Золотое сечение» в маркетинге

Для того чтобы решить вопрос, в какой пропорции должно соблюдаться соотношение духовного и материального в маркетинге, обратимся к философии древности.

Древние мыслители обнаружили, что мир по своей природе асимметричен. Им удалось доказать, что в основе несимметричности развития мировых процессов лежит закон «Золотого сечения». Закон «золотого сечения» является одним из основополагающих законов развития неживой, живой материи и общества. Понятие «Золотого сечения» восходит в своей истории к эпохе математической школы пифагорейцев. Ими была решена следующая задача: как разделить единичный отрезок на две части А и В (рис. 1.7) так, чтобы

(А+В)/А = A/B. (1.4)

 
  Золотое сечение» в маркетинге - student2.ru

Рис. 1.7. «Золотое сечение» единичного отрезка

При решении этого уравнения получаются два отрезка:

А = 0,618,

В = 0,382.

Пифагорейцы заметили, что музыкальный звукоряд построен по закону соотношений частот, равных «золотому» числу.

Мир живой материи создан по законам «золотой» математики, а «Золотое сечение», очевидно, является одним из фундаментальных принципов самоорганизации материи, в том числе и маркетинговых процессов.

Принято считать, что понятие «Золотое сечение» ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик (VI в. до н. э.). Есть предположение, что Пифагор свое знание «Золотого сечения» позаимствовал у египтян и вавилонян. И действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями «Золотого сечения» при их создании. Французский архитектор Ле Корбюзье нашел, что в рельефе из храма фараона Сети I в Абидосе и в рельефе, изображающем фараона Рамзеса, пропорции фигур соответствуют величинам «Золотого сечения».

С историей «золотого сечения» связано имя итальянского математика монаха Леонардо из Пизы, более известного под именем Фибоначчи. В 1202 г. вышел в свет его математический труд «Книга об абаке» (счетной доске), в котором были собраны все известные на то время задачи. Одна из задач гласила: «Сколько пар кроликов в один год от одной пары родится?». Размышляя на эту тему, Фибоначчи выстроил такой ряд цифр:

0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144 и т. д.

Этот ряд чисел известен как ряд Фибоначчи, описывающий процесс размножения кроликов. Если в таком ряду взять отношение последующего члена к предыдущему или наоборот, то получим уже знакомые нам числа: 1,618 и 0,618. Причем чем больше порядковые номера членов, тем точнее выполняется «золотое» соотношение.

Особенность последовательности чисел состоит в том, что каждый ее член, начиная с третьего, равен сумме двух предыдущих:

2 + 3 = 5; 3 + 5 = 8; 5 + 8 = 13; 8+13=21; 13 + 21 = 34 и т. д.,

а отношение смежных чисел ряда приближается к отношению «Золотого сечения»:

21: 34 = 0,617; 34: 55 = 0,618.

В основе развития любых мировых процессов, в том числе человеческого общества, а следовательно и маркетинга, должно лежать «Золотое сечение».

Соотношение чисел ряда, по которому развивается человеческое общество, можно записать в виде

xi+1 = xi + xi-1, (1.5)

где i – последовательность чисел в ряде.

lim Золотое сечение» в маркетинге - student2.ru Золотое сечение» в маркетинге - student2.ru при i Золотое сечение» в маркетинге - student2.ru .

Процесс организации мира начинается с духовного начала
(«В начале было Слово»), поэтому первопричина мировых процессов нематериальная – духовная составляющая.

В понятие духовной составляющей мы вкладываем все нематериальные процессы, которые происходят в мире. Это идеи, законы, принципы и т.д. Носителями идей являются материальные процессы. Материя - это не думающая составляющая, и она требует для своего развития идей и законов, по которым она будет строить свое развитие. Поэтому идеальная и материальная составляющие маркетинга должны рассматриваться в диалектическом единстве [44]. Тогда причинно-следственная цепочка ряда Фибоначчи имеет такую последовательность: xi – причина (дух - Д), xi+1 – следствие (материя - М):

xi Золотое сечение» в маркетинге - student2.ru xi+1.

На следующем этапе развития причиной будет выступать xi+1 , а следствием xi+2.

Причем предел соотношения предыдущего числа xi Золотое сечение» в маркетинге - student2.ru Золотое сечение» в маркетинге - student2.ru ряда к последующему xi+1 (Д/М) стремится к «золотому сечению» - числу 0,618 при i Золотое сечение» в маркетинге - student2.ru Золотое сечение» в маркетинге - student2.ru .

Для того чтобы найти соотношение духовной и материальной составляющих в маркетинге, составим систему уравнений.

Диалектическое взаимодействие материального и духовного в маркетинге можно описать с помощью уравнения равносторонней гиперболы, которое вытекает из дуализма мировых процессов:

Д М = R. (1.6)

Если принять Абсолют мировых процессов за 1,0, а духовное и материальное составляют в Абсолюте полную группу независимых событий, то тогда это условие запишется в виде

Д+М = 1,0. (1.7)

Соотношение Золотое сечение» в маркетинге - student2.ru в абсолюте «золотого сечения» можно записать в виде

Золотое сечение» в маркетинге - student2.ru =Золотое сечение» в маркетинге - student2.ru (1.8)

Тогда исходное уравнение (1.8) можно записать в виде

Золотое сечение» в маркетинге - student2.ru Д2 = М(Д + М). (1.9)

Из уравнения (1.7) найдем материальную составляющую системы

М = 1 – Д

и подставим в уравнение (1.9),получим:

Д2 + Д – 1 = 0. (1.10)

Найдем корни этого уравнения: Д1 = 0,618 и Д2 = -1,618.

Учитывая, что духовная составляющая отрицательных значений иметь не может, необходимо брать во внимание только первый корень Д1 = 0,618.

Подставив его в уравнение (1.7), найдем значение материальной составляющей маркетинговой системы:

М = 1 – 0,618 = 0,382.

Согласно закону В.Н. Волченко, природа выбрала духовное направление развития. Таким образом, природная пропорция двух начал имеет следующее соотношение:

- духовная составляющая Д = 0,618 (соответствует доле государственного регулирования в экономике);

- материальная составляющая М = 0,382 (доля рыночного регулирования).

Ряд Фибоначчи показывает, что с момента зарождения системы соотношение духовной и материальной составляющих колеблется (см. рис. 1.8, кривая I) около положения равновесия, равного числу 0,618, все более приближаясь к нему в процессе своего развития.

Как показывает исторический процесс, человечество выбрало для своего развития другую пропорцию, заложив в основу материальную составляющую в противовес духовной:

Дч = 0,382 и Мч = 0,618.

Здесь процесс развития социальной системы, а следовательно, и маркетинга, становится обратным. Колебательный процесс развития социальной маркетинговой системы представлен на рисунке 1.8, кривая II, он находится в противофазе к развитию мирового процесса.

Которое проявляется в виде биений между процессом развития природы и процессом развития человеческого общества. Это противоречие разрешается в виде катастрофических переходов социальной системы от одной социальной формации развития к другой.

Золотое сечение» в маркетинге - student2.ru

Это при вело к противоречию между развитием природы и цивилизации,

В системе возникают биения и в точках максимального
расхождения и схождения амплитуд колебательного процесса развития мира (рис. 1.8, кривая I) и развития маркетинговой кривой II, возникают бифуркационные процессы перехода одной формации в другую. А следовательно, и колебания принципов маркетинга – от духовной составляющей к материальной.

Вопросы к главе 1

1. В чем сущность критики материалистического подхода в маркетинге?

2. В чем заключаются принципы взаимоотношений общества и маркетинга?

3. Перечислите принципы, которые можно положить в основу формирования взаимоотношений современного общества и маркетинга?

4. Какие этические проблемы существуют сегодня в маркетинге?

5. В чем заключаются стратегические и тактические цели маркетинга?

6. Объясните, что представляет собой дуалистическая модель маркетинга?

7. Что такое стрела «Золотое сечение»?

8. Дуалистическая модель регулирования маркетингом?


Наши рекомендации