Техника работы с микрофоном. Двенадцать секретов

Здесь я расскажу о том, какие бывают микрофоны и как с ними управляться.

1. Микрофон нужно держать как вилку: только кончиками пальцев, не пытаясь обхва-

тить всей ладонью. При этом все пальцы должны быть на микрофоне. Особенно следите за

тем, чтобы не оттопырился мизинец. Локоть при этом расслаблен и опущен – им вы должны

чувствовать ребра.

Типичная ошибка – задрать локоть почти на уровень подбородка.

Техника работы с микрофоном. Двенадцать секретов - student2.ru

Техника работы с микрофоном. Двенадцать секретов - student2.ru

2. Микрофон следует удерживать на одинаковом расстоянии ото рта на протяжении

всего выступления. Чтобы рассчитать оптимальное расстояние, приложите ребром ладонь

с сомкнутыми пальцами к губам вертикально так, чтобы указательный палец касался губ.

Безымянный палец в этом случае будет примерно там, где должен быть край микрофона.

Если держать его дальше, голос будет звучать не так красиво. Если ближе – при произнесе-

нии звука «П» микрофон будет издавать малоприятный звук.

Техника работы с микрофоном. Двенадцать секретов - student2.ru

Техника работы с микрофоном. Двенадцать секретов - student2.ru

Не меняйте это расстояние в ходе выступления. Куда бы вы ни повернулись, микрофон

следует тоже поворачивать, причем оставляя его не только на одном и том же расстоянии, но

и повернутым одной и той же стороной. Лучший звук получается, когда микрофон образует

перпендикуляр с вертикальной линией вашего лица.

3. Перед выступлением проверьте, где находятся динамики системы звукоусиления.

Если они расположены у вас за спиной, будьте внимательны: когда мембраны микрофона и

динамика направлены друг на друга, они вступают в резонанс и раздается свист. Если это

произошло, не теряйтесь – все, что нужно сделать, это отвернуть микрофон от динамиков.

4. При использовании микрофона возможности жестикулирования ограничены. Я

рекомендую держать микрофон в «главной» руке: левшам – в левой, правшам – в правой.

Для жестикуляции остается неосновная рука. Типичная ошибка – попытка жестикулировать

той рукой, в которой находится микрофон.

5. Если ваш микрофон со шнуром, то свободной рукой убирайте шнур из-под ног.

Постепенно это движение станет автоматическим и не будет отвлекать вашего внимания.

Если вы выступаете с радиомикрофоном, будет еще проще.

6. Хорошие микрофоны не дают никакого фона, и бывает неясно, работают ли они.

Мало того, выступающий слышит себя не через динамики, а скорее благодаря резонансу

черепной коробки, поэтому не всегда бывает уверен, что микрофон включен. Малоопытный

оратор выдает себя постукиванием по защитной сетке и магическим «раз-раз». Если вы тоже

не уверены, выйдя к микрофону, просто поздоровайтесь с сидящими в зале. По реакции вы

сразу поймете, слышат ли вас. Как включается микрофон, нужно выяснить заранее.

7. Поговорим о штативе, на который крепится микрофон. Чаще его называют стойкой.

Она бывает двух типов: телескопическая и «журавль». Типичная ошибка неопытных веду-

щих – говорить в микрофон, находящийся на той высоте, на которой его оставил предыду-

щий выступающий, хотя стойку легко поднять и опустить одним движением руки.

8. Сняв микрофон со стойки и решив держать его в руках, непринужденно уберите

стойку на правый или левый край сцены. В центре она оставаться не должна.

9. Как быть, если вы выступаете с микрофоном, закрепленным на голове? Это очень

удобно: руки остаются свободными в течение всего выступления. Однако выключатель

такого микрофона находится на передатчике, находящемся, скорее всего, на вашем поясе

сзади. Или на гарнитуре, которая закрепляет всю систему на голове. И отключить его невоз-

можно даже на секунду. Поэтому знайте: если вам будет угодно прокашляться или сглотнуть

– все это пойдет в эфир.

10. Что делать, если микрофон установлен на столе или трибуне? Как правило, для

этого используются специальные высокочувствительные микрофоны. Во всяком случае, зву-

кооператоры настраивают аппаратуру с учетом того, на каком расстоянии будут находиться

микрофоны от говорящих. Поэтому не стоит ложиться грудью на стол или трибуну, чтобы

говорить в самую мембрану. Нам всегда кажется, что в динамиках наш голос звучит тише,

чем следует. Это нормально.

11. Есть еще микрофон-петлица. Он крепится на лацкан пиджака или свитер специаль-

ной клипсой. Об этом микрофоне вообще можно забыть, потому что вы никак не можете

влиять на его положение. Однако старайтесь делать меньше движений, вызывающих трение

тканей на груди, иначе из динамиков будет доноситься малоэстетичное шуршание.

12. Придите на место выступления заранее, пройдитесь по сцене, попросите звукоопе-

раторов включить микрофон. Поговорите в него, походите с ним, попробуйте на вес стойку,

поднимите и опустите микрофон на ней несколько раз, найдите кнопку включения. Привык-

ните к своему голосу, раздающемуся из динамиков. Вы станете чувствовать себя гораздо

спокойнее и увереннее. Ваша уверенность усилится по мере приобретения опыта. А пока

утешьтесь тем, что подавляющее большинство вышедших к микрофону не знают и четверти

того, о чем вы только что прочли. Теперь – тренировка и практика.

Задание.Потренируйтесь в том, как держать микрофон и говорить

в него. Покупать для этого микрофон специально нет смысла. Достаточно

взять крупный, максимально прямой банан и поговорить в него. По размеру,

весу и форме он оптимально подходит на роль микрофонного тренажера.

После тренировки тренажер разрешаю съесть.

Зрительный контакт

Вопрос, решение которого мы с вами сейчас найдем: как устанавливать и поддержи-

вать зрительный контакт с аудиторией, в том числе большой? С аудиторией, которую одним

взглядом не охватить. Важно, чтобы каждый участник сохранял полное внимание и был

замечен выступающим. Но у ведущего всего два глаза и один головной мозг!

Всем нам известно, какую важную роль играет визуальный канал в восприятии публич-

ного выступления. Ведь через органы зрения, если верить специалистам, мы получаем более

90 % информации из внешнего мира. То, как вы смотрите на аудиторию, является основным

компонентом картинки, воспринимаемой зрителями. По вашим глазам они поймут больше,

чем по словам.

Итак, прежде чем начать презентацию, необходимо установить зрительный контакт с

аудиторией (иначе можно не получить никакого другого). Как это делается? Заняв исходную

позицию для выступления, не спешите приступать к делу, а медленно и основательно огля-

дите зал. Скользите по лицам, задерживаясь на мгновение на каждом (или почти на каждом).

Поймав доброжелательный взгляд или ответную улыбку, сделайте едва заметное мимиче-

ское движение: «Здравствуйте, и вы здесь? Очень рад вас видеть!» Даже если вы встречаете

человека первый раз в жизни. Таким образом вы протягиваете незримые ниточки от глаз

участников к своим. Потом вы будете держать их натянутыми все время презентации. Только

установив такой зрительный контакт с каждым из сидящих, можно начинать выступление.

Подчеркиваю, речь идет не об осматривании зала, а именно о контакте глаза в глаза с каждым

присутствующим.

Это для небольших аудиторий. А как быть, если зал большой и светят софиты? Тогда

зрительный контакт нужно имитировать. Вспомните, как выходит на сцену балетный тан-

цовщик. Замерев, он осматривает зал слева направо. И только выдержав паузу, начинает пер-

вое па. Вы думаете, он что-нибудь видит под этими прожекторами? Но у нас остается абсо-

лютная уверенность, что он видит нас и танцует для нас. И мы реагируем соответственно.

Если использовать терминологию из иной сферы, то установление зрительного кон-

такта – не ковровая бомбардировка, а точечные удары. Не нужно пытаться наладить зри-

тельный контакт со всей аудиторией в целом. Это невозможно. Устанавливайте зрительный

контакт с каждым сидящим в зале. Часто мне приходится слышать возражения: дескать,

это займет слишком много времени.

Нет, не займет, потому что каждой паре глаз мы уделим

только сотые доли секунды, а наш взгляд перемещается с огромной скоростью. Что он посто-

янно и делает, даже если мы этого не замечаем. Сначала мы установим зрительный контакт с

теми, кто и так на нас смотрит (некоторые улыбнутся), затем поднимут глаза те, кто привык

продолжать заниматься своими делами, пока выступающий начинает презентацию. Устано-

вите зрительный контакт и с ними – они теперь долго не опустят глаз. Дождитесь, пока на

вас посмотрят и последние – те, кто вообще никогда не поднимает глаз на презентатора. В

конце концов не должно остаться ни одной пары глаз, устремленной куда-либо, кроме как на

вас. Это важно для успеха презентации. Вообразите, что между вашими глазами и глазами

сидящих в зале протянуты провода, по которым течет информация, сообщаемая вами в ходе

выступления. И если эти провода обрываются, то прекращается и ток информации.

Кстати, примерно так и происходит. Ведь в индивидуальном разговоре мы, сообщая

важную информацию, настаиваем на том, чтобы наш собеседник смотрел нам в глаза. Только

в этом случае мы можем быть уверены, что он не только услышал, но и понял сказанное

нами. Обратите внимание: дети всегда настаивают, чтобы мама, когда они что-то рассказы-

вают, смотрела им в глаза. Они могут даже подойти, бесцеремонно повернуть мамину голову

к себе и, удерживая ее руками, продолжать повествование.

Знакомая картина? Таким обра-зом, зрительный контакт – это способ не только установить отношения с аудиторией и обес-

печить донесение вашего сообщения, но и получить информацию о том, хорошо ли ауди-

тория поняла сказанное (может, нужно повторить?), не утомлена ли она (может, требуется

сделать перерыв?), интересна ли ей тема (не пора ли перейти к другим вопросам?) или мы

сами (не пришло ли время сменить оратора?).

Чаще всего при установлении и поддержании зрительного контакта с залом пренебре-

гают людьми, сидящими на галерке и по флангам. Именно оттуда раздаются самые каверз-

ные вопросы. Именно там шелестят бумагой и кашляют.

Именно оттуда слышны разговоры, щелканье ручек и замков портфелей. Почему?

Потому что мы не уделяем сидящим там достаточного внимания. Сектор обзора начинаю-

щего ведущего составляет 30–35°, опытного – 40–45°. Таким образом, мы выхватываем гла-

зами только центральную часть зала, с которой фактически и общаемся. Так ведь? С сидя-

щими там сохраняется прекрасный зрительный контакт в течение всего выступления. Там

нас слушают. Оттуда кивают и другими способами выражают согласие.

Давайте обсудим, как правильно выбрать точку для начала выступления, чтобы обеспе-

чить себе возможность установления зрительного контакта со всем залом. Залы бывают раз-

ные, и просто в метрах оптимальное расстояние указать невозможно. Поэтому дам простое

правило для прямоугольных залов. Встаньте так, чтобы между вами и крайними зрителями

слева и справа в первом ряду образовывался равносторонний треугольник. Именно равно-

сторонний, а не просто равнобедренный. Это и будет то самое идеальное расстояние. Пра-

вило применимо и для других конфигураций зала. Исходя из него вы без труда определите,

где вам следует находиться в начале выступления. Именно в начале, потому что потом вы

будете перемещаться по сцене, подходя то ближе, то дальше, то к левому, то к правому краю

сцены. Это расстояние может быть меньше, если вы хорошо знакомы аудитории и вправе

рассчитывать на теплое отношение с самого начала презентации.

Особое внимание уделяйте тем местам в зале, откуда вы слышите шелест, шепот, шеве-

ление. Контакт восстанавливается почти моментально – проверьте. Общаясь с обделенными

зрительным контактом участниками, вы приобретаете вернейших союзников. Подойдите

ближе и скажите несколько фраз, обращаясь к правому краю. Задавая вопрос, взглядом и

жестом покажите, что ждете ответа от сидящих в последних рядах.

Устанавливая и поддерживая зрительный контакт в ходе выступления, вы таким обра-

зом держите в поле внимания группы риска. Ни в коем случае не теряйте контакта. Важность

этой рекомендации может подтвердить представитель близкой профессии – дрессировщик.

Вместе с тем нельзя превращать выступление в сеанс группового гипноза. Вы можете

переводить на мгновение взгляд в пол, на таблицу, которую демонстрируете, на свои

руки. Но только на мгновение, как это делают дикторы телевидения, якобы подглядывая в

бумажку. И если вы сбились, забыли текст, бегающий взгляд влево и вверх тут же вас выдаст.

Если же вы продолжите смотреть на аудиторию, это создаст впечатление задуманной паузы.

А значение того, о чем вы скажете после паузы, возрастет. Смелее!

Поведение публики подобно поведению женщины. Если вы не уделяете ей достаточно

внимания, она обижается и устраивает вам «веселую жизнь». В вашем прямом взгляде

должны читаться внимание к зрителю и вопрос, интересно ли ему, как и о чем вы говорите.

Получается, чтобы стать интересным аудитории, необходимо показать интерес к ней. И сде-

лать это проще всего с помощью установления и поддержания зрительного контакта.

Для того чтобы поддерживать продуктивный зрительный контакт с большой аудито-

рией и при этом не бегать глазами по залу, представьте, что вы нарезаете зрительный зал на

секторы, как арбуз. У вас получится несколько небольших залов, с каждым из которых под-

держивать зрительный контакт не составляет труда. Работайте какое-то время с одним сек-

тором, затем неожиданно переключайтесь на другой. Не следует проходить секторы справа

налево по очереди – перескакивайте через один, два и снова возвращайтесь к предыдущему.

Если вы начинающий презентатор и это вам пока дается с трудом, поначалу можно взять

себе за правило чертить глазами по залу логотип московского метрополитена – букву «М».

Дочертив – приступаете снова. Вы заметите, что во всех частях зала с вас не сводят глаз. Это

верный признак внимания. А значит, понимания. И следовательно, успеха.

Задание.Войдя в ресторан, салон автобуса, зал кинотеатра, первым

делом охватите взглядом все пространство. Если площадь слишком большая

– разделите ее на секторы и осмотрите. Важно, чтобы в движениях головы

и глаз не было суеты и чтобы то, что вы делаете, не привлекало внимания

находящихся в помещении людей.

Чем удивлять будете?

Кто-то подсчитал, что нынешний городской житель за день получает информации

столько, сколько житель Средневековья – за всю жизнь. За это время человек как вид

почти не эволюционировал и его способность к переработке информации возросла несуще-

ственно. Поэтому он невольно подходит к ней избирательно, выхватывая из общего потока

в первую очередь то, что связано с темой насилия, катастроф, смертей. Дело не в скрытых

садистских наклонностях: работает инстинкт самосохранения, указывая на факторы, пред-

ставляющие косвенную угрозу. На втором месте – информация, связанная с темой секса.

Независимо от отношения к ней мы ее замечаем, фиксируем. И на этом делают деньги рей-

тинговые телеканалы и бульварная пресса. На третьем месте – удивительные, необычные,

нестандартные сведения. Они могут никак нас не касаться. Но если они затронули наши

чувства, заставили нас удивленно вскинуть бровь, знайте: файл сохранен. Иной раз, прослу-

шав выпуск новостей, ни одной вспомнить не можешь, кроме последней – о том, как некий

таец попал в Книгу рекордов Гиннесса благодаря тому, что за год съел свой велосипед, под-

мешивая в пищу спиленные надфилем в пыль металлические части и нашинкованные мани-

кюрными ножницами резиновые.

Вывод. Хотите, чтобы ваша презентация вызвала гарантированный интерес и внима-

ние, – затроньте в ней тему нестандартного насилия в сексе. Не пугайтесь, шутка.

Но в каждой шутке есть доля правды. Перед тем как начать готовить презентацию,

подумайте, чем вы можете аудиторию удивить. Нестандартное начало. Необычный костюм.

Непривычный сценарий или место проведения. Конечно, нечто непривычное вызовет у ауди-

тории недоумение. Затем любопытство. Затем внимание. Кстати, психологи утверждают, что

в такие моменты человек невероятно внушаем. Не тот ли это эффект, которого мы хотим

добиться?

Когда я еще был студентом-филологом, мне довелось принимать

участие в международной научной конференции по проблемам символизма,

проходившей в Херсоне. Это было то ли на третий, то ли на четвертый

год перестройки. Сотни ученых со всего мира собрались обсудить ранее

закрытые вопросы русской литературы. На сцене один за другим появлялись

докладчики. Мужчины, разумеется, в безупречных (с поправкой на то,

что речь идет о научном мире) костюмах, в светлых рубашках, галстуках.

И вот на сцену выходит тогдашний ректор Киевского литературного

института Николай Жулинский. В белом «Адидасе»! Да-да, именно в белом

спортивном костюме. Не моргнув глазом он делает свой доклад. В финале,

конечно, извиняется и объясняет, что самолет задержали, и перед ним

встала дилемма: ехать в гостиницу приводить себя в порядок или успеть к

пленарному заседанию и к своему докладу. «Но я же все-таки ученый», –

сказал Николай Григорьевич. Аплодисменты были вдвое громче обычного.

Позднее Жулинский стал видным политиком.

Конечно, вам не обязательно отличаться таким экстремальным способом. Можно

найти и другие варианты. Если зал небольшой и ваши предшественники выступали с микро-

фоном, откажитесь от него. Откажитесь и от трибуны, если все ею пользовались. Начните

говорить еще в проходе, пока идете к месту выступления, если до вас этого никто не делал.

Если все выступают, сопровождая выступление слайдами, ограничьтесь флипчартом. И

наоборот. Особенно если выступавшие до вас не смогли достучаться до аудитории. Если предыдущий оратор говорил долго и неинтересно, начните презентацию, стоя как можно

дальше от того места, где выступал он.

Наши рекомендации