Методология и методика педагогического исследования

Факультет психологии

Создание и оформлениекурсовых работ ивыпускных квалификационных работ

для студентов профиля подготовки «Начальное образование» направления 44.03.01«Педагогическое образование»,

а также профилей подготовки «Начальное образование и иностранный (немецкий) язык», «Начальное образование и иностранный (английский) язык» направления 44.03.05«Педагогическое образование»

очной и заочной форм обучения

Учебно-методическое пособие

Москва


УДК 37.025.7−057.874 ББК 88.8 С Печатается по решению кафедры начального образования и и Редакционно-издательского совета МГОУ

Составлено в соответствии с требованиями

Федерального государственного образовательного стандарта

Авторы:

Т.С. Комарова –доктор педагогических наук, профессор кафедры начального образования МГОУ;

М.Б. Зацепина –доктор педагогических наук, профессор кафедры начального образования МГОУ;

Т.Н. Мельников –кандидат педагогических наук, декан факультета психологии МГОУ;

В.К. Виттенбек –кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования МГОУ;

Л.Т. Потанина –доктор психологических наук, профессор кафедры начального образования МГОУ;

А.С. Москвина –кандидат педагогических наук,доцент кафедры начального образования МГОУ

Рецензенты:

Г.П. Новикова– доктор педагогических наук, профессор центра исследований инновационной деятельности в образовании

Института стратегии развития образования РАО;

О.С. Ушакова –доктор педагогических наук, профессор лаборатории развития речи и творческих способностейИнститута изучения детства, семьи и воспитания РАО

С Создание и оформлениекурсовых работ и выпускных квалификационных работ: учебно-методическое пособие/ Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина, Т.Н. Мельников и др. – М.:ИИУ МГОУ, 2017. –???с. ISBN

Учебно-методическое пособие представляет собой указания по выполнению и оформлению студентами курсовых и выпускных квалификационных работ. Оно разработано в соответствии с ФГОС НОО для студентов очной и заочной форм обученияпрофиля подготовки «Начальное образование» направления 44.03.01«Педагогическое образование», а также для студентов профилей подготовки «Начальное образование и иностранный (немецкий) язык», «Начальное образование и иностранный (английский) язык» направления 44.03.05 «Педагогическое образование».Представлены подробные разъяснения общих требований к написанию курсовой работы, оформлению титульного листа, оглавления, введения, основной части, сносок и ссылок, заключения, списка использованных источников, приложений. Рассмотрены основные этапы написания курсовой и выпускной квалификационной работы.

Пособие определяет единые требования к выпускным работам по данному направлению и адаптировано к требованиям выпускающей кафедры. Приведены примеры оформления структурных элементов работы, а также некоторые справочные материалы, необходимые для выполнения итоговой работы.

За содержание материалов ответственность несут авторы

ISBN 978-5-7017-2197-3 © Московский государственный областной университет, 2017 ©Оформление, ИИУ МГОУ, 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………….............................................................................................4

1. Методология и методика педагогического исследования……………....6

2. Основные этапы самостоятельной подготовки студента к написанию выпускной квалификационной работы…………………………………14

3. Требования к структуре и содержанию элементов курсовых

и выпускных квалификационных работ...................................................19

4. Описание методов исследования ………………………………………..26

5. Правила оформления курсовой и выпускной квалификационной работ……………………………………………………………………….28

6. Основные требования к списку литературы для написания курсовой и квалификационных работ………………………………………………..37

7. Процедура защиты курсовой работы и выпускной квалификационной работы...........................................................................................................45

8. Примеры курсовых и выпускных квалификационных работ………….46

Заключение………………………………………….………………………..….67

Приложения……………………………………………………………………...68

Литература……………………………………………………………….............73

ВВЕДЕНИЕ

В условиях модернизации системы образования к профессиональным компетенциям педагогических работников предъявляются определённые требования. Сегодня востребован не просто учитель-предметник, а педагог-исследователь, способный выстраивать реально достижимые цели и задачи образовательнойдеятельности, прогнозировать результатобразовательногопроцесса.Бакалавр долженрешать профессиональные задачи:осуществлять диагностикудостижений обучающихся, на основе полученных результатов проектировать индивидуальные маршруты их обучения, воспитания и развития,творчески применять в работе с учащимисяизвестные и разрабатывать авторские идеи, технологии, методические приёмы. Формирование профессиональных компетенций будущих педагогических работников осуществляется в разнообразных видах образовательной деятельности, в том числе при создании докладов, рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ (бакалаврской работы).

В соответствии с ФГОС высшего образования от выпускника-бакалавра высшего учебного заведения требуются:готовность кпрофессиональному самообразованию и личностному росту;умение планировать и решать исследовательские задачи в области науки и образования, использовать в профессиональной деятельности методы научного исследования.

Одним из важнейших навыков, необходимых для профессионального становления выпускников в области педагогического образования(признанных коллегами, родителями учащихся, самими учащимися) является их компетентность в проектировании содержания образовательных программ и современных педагогических технологий с учётом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через учебные предметы, моделирование собственногообразовательного маршрута и профессиональной карьеры.

Выпускник должен показать умения:применять и регулярнопополнятьобширнуютеоретическуюбазу, полученную за годы обучения в высшей школе, владениепоследними данными коллег-практиков в области собственной профессиональной деятельности (участие в семинарах и научно-практических конференциях, подготовка научных докладов и тезисов).

Качество донесения собственных результатов проведённогоэмпирического исследования до общественности будет зависеть от их грамотной обработки, а также умения выступающего переложить научный стиль изложения в устную форму доклада.Именно поэтому в образовательном процессе высшей школы широко используются многообразные формы и методы подготовки студента к научно-исследовательской работе, а именно: самостоятельная подготовка рефератов и их защита в форме научного доклада; подготовка материалов, проведение эксперимента и представление результатов в форме курсовых и квалификационных работ; наиболее успешные исследования представляются на внутри- и межвузовских студенческих конференциях и освещаются в специальных сборниках. Как быть успешным во всех вышеперечисленных видах образовательной деятельности, внимательный и заинтересованный студент узнает из данного учебного пособия.

В процессе обучения студентов по программамбакалавриатавозможны теоретический и практический пути получения знаний. Теоретический путь – это изучение основ педагогики, психологии, методик преподавания музыки, русского языка, математики, изобразительной деятельности, литературного чтения и др. Практическийпуть предполагаетнесколько вариантов: написание рефератов, разработку планов и конспектов занятий с детьми для внеурочной и урочной деятельности и др. Эти пути взаимосвязаны. Естественно, что на разных этапах обучения они пересекаются, при этом в одном случае превалирует практический, в другом – теоретический. Наиболее благоприятные результаты достигаются при их синтезе, взаимопроникновении (при подготовке и написании курсовых и квалификационных работ), в процессе педагогической практики, во время прохождения которой студенты знакомятся с состоянием проблемы в условиях современной начальной школы. В сфере начального образования накапливается и эволюционирует опыт. Он включает в себя освоенный студентом-выпускникомопыт педагогов-практиков иучёных.Впоследствиивыпускникдополняет уже освоенный им опыт своими личными открытиями в педагогической науке и представлениями о современных подходах обучения детей младшего школьного возраста.

Социальная творческая активность состоит в формировании активной жизненной позиции студента-выпускника, проявляющейся в понимании человеком необходимости общественно-значимой деятельности, собственного мнения, убеждений и интересов, а также вуменияхотстаивать собственную позицию и аргументированном убеждении оппонента в собственной правоте.

В целостном педагогическом процессе формирование творческой активности – это обязательное условие всестороннего развития личности, поскольку она способствует развитию познавательных способностей и стимулирует к самообразованию, тем самым способствуя становлению личностно-ценностных ориентаций: целеустремлённости, работоспособности, коммуникабельности, творческого подхода к любому виду деятельности.

Требования к структуре и содержанию элементов курсовых и выпускных квалификационных работ

Курсовая работа – это самостоятельное учебно-научное исследование, которое выполняется студентом по определенному учебному курсу или по определенным его разделам. Общей целью выполнения курсовой работы является развитие у обучающихся компетенций в профессиональной, интеллектуальной, информационной, культурной и других сферах деятельности, применение полученных знаний в решении конкретных профессиональных задач.

Задачами выполнения курсовой работы выступают:

– углубление уровня и расширение объема профессионально значимых знаний, умений и навыков;

– формирование умений и навыков самостоятельной организации учебно-исследовательской работы;

– формирование умения работать с философской, социальной, психолого-педагогической, методической, справочной литературой, нормативными и другими правовыми актами, эмпирическим материалом;

– овладение современными методами поиска и обработки информации и использования информационных ресурсов.

Учебный план предусматривает обязательное выполнение и оформление нескольких курсовых работ при обучении в высшем учебном заведении. Это служит пропедевтикой подготовки квалификационной работы на основании индивидуального исследования студента и возможной будущей экспериментальной и профессиональной деятельности, которая ведётся на сегодняшний день в большинстве лидирующих российских образовательных учреждений.

Тематика курсовых работ отвечает основному содержанию уже освоенных студентами научных дисциплин, имеет преимущественно практическую направленность и востребованность обществом, что отражается в определении актуальности (введении).

Курсовая работа выполняется под руководством преподавателя, сроки её выполнения определяются учебным планом, тема курсовой работы утверждается на заседании кафедры. Студент ориентируется на перечень предлагаемых ему тем квалификационных работ, в редких случаях он может предложить собственную тему, соответствующую направлению научной работы той или иной кафедры, получить поддержку руководителя и утвердить тему на заседании кафедры. Декан (ответственный сотрудник деканата) регистрирует выбранную тему в отдельном журнале, занося в него Ф.И.О. студента, научного руководителя и рецензента (их статусы, место работы и занимаемую должность), дату получения темы.

Курсовая работа оценивается преподавателем на основании выполнения студентом основных требований, предъявляемых к выполнению курсовых работ:

– обоснованность выбора темы;

– определение её актуальности и степени освещения в специальной литературе;

– степень разработанности научного аппарата, позволяющего оценить структурирование логических связей между всеми его составляющими, их согласованность и соответствие заявленной теме исследования;

– построение структуры работы: названий и соответствие материала, представленного в главах и их параграфах;

– полнота раскрытия темы;

– оформление работы, согласно предъявляемым к ней требованиям.

Широта и правильно сформированное направление литературного обзора, лежащего в основе каждого научного исследования – залог компетентности в исследуемых вопросах. Выделяют несколько взаимосвязанных и последовательно осуществляемых этапов: изучение; анализ: структурирование и нахождение причинно-следственных связей; обобщение.

Студенту важно приобрести опыт выделения основной идеи и базовых тезисов, на которые он будет опираться, продолжая разрабатывать выбранную им тему. Первоначально определяются основополагающие понятия, в работе потребуется их однозначное определение. Важно также учесть, что разные авторы могут придерживаться традиционной или выдвигать авторскую трактовку термина, поэтому в тексте работы (начало первой главы) надо показать многообразие определений, которые могут оказаться как взаимодополняющими, так и противоречащими друг другу. На этом этапе следует обратиться к толковым словарям русского языка: В.И. Даля, С.И. Ожегова, Д.Н. Ушакова; общим словарям – Большой энциклопедический словарь; специальным словарям – философский, педагогический, психологический, социологический; общим энциклопедиям – Большая российская энциклопедия, Детская энциклопедия; специальным энциклопедиям – педагогической, психологической и др. Далее необходимо обосновать собственную позицию, что поможет логично и последовательно, через осмысление основных терминологических единиц раскрыть тему.

Познакомившись с мнением ряда исследователей в данной области научного познания, студенту важно найти точки соприкосновения и определить причины возможного расхождения во мнениях и выводах разных авторов. Это поможет критическому осмыслению изучаемых вопросов, позволит сформировать собственное мнение и его аргументацию.

Курсовая и выпускная квалификационная работа имеют следующую структуру:

Титульный лист(см. Приложение 1).

Оглавление. В оглавлении приводятся заголовки всех частей работы, параграфов с указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Заголовки одинаковых ступеней располагаются друг под другом.Главы обозначаются римскими цифрами, а параграфы арабскими (без значка «§»).

Введение. Во введении дается краткое обоснование выбора и актуальности темы, формулируется научный аппарат исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы, опытно-экспериментальная база и практическая значимость исследования.

Главы основной части. В основной части работы выделяются, как правило, две главы. Каждая глава имеет название и состоит из параграфов. Структура глав и параграфов в каждом конкретном случае определяется как спецификой реализуемой образовательной программы, так и темой работы.

Глава I. Теоретическая часть работы содержит анализ имеющихся научно-теоретических исследований в зарубежной и отечественной педагогической литературе. Даются определения используемых в работе понятий, ссылки на авторские концепции, делаются выводы. Цитирование различных источников в курсовой и выпускной квалификационной работе оформляется ссылкой на данный источник с указанием его порядкового номера в библиографическом списке или фамилии автора в круглых/квадратных скобках после цитаты (см. Приложение № 4). Название Главы I связано с теоретическим обоснованием изучаемой проблемы.Например:

«Глава I. Теоретические подходы к исследованию проблемы…»;

«Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы…» и др.

На следующем этапе планируется экспериментальная работа, опираясь на практический опыт коллег, освещенный в методической литературе. Определяется экспериментальная и контрольные группы участвующих в исследовании младших школьников. Описывается цель опытно-экспериментального исследования, его содержание, организация, ход.

Глава II. Практическая часть научной работы. Название Главы II соотнесено с экспериментальной частью работы. Например:

«Глава II. Психолого-педагогические условия развития…»;

«Глава II. Экспериментальное изучение влияния… на развитие…» и др.

Названия параграфов соотносятся с отдельными задачами исследования.

Проводится экспериментальная работа, собранный материал подлежит критическому осмыслению и логическому освещению в экспериментальной главе. На завершающем этапе исследования следуют короткие выводы по главе, а затем выводы или заключение по всей работе.

В каждой работе должные быть представлены критерии оценки эффективности проведенной работы и показатели уровней сформированности того или иного личностного качества, способностей и т.д.

Заключение –это «ответ введению». Данная часть предполагает обобщённую итоговую оценку проделанной работы. В ней даются краткие ответы на поставленные в начале исследования задачи, гипотезу. Отмечаются основные выводы исследования. Выводы должны быть представлены по каждой из задач исследования и главное – по цели исследования. Это связывает заключение с введением, обеспечивая законченность и логическую выстроенность работы. Текст заключения не должен дублировать содержание выводов. В заключении формулируются положения, отражающие наиболее значимые результаты проведённого исследования, степень достижения поставленных целей и задач, подтверждения выдвинутой гипотезы. Заключение может включать в себя и конкретные рекомендации по изучаемой проблеме, что повышает практическую значимость исследования. Основные положения заключения формулируются в утвердительной форме. Работа может заканчиваться фразой: «проведённое нами исследование не претендует на исчерпывающее исследование, требуют внимания… вопросы, связанные с темой исследования…».Объем заключительной части составляет 1–2 страницы.

Примеры стандартных словесных оборотов:

– Итак;

– Таким образом;

– Подводя итог;

– Проведенные исследования позволяют сформулировать следующие выводы;

– Результаты проведенных исследований показали, что;

– На основании освоения полученной темы;

– В заключение можно отметить, что;

– Резюмируя проведенное исследование;

– Констатируем следующие особенности проведенного исследования.

– «Анализ результатов экспериментального исследования позволяет говорить о его высокой эффективности».

– «Как показало наше исследование, разработка … создает достаточно полноепредставление о …, положительно воспринимается практикой и имеет высокий показатель результативности в младшей школе».

– «В ходе исследования было выявлено, что эффективность процесса … существенноповышается, если: 1). …2). …».

– «По результатам исследования были сделаны следующие выводы: …».

– «Полученные в ходе исследования данные позволяют говорить о …».

– «Опираясь на результаты психологических и педагогических исследований этой проблемы, можно заключить, что …».

– «Результаты исследований и анализ психологической (педагогической) литературыпозволяют сделать некоторые выводы…».

– «Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что лежащие в его основе теоретические положения и организационно-методические процедуры являются адекватным средством совершенствования …».

Педагогический эксперимент

Подпедагогическим экспериментом понимают специально организованную деятельность педагога и детей с заранее сформулированными исследовательскими целями.

Экспериментальная часть работы посвящается исследовательской работе, проделанной студентом. Опытно-экспериментальная часть работы должна включать описание этапов и логики исследования, а также описание базы исследования и репрезентативной выборки испытуемых методов и средств обработки данных, результатов эксперимента, выводы.

Педагогический эксперимент, как правило, состоит из констатирующей, формирующей и итоговой частей.

Основная задача констатирующего эксперимента заключается в выявлении состояния дел по изучаемой проблеме. Эта часть педагогического эксперимента включает ряд исследовательских методик: наблюдение, беседу, изучение продуктов деятельности и др.

Цель формирующей части эксперимента состоит в разработке нового содержания и методик, реализуемых в практике. Завершается педагогический эксперимент контрольной частью, которая называется итоговой или заключительной. В ходе её проведения используются исследовательские методики констатирующей части эксперимента. Обсуждая результаты исследования, студент делает выводы о качестве проведённой работы, анализирует методы и дидактические средства, используемые им в ходе исследования.

Отметим, что репрезентативность как основное требование к выборке это представленность в исследуемой группе людей того круга, в котором встречаются изучаемые свойства и на которые исследователь собирается распространить (экстраполировать) свои выводы. Она учитывает количественный и качественный состав выборки.

5. Правила оформления курсовой и выпускной квалификационной работ

Важной составляющей исследования является его описание. Текст научной работы имеет свои черты. Своеобразие определяется логикой изложения научных фактов, интерпретацией эмпирического материала, использованием принятых в науке терминов (если вводятся малоизвестные термины, их следует раскрывать и объяснять необходимость применения в работе). Если автор использует положения и мысли других исследователей, то требуется делать ссылки на источники по принятой форме с указанием их авторов. Однако не стоит увлекаться научными терминами и, по возможности, желательно избегать излишнего использования иностранных слов, а если таковые встречаются в тексте, в скобках следует указать перевод и привести пояснения на русском языке.

В «Методическом пособии по выполнению и оформлению научного исследования в области педагогики и психологии» [7, с. 7–8] указано, что научное изложение рассчитано на логическое, а не эмоционально-чувственное восприятие.Это не значит, что в научном стиле вовсе не могут присутствовать элементы стиля художественного, но прибегать к ним необходимо для того, чтобы сделать изложение живым, эстетичным, понятным и чаще там, где вы полемизируете с другими авторами:«Автор удачно отмечает…», «мы соглашаемся с…», «вслед за…, мы…», «вместе с тем необходимо отметить…».

Материал, как правило, подаётся от третьего лица, но в нём обязательно явноличное отношение к нему.«По нашему мнению…», «с нашей точки зрения…», «как нам кажется…», «Проведенное нами исследование позволяет сделать предположение (вывод) о том, что…», «В процессе эксперимента были созданы условия для…, которые позволили… (скорректировать, нивелировать, оптимизировать…)».

Во всяком случае, элементы художественного стиля (риторический вопрос, повтор, антитеза, сравнение, пословица, литературная цитата и пр.) не должны служить цели сделать текст «красивым» – они в научной тексте являются только дополнительным средством, вспомогательным приёмом и не могут определить систему научного изложения.

Следующий вопрос, нуждающийся в обсуждении, – лексика научного сочинения. В основе текста лежит общеупотребительная лексика. Вместе с тем, в лексическом составе научного стиля речи разграничивают:

– терминологическую лексику,

– общенаучную лексику,

– слова-организаторы научной мысли.

Термины занимают особое место в научном стиле, так как они несут в себе больше информации, чем иные лексические единицы. Насыщенность терминами – одна из основных стилевых характеристик научной речи. В научной прозе употребляются как общенаучные, так и специальные термины. Специфика психолого-педагогической терминологии состоит в том, что общенаучные и даже специальные её термины (например, «коммуникация», «рефлексия», «фрустрация», «целостный педагогический процесс» и др.) легко смешиваются со словами общеупотребительными («урок», «воспитание», «школьник» и др.). В научном тексте важна строгая систематизация термина, однозначное его толкование.

Слова-организаторы научной речи подразделяются на слова, вводящие логический контекст и могут подтверждать приведённые выше соображения (таким образом, поэтому, следовательно…).

Рубрикация – это деление текста на составные части, графическое отделение одной части от другой, а также использование заголовков, нумерации и т. п. Рубрикация в научном тексте отражает логику исследования.Простейшей рубрикой называется абзац – показатель перехода от одной мысли к другой [7, с. 7–8].

Необходимо понимать, что в основе написания любой научной работы лежит навык структурирования текста. Студент должен овладеть методикой структурирования текста и краткого его изложения, т.е. конспектирования.

Слово «конспект» в прямом смысле означает «обзор». Поэтому его необходимо составлять как обзор, где излагаются основные мысли научной книги или научной статьи без подробностей и второстепенных деталей, он по своей структуре практически всегда соответствует плану изучаемой работы. Конспектирование научной книги, оригинальной статьи в научном журнале по существу вид реферативной работы, весьма полезной в процессе обучения. Это позволяет на более длительный срок запомнить научные концепции, результаты исследования, сделанные выводы и чаще применять их в практической деятельности.

В ряде случаев целесообразно подготовить свои записи (они могут быть текстовыми, в виде заранее продуманной таблицы). Разновидностью конспекта является запись, которая составлена в виде ответов на подготовленные вопросы, что может обеспечить исчерпывающие описания (характеристики) явлений или однотипных предметов. Такой вид конспекта целесообразно использовать тогда, когда требуется сделать сопоставление тех или иных характеристик научных работ.

В отдельных случаях с целью наглядности используется графическая форма конспекта. Элементы конспектируемой научной работы располагаются в таком виде, чтобы была видна иерархия понятий и их взаимосвязь. Допускается также составление нескольких графических конспектов, отображающих отдельные части конспектируемой работы или книги.

Краткое изложение основного содержания, смысла какого-либо текста – это и есть конспектирование.

В научной работе содержится основная информация и вспомогательная. Информация, имеющая наиболее существенное значение для раскрытия содержания темы или вопроса, является основной. К ней можно отнести формулировки концепций и парадигм, определения научных понятий, теоретических принципов; использованные психолого-педагогические принципы работы и обучения и т. д. Поэтому основная информация записывается как можно полнее. Содержание конспектирования составляет переработка основной информации в целях её обобщения и сокращения. Вспомогательная информация полностью опускается.

Важными требованиями, предъявляемыми к написанию конспектов, являются наглядность записей и такое их расположение, которое даёт возможность понять логические связи и иерархию понятий. Это можно сделать через систему заголовков, подзаголовков и ключевых слов. Также следует использовать расчленение написанного текста за счёт абзацных отступов, подчёркиваний, нумерации отдельных понятий, стрелок, указывающих на логическую связь слов и предложений и т.п.

Конспект следует оформлять аккуратно, как реферат. Его можно представить преподавателю на проверку.

Литературное оформление курсовой или квалификационной работы является важным элементом её выполнения и одним из многих факторов, которые учитывает комиссия при оценивании во время защиты. Прежде всего, рекомендуется обращать внимание на:

– содержательный аспект изложения материала: логичность и последовательность, полноту и репрезентативность, т. е. широту использования научных источников, общую грамотность: орфографическую, синтаксическую, стилистическую; соответствие стандартам и принятым правилам;

– текст работы, его форматирование, разбивку на абзацы и параграфы, обоснованность их выделения, а также его соответствие теме главы и работы в целом;

– список литературы: обоснованность выбора литературных источников, круг авторов и полнота ознакомления с их работами, грамотное оформление;

– приложения: их логичность, структурированность, соответствие ссылкам на них в тексте работы, оформление и нумерацию;

– внешнее оформление титульного листатребует указания министерства, название университета, в котором выполнялась данная работа; название кафедры, на которой она выполнялась; полное название текста работы, фамилия, имя, отчество студента, курс, группа, факультет, где он учится; фамилия, имя, отчество, ученая степень и звание научного руководителя; год и место выполнения работы. Сокращения слов на титульном листе не допускаются.

Готовая работа должна быть отформатирована в соответствии со следующими требованиями: страницы должны иметь поля: левое – 30 мм, верхнее– 15 мм, нижнее – 20 мм, правое поле – 10 мм. Шрифт: TimeNewRoman, кегль 14, межстрочный интервал – полуторный, выравнивание по ширине.

Все страницы работы нумеруются с третьей до последней без пропусков или буквенных добавлений.Нумерация страниц: первой страницей считается титульный лист, на ней цифра 1 не ставится, второй –считается оглавление, на ней также не ставится цифра 2, на следующей странице начинается текст доклада и проставляется цифра 3 и далее в соответствии с порядком.

Допускается частичная подача материала в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков. В работе их чаще располагают непосредственно после текста, в котором она впервые упоминается, или на следующей странице, если место после текста занято. В случае, когда объём работы (для курсовых работ – 30–35 страниц; для квалификационных работ: бакалаврская работа – 60–70 страниц печатного текста) превышен, таблицу (схему, диаграмму или график) можно вынести в Приложения при условии наличия на них ссылок в тексте. Таблицы (схемы, диаграммы, графики) нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией. Номер следует размещать в правом верхнему углу над заголовком таблицы после слова «Таблица», с указанием её номера. Если в работе одна таблица, её не нумеруют и не пишут слово «Таблица».

Приложения всех видов студенческих работ должны быть иллюстрированы работами младших школьников, выполненными имизаданиями и т. д.

Завершённую сброшюрованную работу (файловые папки нельзя использовать) необходимо представить перед защитой в сроки, соответствующие распоряжению деканата, вместе с отзывами и рецензиями (копию следует оставить у себя).

Литературная обработка проведённого исследования требует использования научного языка, специальной терминологии, при этом весь базовый понятийный аппарат должен быть чётко определён, зафиксирован в тексте работы (начало первый главы). Необходимо придерживаться не только общепринятой терминологии, но и обозначений, условных сокращений и символов. Следует избегать частых повторений слов или словосочетаний, выражений-штампов. Не допускается изложение от первого лица: «я наблюдал», «я считаю», «мне кажется», «по моему мнению», заменяя их на «по мнению автора» или «мы наблюдали», «на наш взгляд», «мы считаем» и т. п.Возможен безличный вариант «изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что…», «проведенные наблюдения подтверждают правомерность вывода о…», «на основании приведенных статистических данных или проведенного литературного анализа можно сделать вывод…» и пр. Личные переживания, отношения, эмоции не должны присутствовать в тексте.

Исследования, включающие опытно-экспериментальную работу с младшими школьниками по разным методикам, должны включать рассуждения, оценки, отзывы учителей и родителей о деятельности детей.

Начальный этап разработки темы требует ознакомления с историей вопроса, определения этапов эволюционирования педагогических взглядов на исследуемую проблему, выявления современного состояния её разработки, а также полноту освещения в специальной методической и психолого-педагогической литературе. При работе с научной литературой необходимо обращаться к монографиям, сборникам научных трудов, опубликованным материалам конференций, периодической печати, вышедшие за последние пять лет. Полезный материал предоставляют сборники тезисов, докладов, статей научно-практических конференций. По мере ознакомления и проработки материала обозначается круг учёных, чьи труды определили данное направление исследования, педагогические инновацииизучаемой проблемы. В работе раскрываются основные положения, содержащиеся в исследованиях учёных прошлых лет и современников. При упоминании в тексте фамилий (учёных-исследователей, практиков)инициалы, как правило, ставятся перед фамилией: В.М. Петров, а не наоборот, как это принято в списках литературы и сносках, где фамилии авторов располагаются в строго алфавитном порядке.

Утверждения позиций подкрепляются доказательствами, взятыми из литературы (цитирование, указание цифр, фактов, определения). Все приведённые теоретические выкладки, статистические данные, цитаты должны быть подтверждены ссылками или сносками (см. ниже) – в квадратных скобках указывается номер источника в списке литературы, затем через точку с запятой – номер цитируемой страницы; если гипотезу поддерживает ряд учёных, то в квадратных скобках необходимо указать их работы в той последовательности, в которой они указаны в списке литературы, разделяя работы разных авторов точкой с запятой. Сноски оформляются внизу текста страницы под чертой, где указываются порядковый номер сноски и данные книги или статьи.

Источники библиографической информации:

– первичные (научные статьи, материалы и тезисы научно-практических конференций, монографии, диссертационные исследования и др.);

– вторичные (библиография, реферативные журналы, сигнальная информация и др.);

– третичные (обзоры, компилятивные работы, справочники, энциклопедии и др.).

Для написания психолого-педагогической работы по программам бакалавриата необходимо ознакомиться с публикациями в психологических, общепедагогических и специальных методических журналах по программе. Общее представление можно сформировать, ознакомившись с печатной продукцией (газеты, журналы, методические пособия), публикуемые издательскими домами «Первое сентября» (www.1september.ru), «Классное руководство и воспитание школьников», «Дидакт», «Вопросы философии», «Педагогика» (www.pedagogika-rao.ru), «Педагогическое образование и наука» (www.manpojournal.com),«Начальная школа» (www.n-shkola.ru) и др. Следует использовать интернет-источники: отдельные сайты и разделы поисковых систем «Словари», «Энциклопедии», а также электронные версии необходимых журналов.

Наши рекомендации