из векторных норм соответствует своя согласованная норма матриц. В частности, нормам введение в теорию численных методов - student2.ru соответствуют нормы введение в теорию численных методов - student2.ru , вычисляемые по правилам

введение в теорию численных методов - student2.ru

где lj(ATA) – собственные числа матрицы ATA.

Абсолютная и относительная погрешности матрицы решений вычисляются через соответствующие нормы:

введение в теорию численных методов - student2.ru ,

причем введение в теорию численных методов - student2.ru – искомая матрица решений, введение в теорию численных методов - student2.ru – ее некоторое приближение.

Эффективность. Эффективность вычислительного алгоритма оценивают по времени реализации либо по общему числу операций, требуемых для получения результата.

Обозначим через nсл число операций сложения, через nу – число операций умножения, через nдел – число операций деления, через tу, tдел, tсл – время выполнения операций умножения, деления и сложения на ЭВМ. Объективный критерий сравнения вычислительных алгоритмов – требуемое время вычислений:

T=nуtу+nслtсл+nделtдел.

Если tу≈tдел≈tсл, то T≈(nу+nдел+nсл)tоп, где tоп – время выполнения на ЭВМ арифметической операции, и критерием оценки эффективности алгоритма может быть

nΣ=nу+nдел+nсл .

Если tу≈tдел>>tсл, то критерий эффективности – число так называемых длинных операций nдл=nдел+nу.

Пусть Q – критерий эффективности метода. Значение Q зависит от требуемой точности e. Из двух сравниваемых вычислительных алгоритмов решения задачи из них будет эффективнее тот, который при заданном значении ε характеризуется меньшим значением Q.

В качестве примера построим два алгоритма вычисления полинома n-й степени

введение в теорию численных методов - student2.ru .

Непосредственная реализация:

введение в теорию численных методов - student2.ru

Расчет полинома по рекурсивному правилу

введение в теорию численных методов - student2.ru ,

вытекающему из приведенной реализации, соответствует алгоритму 1.

Алгоритм 1.

1. Начальная установка

введение в теорию численных методов - student2.ru

2. Вычислить в цикле (k=1,2,…,n):

введение в теорию численных методов - student2.ru

Алгоритм 1 характеризуется таким числом арифметических операций: nу=2n; nсл=n.

Преобразуем исходную запись полинома:

введение в теорию численных методов - student2.ru

Теперь расчет полинома можно выполнить следующим образом:

введение в теорию численных методов - student2.ru

Записанное правило реализуется алгоритмом 2.

Алгоритм 2.

1. Начальная установка:

введение в теорию численных методов - student2.ru

2. Вычислить в цикле (k=n,n-1,…,1):

введение в теорию численных методов - student2.ru

Значение введение в теорию численных методов - student2.ru . Затраты на выполнение алгоритма:

nу=n , nсл=n.

Очевидно, что алгоритм 2 эффективнее по времени выполнения алгоритма 1.

Экономичность. Экономичность алгоритма оценивается по требуемым для его реализации объемам памяти ЭВМ.

Аварийные остановы. Любое число ЭВМ принадлежит не всей числовой оси, а некоторому интервалу введение в теорию численных методов - student2.ru . Если какое-либо число x в процессе работы алгоритма выходит за указанный интервал, то происходит так называемый аварийный останов. Необходимо построить вычислительный алгоритм таким образом, чтобы вычисленные в процессе его работы числа введение в теорию численных методов - student2.ru .

Наши рекомендации