Характеристики качества обслуживания потоков вызовов и классификация систем массового обслуживания

В теории распределения информации качество обслуживания поступающих вызовов характеризуется возможностью установления соединений или длительностью ожидания предоставления соединений.

Обслуживание поступающих вызовов может быть без потерь и с потерями. При обслуживании без потерь поступающий вызов немедленно обслуживается, и с потерями, если поступающий вызов либо получает отказ в обслуживании, либо обслуживание его задерживается на некоторое время. По экономическим соображениям реальные системы коммутации обычно проектируются с потерями.

Различают следующие виды потерь: явные, условные и комбинированные.

Обслуживание с явными потерями. При обслуживании с явными потерями поступающий на коммутационную систему вызов, получая отказ в обслуживании, покидает систему и в дальнейшем не оказывает на систему никакого влияния. Например, считается, что абонент, получивший сигнал «занято», отказывается от дальнейших попыток установить соединение.

Для количественной оценки качества обслуживания с явными потерями используются следующие величины: потери по времени, потери по вызовам и потери по нагрузке.

– втрати за часом Характеристики качества обслуживания потоков вызовов и классификация систем массового обслуживания - student2.ru на інтервалі Характеристики качества обслуживания потоков вызовов и классификация систем массового обслуживания - student2.ru - це частка часу на цьому інтервалі, протягом якої всі канали системи, доступні групі джерел заявок, зайняті обслуговуванням;

– втрати за викликами Характеристики качества обслуживания потоков вызовов и классификация систем массового обслуживания - student2.ru на інтервалі Характеристики качества обслуживания потоков вызовов и классификация систем массового обслуживания - student2.ru - це відношення кількості втрачених за цей відрізок часу викликів Характеристики качества обслуживания потоков вызовов и классификация систем массового обслуживания - student2.ru до загальної кількості викликів, що надійшли до системи Характеристики качества обслуживания потоков вызовов и классификация систем массового обслуживания - student2.ru :

Характеристики качества обслуживания потоков вызовов и классификация систем массового обслуживания - student2.ru ;

– втрати за навантаженням Характеристики качества обслуживания потоков вызовов и классификация систем массового обслуживания - student2.ru на інтервалі Характеристики качества обслуживания потоков вызовов и классификация систем массового обслуживания - student2.ru як відношення навантаження, що втрачається за цей відрізок часу Характеристики качества обслуживания потоков вызовов и классификация систем массового обслуживания - student2.ru , до навантаження, що надходить за той же час Характеристики качества обслуживания потоков вызовов и классификация систем массового обслуживания - student2.ru :

Характеристики качества обслуживания потоков вызовов и классификация систем массового обслуживания - student2.ru .

Якщо у ці визначення втрат підставити математичні очікування відповідних випадкових величин, то можна казати про ймовірності втрат за часом Характеристики качества обслуживания потоков вызовов и классификация систем массового обслуживания - student2.ru , викликами Характеристики качества обслуживания потоков вызовов и классификация систем массового обслуживания - student2.ru і навантаженням Характеристики качества обслуживания потоков вызовов и классификация систем массового обслуживания - student2.ru , при обчисленні яких використовуються імовірності станів системи обслуговування.

Обслуговування з умовними втратами. При обслуговуванні з умовними втратами виклик, що надходить у систему за відсутності вільних приладів обслуговування (ліній, каналів), не втрачається, а ставиться до черги, очікуючи звільнення будь-якого з них.

До основних показників якості обслуговування з умовними втратами (з очікуванням) відносяться такі характеристики:

- імовірність умовних втрат за часом Характеристики качества обслуживания потоков вызовов и классификация систем массового обслуживания - student2.ru як середня частка часу, протягом якої всі канали системи, що доступні групі джерел викликів, зайняті обслуговуванням (або імовірність того, що виклик, який надійшов до системи обслуговування буде поставлений до черги);

- імовірність очікування початку обслуговування виклику понад заданого часу Характеристики качества обслуживания потоков вызовов и классификация систем массового обслуживания - student2.ru як відношення середньої кількості затриманих понад час Характеристики качества обслуживания потоков вызовов и классификация систем массового обслуживания - student2.ru викликів до середньої кількості викликів, що надійшли до системи обслуговування;

- середній час очікування початку обслуговування (знаходження виклика у черзі) Характеристики качества обслуживания потоков вызовов и классификация систем массового обслуживания - student2.ru ;

- середній час знаходження виклика в системі обслуговування Характеристики качества обслуживания потоков вызовов и классификация систем массового обслуживания - student2.ru .

Обслуживание с комбинированными потерями. При обслуживании с комбинированными потерями часть поступающих вызовов обслуживается с явными потерями, а другая часть - с условными или все вызовы обслуживаются с условными потерями, ограниченными по какому-либо признаку. Например, ограничивается число вызовов, находящихся на ожидании, или ограничивается время ожидания начала обслуживания (если вызов находится на ожидании сверх допустимого времени ожидания, то ему отказывается в обслуживании). Для оценки качества обслуживания с комбинированными потерями используются характеристики обслуживания с явными и условными потерями.

Пропускная способность и производительность системи обслуживания.Важными характеристиками системы массового обслуживания являются ее производительность и пропускная способность.

Пропускна здатність системи обслуговування - це інтенсивність обслугованого навантаження при заданій якості обслуговування. Кількісно вона може бути оцінена за допомогою коефіцієнта використання одного каналу системи Характеристики качества обслуживания потоков вызовов и классификация систем массового обслуживания - student2.ru :

Характеристики качества обслуживания потоков вызовов и классификация систем массового обслуживания - student2.ru ,

де Характеристики качества обслуживания потоков вызовов и классификация систем массового обслуживания - student2.ru – інтенсивність обслугованого навантаження;

Характеристики качества обслуживания потоков вызовов и классификация систем массового обслуживания - student2.ru – кількості каналів.

Производительность системыобслуговування - это среднее число обслуживаний в единицу времени при заданном качестве обслуживания.

Классификация систем массового обслуживания.Рассмотрим классификацию СМО по виду потерь при обслуживании поступающих вызовов.

1. Системы с отказами – реализуют обслуживание вызовов с явными потерями.

2. Системы с ожиданием (с очередью) – реализуют обслуживание вызовов с условными или комбинированными потерями. Поэтому отдельно выделим СМО с неограниченной длиной очереди (обслуживание с условными потерями) и ограниченной длиной очереди (обслуживание с комбинированными потерями).

Также системы массового обслуживания можно классифицировать по таким признакам:

- закону распределения входного потока вызовов;

- числу обслуживающих приборов;

- числу источников вызовов;

- закону распределения времени обслуживания;

- числу мест в очереди;

- дисциплине обслуживания.

Под дисциплиной обслуживания понимают порядок выбора вызовов из очереди для их дальнейшего обслуживания.

В общем случае вызов выбирается из очереди по способу «первый вошел - первый вышел» (First-In, First-Out, FIFO). Однако иногда система обслуживания сама не обслуживает очередь, а просто проводит циклический опрос для того, чтобы определить, какой источник вызовов ожидает обслуживания. Поэтому очередь источников может быть обслужена в последовательном порядке. В некоторых случаях ожидающий вызов может быть выбран случайно.

Кроме того, в некоторых СМО применяется так называемое обслуживание с приоритетом, когда некоторые вызовы обслуживаются в первую очередь, предпочтительно перед другими. Здесь также можно выделить системы со статическими и динамическими приоритетами (в последнем случае приоритет может, например, увеличиваться с увеличением времени ожидания вызова в очереди).

Для краткости записи при обозначении СМО принята система кодирования, показанная на рисунке 3.6.

Характеристики качества обслуживания потоков вызовов и классификация систем массового обслуживания - student2.ru

Рисунок 3.6 – Условные обозначения СМО

Наши рекомендации