Поставки как средство повышения производительности труда

Первоначально управление системой поставок фокусировалось на повышении производительности отдельно взятых компаний. Соответствующее направление менеджмента как дисциплины развилось в признанный ныне «наукообразный менеджмент», впервые примененный на автомобильном заводе Ford в США (Taylor, 1911). В экономической литературе принято рассматривать компании как связанные системы, в рамках которых следует стремиться к максимальному увеличению производства продукции из входящих ресурсов. Такой подход позволяет говорить о производительности как о важном экономическом критерии деятельности предприятия. Нет необходимости анализировать логику рассуждения современного правительства, чтобы увидеть — в центре экономики Великобритании по-прежнему находится производительность, а значит, и компании, поддерживающие экономику (DT1, 1998; 2003; 2005). Именно к производительности имеет непосредственное отношение наблюдаемый рост интереса к качеству и конку­рентоспособности товара и эффективности производства (Deming, 1986).

Поставки как часть операционного менеджмента

Развитие темы производительности находится в центре внимания многих книг по опера­ционному менеджменту, посвященных цепочкам поставок. Немало написано об эффектив­ности производственных процессов и о связанном с этим снижении запасов, наилучших результатов в управлении которыми, как отмечается, можно достичь при усовершен­ствовании производства.

Акцент на материально-производственных запасах: подъемы и спады

В 1960-х годах предвестником литературы о цепочках поставок, которая впоследствии будет посвящена воздействию спроса, оказалась работа Джея Форрестера. В ней иссле­дуется влияние увеличения спроса на разных стадиях цепочки поставок и его возможное влияние на запасы (Forrester, 1961). Управление запасами было центральным элементом экономики и организации производства, управления производством и закупками. В боль­шинстве организаций обрабатывающей промышленности материально-производственные запасы составляли существенную пропорцию их балансовой стоимости (50-60 % или более). Соответственно, тем предприятиям, которые добивались снижения издержек хранения товарно-материальных запасов, удавалось повысить свою конкурентоспособ­ность (Jones, 1985). В книге под редакцией Викнера (Wikner, 1991) перечислены основ­ные составляющие производственной политики, следование которой позволяет развить динамику цепочки поставок:

• точная настройка параметров существующей политики заказов;

• сокращение задержек в системе; л устранение звена дистрибуции;

• изменение правил принятия единоличных решений;

• оптимизация использования информационного потока в цепочке поставок.

Потенциальные трудности могут быть вызваны разнородностью ассортимента товаров, нестандартностью продукции, увеличением задержек в системе, большим количеством

взаимосвязей в канале поставок, сложностью либо изменением правил принятия реше­ний и плохим владением информацией по каким бы то ни было причинам (например: ее несвоевременность, слабая интеграция и ограниченность в общении). Кроме того, на сложность структуры цепочки способно повлиять (увеличить или уменьшить) и взаи­модействие между любыми ее участниками.

Отдельно следует упомянуть еще об одном факторе из разряда «проблемных». Речь идет о непостоянстве объемов потребления, которое в принципе не составляет серьезной про­блемы на товарной бирже, где совершается обмен стандартными товарами и предсказать спрос гораздо легче. Но все обстоит иначе на рынках, ключевым элементом спроса кото­рых является мода. На таких рынках потребители часто отдают предпочтение нетиповой и произведенной в малом количестве продукции. Согласитесь, что, учитывая непостоянство объемов спроса на модные товары, значительно легче предсказать спрос на некий стандар­тизированный товар, как например консервированная тушеная фасоль, нежели на опреде­ленную модель платья определенного цвета, к тому же определенного размера.

Таким образом, на рынках товаров массового производства с ограниченным ассор­тиментом, предлагаемым потребителю, проще предсказать динамику системы цепочки поставок (Hines, 2004).

Наши рекомендации