Задачи, приводящие к проблеме собственных значений

Лекция 10

Проблема собственных значений

Часть III. Алгебраическая проблема собственных значений

Задачи, приводящие к проблеме собственных значений

Задача о собственных значениях возникает не только в задачах механики. В частности, к ней приводят математические модели явлений в таких научных дисциплинах, как геометрия, астрономия, физика. Второе название характеристического уравнения ‑ вековое уравнение ‑ связано с тем, что это уравнение встречается при исследовании вековых возмущений движения планет. В данном пособии рассматривается задача о собственных значениях:

Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru (10.1)

только для случая, когда матрица Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru симметрична и положительно определена. Это ограничение связано с тем, что в задачах механики, приводящим к проблеме собственных значений, в подавляющем большинстве случаев матрицы жесткости и матрицы масс механических систем являются именно симметричными и положительно определенными. Причины этого уже обсуждались в третьей лекции.

Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru Как возникает проблема собственных значений в задачах механики? Разберем подробно этот вопрос на примере двухстепенной механической системы, изображенной на рис. 10.1. Эта система представляет собой два одинаковых груза, соединенных между собой и с неподвижными опорами при помощи трех одинаковых невесомых пружин.

Составим уравнения движения этой системы. Чаще всего для этого самым удобным способом является использование уравнений Лагранжа второго рода:

Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru , (10.2)

где Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru – количество степеней свободы системы; Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru – обобщенные координаты; Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru – обобщенные силы; Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru – кинетическая и потенциальная энергии системы.

Потенциальная энергия системы складывается из потенциальных энергий трех пружин:

Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru (10.3)

Кинетическая энергия системы складывается из кинетических энергий двух грузов:

Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru . (10.4)

Здесь мы рассматриваем собственные колебания системы, следовательно, Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru .

Согласно (10.2), (10.3) и (10.4) слагаемые первого уравнения Лагранжа для данной системы будут:

Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru (10.5)

следовательно, первое уравнение имеет вид

Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru (10.6)

Аналогично получаем второе уравнение

Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru (10.7)

Выпишем оба уравнения в виде системы:

Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru (10.8)

или в матричном виде

Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru , (10.9)

где

Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru . (10.4)

Решение уравнения (10.9), как положено (см, например, [10.1]), будем искать в виде

Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru . (10.11)

В результате подстановки (10.11) в (10.9) получим

Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru . (10.12)

Если обозначить Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru , то нетрудно заметить, что (10.12) полностью совпадает с (10.1).

Итак, на простом примере (рис. 10.1) мы увидели, каким образом в задачах механики может возникать задача о собственных значениях. Осталось разобраться, как можно эту задачу решать, и каков физический смысл полученного решения. Уравнение (10.12) несложно привести к следующему виду:

Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru . (10.13)

Полученная однородная система линейных уравнений (правые части равны нулю), согласно одной из основных теорем линейной алгебры (см, например, [10.2]), имеет ненулевые решения тогда и только тогда, когда определитель этой системы равен нулю:

Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru (10.14)

Уравнение (10.14) называется характеристическим уравнением матрицы Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru и решение его сводится к отысканию корней полинома Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru -й степени.

В рассмотренном выше примере (10) характеристическое уравнение

Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru (10.15)

является квадратным уравнением:

Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru (10.16)

и имеет два корня: Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru , которые и являются собственными значениями. Кстати, если вы сами еще этого не заметили, отметим, что для упрощения вычислений мы положили в (10.10) Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru .

Теперь, зная собственные значения матрицы, можно определить и соответствующие им собственные вектора. Для того чтобы определить первый собственный вектор, надо в уравнение (10.13) подставить вместо Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru найденное Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru и найти ненулевой вектор, являющийся решением этой системы:

Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru (10.17)

Здесь следует сделать два замечания:

1. Найденный в (10.17) вектор Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru не единственное возможное решение. Нетрудно убедиться, что решением системы (10.17) является любой вектор, кратный найденному Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru , например, Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru и, вообще, любой вектор вида Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru , где Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru – произвольное число, не равное нулю. Таким образом, правильнее было бы говорить о собственном направлении, а не о собственном векторе. Но мы, естественно, следуем установившейся в литературе терминологии.

2. Вообще говоря, собственным вектором матрицы Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru называется такой вектор Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru , который после умножения на эту матрицу не меняет своего направления Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru . Очевидно, этому определению удовлетворяют все вектора, о которых шла речь в первом замечании. Однако на практике удобно из этого бесконечного множества одинаково направленных векторов выбирать один по какому-то одному правилу. Есть разные варианты для выбора такого правила, однако чаще всего принято выбирать вектор с единичной длиной. Так, вектор, найденный в (10.17), согласно этому правилу следует разделить на его длину Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru . Нормированный собственный вектор, соответствующий первому собственному значению, следовательно, будет

Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru . (10.18)

Здесь, кстати, мы первый раз применили обычное обозначение для собственного вектора, которого будем придерживаться и в дальнейшем: чтобы отличать собственный вектор от произвольного вектора Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru , собственный вектор обозначается строчной буквой с индексом. Индекс указывает, какому собственному значению соответствует данный собственный вектор.

Теперь, совершенно аналогично, определяем второй собственный вектор, соответствующий собственному значению Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru :

Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru . (10.19)

Итак, решение задачи о собственных значениях получено. Осталось разобраться в его физическом смысле. Вспомним, что мы пришли к задаче о собственных значениях (10.12)

Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru

после того как для поиска решения системы дифференциальных уравнений (10.9)

Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru

использовали представление (10.11)

Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru .

При этом для упрощения выкладок было введено обозначение Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru .

 
  Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru

Определив таким образом Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru и Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru , тем самым мы определили, как изменяется вектор обобщенных перемещений системы. Заменяя математические термины терминами механики, можно сказать, что если на механическую систему не действуют внешние силы, то эта система либо покоится ( Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru – тривиальное решение системы (10.12)), либо совершает периодические колебания с частотой Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru по форме, определяемой вектором Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru . Это высказывание поясняет рис. 10.2, на котором пунктирной линией обозначены положения равновесия грузов. Первая форма колебаний представляет собой смещение грузов в одном направлении, при колебаниях по второй форме грузы движутся в противоположных направлениях (как иногда говорят – в противофазе). Какая из форм колебаний реализуется в действительности, зависит от начальных условий. Если, например, отвести грузы на одно расстояние в одну сторону и отпустить, то реализуется первая форма колебаний, если грузы развести в разные стороны – вторая. В действительности чистых колебаний только по одной форме почти никогда не встречается. Обычно форма колебаний механической системы представляет собой комбинацию собственных форм. Известно, например, что своеобразие звучания струнных музыкальных инструментов обусловлено именно возникновением кроме основных колебаний струны с низшим тоном и колебаний с более высокой частотой – обертонов.

После подробного разбора простого примера может возникнуть впечатление, что никаких сложностей в задаче о собственных значениях нет. Для ее решения, похоже, надо всего-навсего:

1) определить корни полинома Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru -й степени:

Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru ;

2) определить вектора, соответствующие полученным собственным значениям.

Увы, все не так просто. Хотя такой подход в принципе осуществим, для решения задачи о собственных значениях он крайне неэффективен. Когда приходится иметь дело с полиномами степени 5 и выше, для нахождения его корней мы не можем воспользоваться явными формулами, как в случае квадратного уравнения. Еще в начале прошлого века Галуа[1] доказал, что для нахождения корней многочлена пятой степени не существует алгебраической формулы. Поэтому для нахождения корней такого полинома приходится прибегать к численным итерационным методам. Для полиномов общего вида такие методы разработаны и хорошо исследованы (методы Берстоу, Мюллера, Лина,Лобачевского-Греффе, Бернулли и др.[10.3, 10.4]). Однако попытка использовать их для задачи (10.1) в случае матрицы с размерностью в несколько сотен даже современные компьютеры заставило бы трудиться безостановочно в течение нескольких часов.

К счастью Задачи, приводящие к проблеме собственных значений - student2.ru из (10.14) является довольно частным случаем полинома. Как уже отмечалось в 3-й лекции, в задачах механики, как правило, приходится иметь дело с симметричными положительно определенными матрицами. В этом случае возможно использование значительно более «быстрых» алгоритмов.

Литература

10.1. Понтрягин Л.С. Обыкновенные дифференциальные уравнения. – М.: Физматгиз, 1961. – 312с.

10.2. Ильин В.А., Позняк Э.Г. Линейная алгебра. – М.: Наука, 1978. – 304с.

10.3. Хемминг Р.В. Численные методы для научных работников и инженеров. – М.: Наука, 1972. – 400с.

10.4. Хаусхолдер А.С. Основы численного анализа. – М.: ИЛ, 1956. – 320с.

[1] Галуа Эварист (1811-1832) – французский математик. Труды по теории алгебраических уравнений положили начало развитию современной алгебры. Научное наследие Галуа – небольшое число весьма кратко написанных работ, из-за новизны идей, не понятых при жизни Галуа. Погиб на дуэли.

Наши рекомендации