Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга. Рынок потребителя и рынок продавца.

Определение, предмет и сущность маркетинга. Характеристика и составляющие процесса маркетинга.

Функции маркетинга: исследование рынка, сбор данных и информации для принятия маркетинговых решений; планирование, организация сбыта и распределение товаров (услуг). Основные принципы. Направленность на постоянно меняющиеся потребности потребителя.

Понятие потребительского рынка и модели покупательского поведения. Модель покупательского поведения на потребительском рынке.

Потребительские рынки. Потребительская ценность и уровень удовлетворения ожиданий потребителей. Предоставление потребительской ценности и обеспечение соответствующего уровня удовлетворения.

Задача 1.

Каждой потребности (слева) поставьте в соответствие единственное желание (справа):

потребность желание
Самоутверждение Голод Безопасность Восстановить силы Познание Любовь Здоровье Купить цветы Пойти в парк Отправиться в путешествие Купить автомобиль Купить киви Пойти в ресторан Купить собаку

Задача 2.

Каждый из пяти менеджеров туристской фирмы является сторонником одной концепции маркетинга. Определите, какой именно, если их предложения по улучшению работы фирмы следующие:

Андрей: «Постоянно предлагать новые маршруты»,

Борис: «Сократить расходы и уменьшить пены путевок»,

Павел: «Организовать вегетарианское питание для желающих»,

Юрий: «Провести опрос среди клиентов о качестве обслуживания»,

Михаил: «Широко рекламировать существующие маршруты».

ВАРИАНТ 2.

Концепции маркетинга.

Эволюционное развитие маркетинговой концепции. Основные концепции маркетинга: производственная, сбытовая, товарная, традиционная, социально-этическая, коммуникативная, сервисная.

Задача 1.

Рассматривается Центр автотехобслуживания в Санкт-Петербурге.

Определите, какие из следующих сообщений описывает изменение его макросреды, а какие – микросреды:

а) выпущена новая модель «Вольво»;

б) в городе открыта новая станция фирменного обслуживания «Вольво»;

в) Законодательное собрание приняло закон о налоге на вмененный доход автоперевозчиков;

г) увеличен минимальный размер оплаты труда;

д) сократилось число клиентов Центра;

е) эпидемия гриппа привела к массовому заболеванию сотрудников Центра.

Задача 2.

Какие из стратегий управления обслуживанием должны быть в центре внимания руководства гостиницы, если:

а) увеличилось число жалоб клиентов на неопрятный вид персонала;

б) сменились поставщики продуктов в ресторан;

в) увеличилось число постоянных клиентов, а общее количество клиентов уменьшилось;

г) в городе ожидается проведение симпозиума;

д) увеличилось число разочаровавшихся клиентов;

е) другая гостиница рекламирует свой товарный знак на телевидении;

ж) увеличилась продолжительность ожидания индивидуальных клиентов во время обслуживания туристских групп?

ВАРИАНТ 3.

Маркетинговая среда и ее структура.

Понятие маркетинговой среды. Формирование маркетинговой среды. Микросреда и макросреда, и образующие их факторы. Основные факторы микросреды: поставщики, конкуренты, маркетинговые посредники, клиентура и другие элементы контактной аудитории фирмы.

Задача 1.

Число служащих гостиницы равно 300 человек. Известно, что каждый процент текучести кадров (доля уволившихся за год) приносит гостинице убытки в размере 20 тыс. руб. в мес. В таблице приведена зависимость текучести кадров от месячной заработной платы служащих.

а) Найдите убытки гостиницы, связанные с текучестью кадров, при заработной плате служащих, равной 2 тыс. руб.;

б) Найдите сумму расходов гостиницы на заработную плату служащих и убытков, связанных с текучестью кадров, при заработной плате служащих, равной 2 тыс. руб.;

в) Определите, при какой величине заработной платы сумма расходов гостиницы на заработную плату служащих и убытков, связанных с текучестью кадров, принимает наименьшее значение. Сделайте вывод.

Зарплата, тыс. руб.
Текучесть, %

Задача 2.

Швейцария производит в течении ряда лет натуральный лосьон для детей. Последние годы предприятие рекламирует путем интенсивной рекламной компании этот лосьон также и для родителей. К какому маркетинговому мероприятию можно отнести действия этого предприятия:

а) вывод товара на рынок;

б) горизонтальная дифференциация;

в) развитие продукта;

г) развитие рынка.

ВАРИАНТ 4.

Маркетинг услуг.

Природа и характеристика услуги. Определения понятия «услуга». Маркетинговые стратегии для организации сферы услуг. Маркетинг международных услуг.

Задача 1.

В городе имеются две конкурирующие парикмахерские А и В, кaждая из которых может расположиться в одном из трех микрорайонов города. В таблице указано количество клиентов в день для каждой парикмахерской при том или ином их расположении (сверху – клиенты А, снизу – клиенты В). Сокращение A3 означает, что парикмахерская А расположена в третьем квартале.

а) В каком микрорайоне нужно разместить парикмахерскую А, чтобы число ее клиентов было наибольшим, если парикмахерская В уже размещена во втором микрорайоне? Каково в этом случае суммарное количество клиентов двух парикмахерских?

б) Какой микрорайон имеет наибольшее число потенциальных клиентов?

в) При каком расположении парикмахерских суммарное число обслуживаемых ими клиентов наибольшее?

г) В каком районе нужно разместить парикмахерскую А если пока неизвестно, где разместится парикмахерская В, но нужно добиться, чтобы гарантированное число клиентов парикмахерской А было наибольшим?

д) Можно ли утверждать, что парикмахерская А имеет во втором микрорайоне лучшую репутацию по сравнению с конкурентом?


  В 1 В 2 В 3
А 1 20 20 45
А 2 60 25 25
А 3 50 40 25

Задача 2.

Руководство автомобильной компании обсуждает проблему убыточности своей службы сервиса. Определите, какого подхода придерживается каждый консультант компании, если их предложения следующие:

Кирилл: «Повысить цены на сервисные услуги»,

Роман: «Оставить все без изменения»,

Вадим: «Передать функции сервиса независимым фирмам»,

Юрий: «Сократить сеть сервисных центров»,

Петр: «Отказаться от сервисного обслуживания, при этом снизить отпускную цену автомобиля»,

Антон: «Добиться большей надежности автомобиля»,

Сергей: «Организовать мониторинг данных о неисправностях»,

Борис: «Увеличить срок гарантийного ремонта».

ВАРИАНТ 5.

Маркетинговые исследования.

Процесс маркетингового исследования и его этапы. Разработка плана исследования. Методы проведения маркетинговых исследований.

Схема и этапы маркетингового исследования: формулирование целей, отбор источников информации, сбор первичных и вторичных данных.

Задача 1.

На рынке имеются путевки в Испанию, Турцию, и Грецию с проживанием в трех-, четырех- и пятизвездочных отелях. В таблице представлен спрос потребителей по каждой стране и по каждому разряду отеля, а также фактические объемы продаж путевок.

а) Найдите суммарный спрос на путевки всех видов;

б) Найдите суммарный спрос на путевки для каждой страны и для каждого разряда отеля в отдельности;

в) Найдите фактический суммарный объем продаж всех путевок (число путевок). Удовлетворен ли суммарный спрос на путевки?

г) Для какой страны величина неудовлетворенного спроса наибольшая?

д) Для отелей какого разряда величина неудовлетворенного спроса наибольшая?

е) Произведите позиционирование товара, с которым новая туристская фирма должна выйти на рынок (назовите страну и разряд отеля).

  спрос Фактич.
3-х 4-х 5-х
Испания
Турция
Греция
Фактич.  

Задача 2.

Рассматриваются способы сегментации рынка по признаку пола, возраста, дохода и образования. В таблице встречаются все возможные значения каждого признака.

а) Сколько имеется сегментов рынка при сегментировании по каждому признаку в отдельности?

б) Сколько имеется сегментов при сегментировании рынка по двум признакам: возрасту и доходу?

в) При каком способе сегментирования имеется шесть сегментов? (Укажите признаки);

г) Сколько имеется сегментов при сегментировании рынка по всем четырем признакам одновременно?

д) При каком способе сегментирования по двум признакам в каждом сегменте имеется ровно один потенциальный покупатель?

покупатель возраст доход образование
Андрей До 30 До 2000 Высшее
Сергей 30-40 2000-5000 Среднее
Ольга 40-60 До 2000 Высшее
Мария Св. 60 Св. 5000 среднее

ВАРИАНТ 6.

Наши рекомендации