На основе структурных характеристик

На основе структурных характеристик оценка объемов рынка проводится в масштабах страны и регионов. Расчеты производятся на основе данных государственной статистики и базируются на формуле:

На основе структурных характеристик - student2.ru

где V – емкость рынка;

Q – производство товаров;

Z – остаток товарных запасов;

E – экспорт;

I – импорт .

Поскольку у нас в стране размеры экспортно-импортных операций искажаются, объемы производства не редко занижаются, полученная с помощью этого метода информация отличается неточностью и неполнотой. Тем не менее, метод используется достаточно часто: он удобен, понятен и пригоден в ситуациях, когда оценить объем рынка иным способом невозможно.

По объемам производстваНа основе структурных характеристик - student2.ru

Обычно оценка размера рынка на основании данных о производстве делается в масштабах страны. В основном для этого используются статистические данные, проводить полевые исследования чаще всего не требуется. Расчет размера рынка с учетом всех главных производителей:

На основе структурных характеристик - student2.ru

где Е – ёмкость рынка,

Еi – объемы производства i-го предприятия

Результаты, полученные с помощью этого метода, достаточно точны, особенно если рынок прозрачен, обслуживается немногими игроками, а объем экспортно-импортных операций незначителен или легко определяется. Таковы в России рынки сырья, оборудования, легковых автомобилей, капитального строительства.

Сложнее посчитать рынки строительных материалов, одежды и обуви, мебели, мобильных телефонов. Здесь велика доля теневой экономики, популярен "серый" импорт, размеры производства скрываются, но в последние годы крупные компании, заботясь о своем имидже, стали все чаще показывать реальные объемы производства. Расчет объема рынка проводится с выборочным учетом основных производителей. Правильная выборка – основа точности расчета, поэтому следует делать равномерную выборку по всем категориям. Формула для расчета:

На основе структурных характеристик - student2.ru,

где P1, P2,…, Pi – объемы производств отдельных выборочных, наиболее характерных предприятий внутри каждой категории производителей;

К1, К2, …, Кi – количество предприятий внутри каждой группы производителей.

Еще сложнее оценить рынок услуг. Никто не знает, какую часть от реально заработанных денег официально декларируют учебные заведения, медицинские учреждения, салоны красоты, спортивно-оздоровительные комплексы. Так, на рынке услуг такси Москвы доля нелегальных извозчиков составляет 90%, и оценить его реальные размеры можно только приблизительно[79].

Наши рекомендации