Общие указания к основной части

Основную часть излагают в виде сочетания текста, таблиц, иллюстраций. Она включает в себя две главы, главы делят на подглавы (вопросы).

Первый вариант индивидуального проекта пишется как черновой, но, несмотря на это он должен быть оформлен в соответствии с требованиями методических указаний. Это исключает последующие переделки, связанные с оформлением.

Студент выполняет работу самостоятельно, т.е. прямым заимствованием текста из нормативных документов, инструкций, литературных источников и иных источников.

Необходимо учитывать, что материал, излагаемый в конкретной главе и подглаве по содержанию должен соответствовать смыслу названия той же главы (подглавы).

Студент вправе самостоятельно установить последовательность выполнения глав в зависимости от наличия и подготовленности источников. Но при любой очередности написания глав основной части следует помнить, что все главы её находятся между собой во взаимосвязи, которая должна четко прослеживаться с помощью конкретных ссылок в последующих главах на предыдущие, типа: "на основании материала...", "используя данные", "учитывая структуру... " и т.д.

К написанию главы следует подготовить, просмотреть и проанализировать все свои предварительные записи, продумать структуру подглавы, которую предстоит написать.

Студент должен иметь в виду, что выполнение индивидуального проекта - это самостоятельный творческий процесс, результаты которого должны быть отражены в работе. Поэтому, по ходу текста необходимо указывать, что именно является самостоятельной составляющей проекта (группировка, классификация, умозаключение, схема связей, методика, метод, анализ и т.д.) Такие указания должны быть в каждой главе, грамотно и уместно размещены, и высказаны от третьего лица ("автор предлагает").

Работа должна содержать достаточное количество таблиц, схем, диаграмм и т.п., иллюстрирующих и наглядно подтверждающих положения текста.

В первой главе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы, даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике;

Вторая глава представлена практической частью, в которой содержатся план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной проекта, обоснование выбранного метода, основные этапы эксперимента, обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной проекта;

Содержание заключения

Заключение представляет собою краткие выводы по проведенному исследованию, которые делает студент, решая поставленные в индивидуальному проекту задачи.

Выводы должны дать полное представление о содержании индивидуального проекта, о значимости, обоснованности и эффективности рекомендаций, а также отразить собственный вклад автора в разработку исследуемой темы. В связи с этим они охватывают все части индивидуального проекта.

Порядок размещения выводов соответствует последовательности и логике изложения текста индивидуального проекта.

При этом, излагая выводы по материалам очередной главы, студент может либо назвать главу, либо опустить ее название.

Смысл выводов вытекает из содержания индивидуального проекта. Выводы пишут тезисно: кратко формулируют суть решаемой проблемы, задачи или круг вопросов, рассмотренных для её решения и конкретный результат рассмотрения, делая ссылки на страницы, таблицы, рисунки, приложения, в которых эти результаты отражены.

В конце заключения помещаются выводы о сущности разработок и рекомендаций автора, их практической значимости и области использования индивидуального проекта. Выводы не должны затрагивать вопросы, не освещаемые в индивидуальном проекте.

Содержание приложений

В приложениях помещаются вспомогательные материалы, имеющие отношение к индивидуальному проекту, присутствие, которых в тексте не уместно: инструкции, приказы, справочный материал, формы отчетов, дополнительные расчеты, полные тексты официальных документов и другие многостраничные материалы. Таблицы, рисунки, заполненные образцы документов, акты и другие аналогичные иллюстрационные материалы желательно размещать в тексте индивидуального проекта по мере их упоминания. Но если существует вероятность превышения регламентируемого объема индивидуального проекта, такие иллюстрации частично могут быть вынесены в приложения.

По всему тексту индивидуального проекта необходимо делать ссылки на приложения.

Все приложения размещаются в конце индивидуального проекта после списка использованных источников.

Если в работе есть приложения, то на них обязательно даются ссылки в основном тексте документа. Приложения располагаются в порядке ссылок на них в тексте документа.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием наверху посередине страницы слова "Приложение" и его обозначения. Приложения обозначаются цифрами.

Приложение должно иметь заголовок, который записывается симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения должны иметь общую с остальной частью текстового документа сквозную нумерацию страниц.

Все приложения (с указанием их обозначений и заголовков) должны быть перечислены в содержании.

Содержание доклада

Студент пишет доклад после выполнения всех частей индивидуального проекта.

Доклад (выступление) — это работа презентативного характера, отражающая суть индивидуального проекта.

Доклад должен содержать: актуальность выбранной темы (кратко обосновать), теоретические и методические основы проекта, суммированное и обобщенное изложение полученных в ходе исследования результатов. В конце выступления необходимо будет коснуться практической значимости результатов, возможности их внедрения в практику, выводы. В докладе необходимо также ответить на замечания руководителя, привести аргументированные доводы.

Доклад рассчитан на 5—7 минут выступления и неразрывно связан с презентацией (раздаточным материалом), то есть докладчик во время выступления по курсовой должен ссылаться непосредственно на материалы презентации.

Презентация — это подготовленный с помощью программы Microsoft PowerPoint, наглядный цифровой, табличный и иллюстративный материал, который непосредственно связан с докладом индивидуального проекта.

Для презентации необходимо выбрать иллюстрирующий материал, который можно взять как из текста проекта, так и из приложений — это могут быть таблицы, рисунки, схемы, диаграммы, формулы и др. При этом не следует брать все подряд, так как нужно будет на каждый слайд сослаться из текста доклада. Таблицы не должны быть слишком громоздкими, рисунки не должны быть слишком детальными, формулы должны быть наглядными. Объем материала в презентации необходимо согласовать с руководителем.

По оформлению презентации соблюдайте единый стиль оформления. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунок). Для фона следует выбирать более светлые тона. Для обеспечения разнообразия следует использовать различные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами.

Порядок оформления индивидуального проекта

Индивидуальный проект оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа 2.105 -95. Текст проекта должен быть набран на компьютере и напечатан на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм).

1.​ Размер шрифта 14 пунктов
2.​ Название шрифта Times New Roman
3.​ Междустрочный интервал Полуторный
4.​ Абзац 1,25 см
5.​ Поля (мм) Левое – 3см, верхнее – 2см, нижнее – 2см, правое –1,5см
6.​ Объем индивидуального проекта 30 – 40 стр. машинописного текста без приложений
7.​ Объем введения 1 - 3 стр. машинописного текста
8.​ Объем заключения 1 – 3 стр. машинописного текста
9.​ Нумерация страниц Сквозная, в нижней части листа, справа. На титульном листе номер страницы не проставляется
10.​ Последовательность приведения структурных частей проекта Титульный лист. Содержание. Введение. Основная часть (глава 1, глава 2). Заключение. Список использованных источников. Приложения.
11.​ Оформление структурных частей проекта Каждая структурная часть начинается с новой страницы. Наименования структурных частей приводятся прописными буквами, жирным 14 шрифтом, центровка - посередине. Точка в конце наименования не ставится. Наименования подразделов выделяются жирным шрифтом строчными буквами (первая прописная) – с левого края, соблюдая абзацный отступ).
12.​ Список использованных источников 25-35 информационных источников
13.​ Иллюстрации, рисунки, схемы Иллюстрации, рисунки, схемы обозначаются словом «Рис.», которое размещается под ними и далее пишется название. Номера - сквозные
14.​ Таблицы Таблицы располагают непосредственно после текста, в котором она упоминается. В правом верхнем углу пишется «Таблица 5», а ниже по центру – название таблицы. Номера – сквозные.
15.​ Формулы Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Формулы нумеруются с проставлением их номера (сквозные) в круглых скобках, справа от формулы.
16.​ Примечания Примечания следует размещать в тексте для пояснений. Их помещают непосредственно после пункта, таблицы, иллюстрации, к которым они относятся. Если примечание одно, оно не нумеруется и слово «примечание» пишется с прописной буквы с абзацного отступа. Если примечаний несколько, то их нумеруют арабскими цифрами, размещая пункты столбиком, после двоеточия.
17.​ Ссылки Ссылки на рисунки, таблицы, графики, диаграммы в тексте проекта обязательны.
18. Оформление проекта Оформленный проект должен быть подшит в специализированную папку.

В индивидуальном проекте допускаются только общепринятые сокращения русских слов. Используемые аббревиатуры должны быть предварительно расшифрованы.

Использованные источники объединяются в следующие группы:

- законодательные и нормативные документы и акты (они группируются в порядке от более значимых к менее значимым, а документы равной значимости – в хронологическом порядке по датам опубликования);

- монографии, учебники, другие книжные издания, данные источники группируются в алфавитном порядке;

- статьи из журналов и газет;

- информация из информационно-справочных систем ГАРАНТ или КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС;

- интернет-ресурсы.

При составлении списка следует иметь в виду, что описание авторских изданий начинается с фамилии и инициалов автора; а если же фамилия автора не указана, то описание начинают с названия книги без кавычек.

В описании статей из журналов и газет на первом месте располагают фамилию и инициалы автора, затем после точки и без кавычек название статьи, далее после двух рядом стоящих наклонных линий без кавычек пишут название журнала, ставят точку, год издания, точку, номер журнала, точку, страницу (с заглавной буквы).

Внутри каждой группы издания размещают в алфавитном порядке, который устанавливают по первой букве названия источника в его описании.

Список имеет непрерывную последовательную нумерацию арабскими цифрами с точкой.

6.​ Порядок подготовки индивидуальных проектов к защите

Студент должен укомплектовать работу всеми составными элементами, вставить её в специальную папку и скрепить. Оформленная Индивидуальный проект подписывается студентом и представляется руководителям, которые её просматривают, подписывают и пишут отзыв. В отзыве руководители отмечают проявленную студентом инициативу, степень самостоятельности разработки, практическую значимость рекомендаций. В конце отзыва руководители делают заключение о степени соответствия индивидуального проекта предъявляемым требованиям и дают оценку работе, руководствуясь следующими критериями:

ОТЛИЧНО - Индивидуальный проект содержит новизну, практическую значимость, отвечает всем требованиям по оформлению, написана на актуальную тему, студент работал добросовестно, регулярно и творчески.

ХОРОШО - Индивидуальный проект написана на актуальную тему, имеет практическую значимость, отвечает требованиям по оформлению, полностью раскрывает выбранную тему, но не содержит новизны, студент работал добросовестно, выполнял график.

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО - Индивидуальный проект выполнен небрежно, не содержит - новизны, не полностью раскрывает тему, нет иллюстрационного материала, студент не выполнял график и игнорировал рекомендации преподавателя.

К защите не допускаются студенты:

- не представившие индивидуальный проект в срок, указанный в задании;

- представившие индивидуальный проект, которая по своему содержанию не отвечает требованиям и оформлена небрежно.

Студент подготавливает к защите текст доклада о индивидуальном проекте и демонстрационные материалы (презентацию), которые необходимы для наглядной иллюстрации основных положений индивидуального проекта во время зашиты. Основой для текста доклада может служить заключение индивидуального проекта, если оно написано в соответствии с ранее указанными рекомендациями.

Текст выступления необходимо тщательно отредактировать и многократно проговорить. К защите рекомендуется подготовить ответы на замечания руководителей. Необходимо иметь в виду, что вносить изменения в индивидуальный проект по замечаниям, указанным в отзыве запрещается.

Текст доклада, состав презентаций и ответы на замечания рекомендуется согласовать с руководителями.

7.​ Защита индивидуального проекта

К защите студент готовится заранее. Пишет и репетирует доклад, готовит презентацию, согласовывая их со своим руководителем.

Процедура защиты, как правило, включает доклад студента (не более 5-7 минут), чтение отзыва, вопросы руководителя, ответы студента.

Защита индивидуального проекта начинается с устного доклада студента. Доклад должен содержать краткое, но чёткое изложение основных положений индивидуального проекта (актуальность, особенности объекта и метода исследования, полученные результаты). Докладчик должен использовать графический материал и тезисы доклада.

Защита индивидуального проекта проходит в следующем порядке:

- студент в докладе (на 5-7 мин.) излагает цель и задачи индивидуального проекта, дает характеристику исследуемого объекта, освещает результаты самостоятельно выполненного объема работ, приводит главные выводы теоретического и практического характера. В форме оформления доклада по тексту не должно быть местоимений “Я” и “Мы”.

Доклад начинается обращением: "Уважаемые руководители, Вашему вниманию представляются основные положения индивидуального проекта...".

Сообщение во время защиты надо стремиться делать свободно, четко, ссылаясь на презентацию. Очень важно не выйти за пределы установленного регламента - нарушение его верный признак несобранности и недостаточной подготовленности докладчика. О завершении доклада студент извещает комиссию словами: "Доклад окончен, благодарю за внимание".

После доклада руководитель задает студенту вопросы по теме индивидуального проекта, на которые он обязан давать краткие и четкие ответы.

Вопросы могут быть заданы и другими лицами, присутствующими на защите. Если студент не понял вопрос, он должен попросить повторить или разъяснить суть вопроса. Отвечая на вопрос, студент может пользоваться материалом индивидуального проекта, приводить содержащиеся в ней данные, расчёты, цитировать отдельные положения. Ответы на поставленные вопросы также учитываются при оценке.

При определении окончательной оценки при защите индивидуального проекта учитываются:

- доклад студента;

- ответы на вопросы;

- отзыв руководителей.

При оценке необходимо учитывать теоретическую и практическую ценность индивидуального проекта, ее качество и оформление, практическую и теоретическую подготовленность выпускника.

Студенты, выполнившие индивидуальный проект, но получившие оценку “неудовлетворительно”, имеют право на повторную защиту.

Приложение 1.

Наши рекомендации