Выбор темы курсовой работы

Название темы курсовой работы студент формулирует самостоятельно, опираясь на список рекомендуемых тем (приложение А). При выборе темы студент должен руководствоваться своим научным и практическим интересом, знанием проблематики, актуальностью и практической значимостью темы, возможностью дальнейшего использования материалов курсовой работы при написании дипломной работы.

Студенту предоставлено также право предложить свою тему исследования. В этом случае тема должна быть обоснована с точки зрения научной и практической целесообразности и согласована с руководителем.

В названии темы обязательно указывается объект исследования.
В качестве объекта исследования можно выбрать одно из реальных предприятий г. Ульяновска и/или его подразделения или рынок в целом. Например, оценка емкости рынка химчисток и прачечных г. Ульяновска; оценка ключевых факторов, влияющих на принятие решения абитуриентов о выборе вуза на примере УлГТУ.

Не рекомендуется готовить курсовые работы по идентичным темам студентам одной учебной группы.

Курсовая работа выполняется индивидуально. В исключительных случаях с разрешения научного руководителя курсовая работа, представляющая особую теоретическую и практическую ценность, сложная в выполнении, может быть выполнена группой студентов в виде комплексной курсовой работы.

Научное руководство курсовой работой

Для оказания теоретической и практической помощи в подготовке курсовой работы студентам назначается научный руководитель. Научное руководство курсовыми работами осуществляется профессорами, доцентами, старшими преподавателями кафедры.

После выбора темы курсовой работы и ее согласования с научным руководителем студент обязан написать план курсовой работы и составить список литературы по выбранной теме. После этого совместно с научным руководителем заполняется задание на курсовую работу (приложение В) и составляется график выполнения курсовой работы (приложение Г).

В соответствии с графиком выполнения курсовой работы студенту необходимо: информировать научного руководителя о ходе написания курсовой работы, консультироваться по вызывающим затруднения или сомнения теоретическим и практическим вопросам, ставить в известность научного руководителя о возможных отклонениях от утвержденного графика.

В ходе выполнения курсовой работы научный руководитель указывает студенту на недостатки работы, дает советы по их устранению. Следует отметить, что за теоретическую и практическую части курсовой работы, а также качество, содержание и оформление целиком и полностью несет ответственность студент, а не руководитель.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Структура курсовой работы

Курсовая работа включает следующие структурные элементы:

– титульный лист (Приложение Б);

– задание на курсовую работу (Приложение В);

– график выполнения курсовой работы (Приложение Г)

– содержание (Приложение Е);

– введение;

– основная часть (теоретическая, аналитическая, рекомендательная главы);

– заключение;

– список использованных источников;

– приложения (анкеты, графики, таблицы, расчеты и т. п.).

Содержание курсовой работы

Содержание. В содержании последовательно перечисляются наименования глав и подглав, а также указываются номера страниц, на которых размещается начало глав (подглав). Содержание должно включать все заголовки, имеющиеся в работе, в том числе список использованных источников и приложения. Пример написания и оформления содержания курсовой работы представлен в Приложении Е.

Введение. Во введении обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, определяются объект, предмет, цель, задачи, методы исследования и практическая значимость работы.

В степени разработанности темы проводится краткий обзор отечественных и зарубежных литературных источников, авторы которых занимались данной проблемой. Изучение специальной литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены.

Объект исследования – это лицо (лица), процесс, результат этого процесса или явление, выступающие носителями или источниками проблемы. В качестве объекта исследования могут выступать: реальные физические и юридические лица; процессы и экономические механизмы (например, процесс принятия решения о покупке); сферы деятельности (например, отрасль, сектор рынка); регионы (географические рынки); товары.

Предмет исследования – это та часть объекта или его свойства, которые задействованы в появлении проблемной ситуации.

Цель формулируется коротко и однозначно. Ключевой аспект установления целей исследования – выявление специфических типов информации, полезной при решении поставленных проблем. Исходя из цели исследования определяются задачи. Разрешение каждой из задач осуществляется в структурной единице текста курсовой работы (глава, подглава) и отражается в заключении.

Разработка методики исследования представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать объекты.

В основу написания введения должно быть положено задание на выполнение курсовой работы, выданное студенту научным руководителем. По объему введение должно составлять не более 10% текста работы, то есть 3 – 4 страницы машинописного текста.

Основная часть включает ряд увязанных между собой глав, а при необходимости – подпунктов к ним. Четкость и последовательность изложения достигается формулированием итогов (выводов, резюме) в конце каждой главы. По объему это примерно 80% текста, то есть 30 – 35 машинописных страниц. Основная часть складывается из теоретической, аналитической и рекомендательной частей.

Теоретическая часть. В теоретической части работы излагается сущность основных понятий и категорий по исследуемой тематике, дается общая постановка проблемы (вопроса), ее теоретические аспекты, методика и результаты изучения. В этом разделе должны быть представлены мнения различных авторов на существо проблемы. Исследование теоретических вопросов, содержащихся в первой главе, должно быть увязано с практической частью работы и служить базой для создания программы эмпирического маркетингового исследования, разработки предложений и рекомендаций. Следует отметить, что при анализе литературных данных студент должен творчески осмысливать прочитанное и излагать собственную позицию, а не ограничиваться простым пересказом представленных в литературе данных. Собственную позицию необходимо четко выделять, указывая ее отличия от позиций других авторов. Объем этого раздела 10 – 12 страниц компьютерного текста.

Аналитическая часть. В начале аналитической части студент собирает информацию о маркетинговой деятельности объекта исследования. Далее осуществляется сбор и анализ вторичной и первичной информации. В первую очередь собирается и анализируется вторичная информация из документации организации, выступающей объектом исследования; из СМИ; из Интернет-ресурсов (Приложение З); из иных материалов, рекомендованных научным руководителем и подобранных студентом самостоятельно. На основе анализа вторичной информации дается краткое описание организации и рынка, на котором данная организация работает. При этом рассматриваются такие основные показатели рынка как емкость; конъюнктура; степень деловой активности; уровень устойчивости; сила и размах конкурентной борьбы; средняя норма прибыли и т.п., а также показатели, характеризующие исследуемый объект: рыночная доля товара компании в сегменте, известность компании, удовлетворенность покупателя товарами компании и т.п. Данные показатели указываются не только на настоящий момент времени, но и в динамике за последние 2 – 3 года.

Далее студент анализирует информацию об объекте исследования, непосредственно касающейся темы курсовой работы.

Материалы анализа служат базой, на основе которой разрабатываются практические рекомендации, выводы и предложения. Текст главы следует иллюстрировать таблицами и графиками, наглядно показывающими итоги исследования.

Объем части составляет 15 – 17 страниц компьютерного текста.

Рекомендательная часть. Исходной базой для этой части являются выводы, сделанные в аналитической и теоретической частях работы. В этом разделе студенту следует сформулировать выводы и предложения по решению рассматриваемой проблемы. Рекомендации должны носить адресный характер, быть экономически обоснованными. Если по тому или иному предложению (рекомендации) не может быть рассчитан экономический эффект, то указывается социальная, научная, национальная, правовая и др. ценность внесенного предложения. При этом рекомендуется избегать большого количества предложений, так как их необоснованность и недостаточная аргументация в их применении могут отрицательно сказаться на оценке при защите курсовой работы. Оптимальный вариант – 3–5 обоснованных предложений. Объем данной части составляет 5 – 7 страниц компьютерного текста.

Заключение (выводы и предложения). Заключение должно суммировать наиболее значимые выводы, сделанные по главам, подводить итоги раскрытия темы, реализации цели и задач, указать на нерешенные проблемы теоретического и прикладного характера. Для заключения достаточно 5 – 10% от общего объема текста (1 – 2 страницы).

Список использованных источников. Список использованных источников должен содержать перечень отечественных и зарубежных литературных источников, правовых актов, источников статистических данных и иных опубликованных документов и материалов, использованных при написании курсовой работы. Каждому источнику присваивается порядковый номер и приводятся его выходные данные. В курсовой работе студент обязан делать ссылки на используемые источники литературы, в том числе и в виде цитат. Весь цифровой статистический материал также снабжается ссылками на источники.

Приложения. В этой части работы автор размещает громоздкие таблицы, графики, промежуточные расчеты, разработанные анкеты, описания методики расчета и т. п. Такой материал, помещенный непосредственно в основную часть, затруднил бы чтение работы. В тексте необходимо сослаться на информацию, включенную в приложения. Эта часть курсовой работы не входит в основной объем. Каждое приложение в порядке очередности в соответствии со ссылками по тексту основной работы оформляется на отдельном листе. Более подробная информация об оформлении приложений представлена в следующем разделе.

Конкретные требования к содержанию каждого раздела курсовой работы, а также их названия определяются научным руководителем при непосредственном участии студента.

Наши рекомендации