Анализ конкурентоспособности предприятия с использование SWOT-анализа

Способность предприятия конкурировать с остальными участниками рынка зависит от ряда факторов, требующих серьезной оценки и учета. К таким факторам можно отнести: конкурентоспособность продукции предприятия на внешнем и внутреннем рынках; номенклатура выпускаемой продукции; ёмкость рынка; свобода доступа на рынок; конкурентные позиции предприятий, давно работающих на данном рынке; однородность рынка; конкурентоспособность отрасли; возможность внедрения новейших технологий; конкурентоспособность региона и страны в целом.

Можно выделить ряд принципов, соблюдение которых позволит приобрести предприятию конкурентные преимущества:

- общая цель предприятия и каждого работника в отдельности, направленная на постоянное совершенствование качества продукции и производственных процессов;

- ориентация на потребителя;

- создание благоприятной творческой атмосферы в коллективе предприятия;

- увеличение производительности за счет грамотного управления коллективом, основанном на разработке системы мотивации и развития творческого потенциала работников;

- демонстрация важности общих ценностей предприятия;

- твердость в принятии решений;

- контроль наиболее важных проблем и умение делегировать полномочия.

Каждое предприятие сталкивается с определёнными проблемами и задачами, решение которых требует использования различных управленческих методик и технологий. Анализ таких задач дает возможность выявить ключевые характеристики конкурентоспособности предприятия, отражающие его состояние на рынке.

Первостепенной задачей любого предприятия является обеспечение платежеспособности. Задача решается путем реализации произведенной продукции, проведением маркетинговых мероприятий; анализа рынка, ассортимента предлагаемой продукции, ценовой политики, методов продвижения товара. После достижения платёжеспособности возникает задача достижения (или повышения) прибыльности деятельности. На этом этапе маркетинговые решения дополняют экономическими решениями (анализ затрат, анализ себестоимости и ценообразования) и организационно-технологическими (анализ эффективности производства, технологичности и т.п.).

После решения основных задач возникают задачи следующего уровня. Особенно следует обратить внимание на стратегию развития предприятия, с позиции формирования долгосрочных целей и задач.

Отправной точкой для этого может служить SWOT-анализ, один из наиболее известных видов анализа в маркетинге.

Данный анализ позволил выявить слабые области деятельности предприятия и определить объекты бенчмаркинга:

- ценовая стратегия предприятия;

- внедрение современных технологий и оборудования;

- повышение квалификация кадров;

- наличие системы менеджмента качества.

Целью SWOT-анализа является формулирование основных направлений развития предприятия через систематизацию имеющейся информации о сильных и слабых сторонах фирмы, а также о потенциальных возможностях и угрозах.

Процесс проведения SWOT-анализа можно представить в виде диаграмм, определяющих последовательность действий, а также необходимые ресурсы (рис. 1, 2)

Анализ конкурентоспособности предприятия с использование SWOT-анализа - student2.ru

Рисунок 1 – Диаграмма верхнего уровня процесса «SWOT-анализ»

Анализ конкурентоспособности предприятия с использование SWOT-анализа - student2.ru

Рисунок 2 – Обобщающая диаграмма процесса «SWOT-анализ»

Пример применения методологии проведения ситуационного анализа, матрицы SWOT анализа на примере предприятия ОАО «ХХХ» по производству дизелей (табл. 9).

Таблица 9

SWOT- анализ

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ: СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:
- Высокое качество выпускаемой продукции - Известный бренд (марка) - Законченный цикл производства - Негибкое реагирование производства на изменения потребности рынка (длительный срок исполнения заказа по ряду позиций) - Отсутствие новых видов продукции (новейших разработок) - Слабый маркетинг - Высокие цены - Информационная закрытость предприятия - Отсутствие ремонтных технологий на предприятии - Недостаток финансовых ресурсов

Окончание таблицы 9

УГРОЗЫ: ВОЗМОЖНОСТИ:
- Снижение объемов производства у традиционных потребителей (предприятия дизелестроения) - Промышленные предприятия избрали стратегию поддержания работоспособности подвижного состава за счет ремонта - Жесткая конкуренция в отрасли - Рост конкуренции со стороны предприятий РЖД - Сильная зависимость сбыта от двух крупных потребителей - Потеря доли рынка (использование конкурентами марки завода) - Принятие программы по обновлению старого парка маневровых тепловозов МПС - Вероятность модернизации ЧМЭЗ в Белоруссии - Дефицит запчастей для ЧМЭ3 (импортозамещение)

Проведенный SWOT- анализ, позволяет сформулировать основные проблемы (табл.10).

Таблица 10

Формулирование проблемного поля в рамках SWOT-матрицы

    СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ: СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:
    Высокое качество выпускаемой продукции Известный бренд (марка) Законченный цикл производства Негибкое реагирование производства на изменения потребности рынка (длительный срок) Отсутствие новых видов продукции (новейших разработок) Слабый маркетинг Высокие цены Информационная закрытость предприятия Отсутствие ремонтных технологий на предприятии Недостаток финансовых ресурсов
УГРОЗЫ: Снижение объемов производства у традиционных потребителей Разработка и освоение новых видов продукции
Промышленные предприятия избрали стратегию поддержания работоспособности подвижного состава за счет ремонта Определение своей ниши на рынке тепловозов (поддержание работоспособности) Разработка программы по обновлению и модернизации основных фондов и освоению передовых технологий; Адаптация возможностей производства под нужды рынка Изменение мотивации производственного персонала Повышение квалификации персонала в области маркетинга Развитие маркетинговой сети: прямые продажи с использованием консигнационных складов по России, развитие дилерской сети в ближнем зарубежье. Оценка вариантов гибкой ценовой политики Разработка программы по снижению затрат Разработка и внедрение передовых ремонтных технологий
Жесткая конкуренция в отрасли Расширение возможности кооперации Поиск нетрадиционных заказов, уход от сегментной зависимости с привлечением специализирован-ных маркетинговых служб Развитие Интернет портала Прямой маркетинг
Рост конкуренции со стороны предприятий РЖД (развитие производства новой номенклатуры) Разработка программы кредитования по исключению кассовых разрывов
Сильная зависимость сбыта от двух крупных потребителей

Окончание таблицы 10

    СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ: СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:  
    Высокое качество выпускаемой продукции Известный бренд (марка) Законченный цикл производства Негибкое реагирование производства на изменения потребности рынка (длительный срок) Отсутствие новых видов продукции (новейших разработок) Слабый маркетинг Высокие цены Информационная закрытость предприятия Отсутствие ремонтных технологий на предприятии Недостаток финансовых ресурсов  
  Потеря доли рынка (использование конкурентами марки завода) Ввести товарный знак на основных узлах и агрегатах Развитие Интернет портала Прямой маркетинг
ВОЗМОЖНОСТИ: Принятие программы по обновлению старого парка маневровых тепловозов МПС Увеличение объемов производства Разработка и освоение нового типа дизеля
Вероятность модернизации ЧМЭЗ в Белоруссии Проработка возможности организации на базе Оршанского ТРЗ робот по модернизации ЧМЭ3 (1ПД4В)
Дефицит запчастей для ЧМЭ3 (импортозамещение) Разработка и освоение новых видов продукции
                                   

Наши рекомендации