Развитие интеллекта младших школьников.

Интеллектуальная разминка.

Сколько пальцев на 2 руках?

Сколько недель в месяце?

Порядковый номер пятницы в неделе?

Наименьшее двузначное число?

Какого числа последний день года?

Сколько штук в дюжине?

За сколькими зайцами нельзя гнаться?

То, в чём медведь тащил Машу и пирожки.

Что находилось у Красной Шапочке в корзинке?

Что потеряла Золушка на балу?

Что мы слышим в начале урока? Букву У.

Провоцирующие задачи.

На 2 руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?

Крышка стола имеет 4 угла. Сколько будет углов у крышки, если один из них отпилить? 5.

Шесть рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков за 12 дней? 24.

У палки 2 конца. Сколько получится концов, если один из них отпилить? 4.

Задачи частично – поискового характера.

.
 
.

ВАТА (ФАТА) СОВА (СОФА) ДРОВА (ДРОФА) ОЛИВА (ОЛИФА)

Замените одну букву так, чтобы получились новые слова.

СЕНЬ БЕДА КОРЬ

Прибавьте к каждому слову одну букву так, чтобы получилось новое слово.

Ребусы.

1очка (одиночка) 1бор (разбор)

ш1а (школа) ф1а (фраза) 2д (парад)

Развивающие каноны.

с
в
.
(семь) (восемь) (девять)
корова т
курица ц
лошадь .
(телёнок) (цыплёнок) (жеребёнок)
собака л
лошадь р
корова .
(лает) (ржёт)   (мычит)  
до к
. па
ми раж
(док) (репа) (мираж)

Языковые пропорции.

Чёрное – белое = огонь – … (вода).

Война – смерть = … – жизнь (мир).

Рысь – кошка = волк – … (собака).

Лампа – … = радио – звук (свет).

Музыка – ноты = речь – …(звук).

Игра «Светофор»

Возраст: дошкольный.

В качестве инвентаря для игры понадобятся красные и зеленые кружки бумаги (по количеству участников).

В процессе занятия взрослый должен произносить утверждения, а игроки – думать, верные они или нет. Если понятие правильное (например, зимой идет снег), то ребенок поднимает зеленую карточку, а если неправильное, то красную.

Сложность понятий должна зависеть от возраста и знаний детей.

Упражнение «Дерево, лист, плод»

Цель: Расширение представлений детей о живой природе. Возраст: дошкольный, младший школьный.

Материал:

§ Коробка с двумя отделениями;

§ Карточки с изображением и названием различных деревьев (ель, сосна, дуб, клен, липа, яблоня, вишня, груша, кокосовая пальма);

§ Карточки с изображением листьев этих деревьев;

§ Мелкие игрушки или естественные плоды этих деревьев.

Ход работы: Ребенок выбирает карточку с деревом и подбирает к ней карточку с листом и плод.

Игра «Быки и коровы»

Логическая игра для двоих участников.

Цель игры: отгадать четырехзначное число.

Все числа и результаты необходимо записывать, иначе очень просто запутаться.

Правила:

Один из участников загадывает четырехзначное число. Цифры в нем повторяться не должны.

Второй участник называет четырехзначные числа, цифры в которых также не должны повторяться, стремясь угадать число первого участника.

Результат отгадывания выражается в условных единицах – Быках и Коровах. Бык – цифра входит в число и стоит на своем месте. Корова – цифра входит в число, но находится не на своем месте.

Для придания «спортивности» игре количество ходов можно ограничить десятью, но и без такого ограничения игра остается интересной.

Упражнение «План местности»

Цель: Развитие навыков совместной деятельности.

Возраст: дошкольный, младший школьный.

Материал: картонное игровое поле набор карточек с нарисованным планом местности игрушечные домики, деревья, мосты, река, озеро.

Проведение: Дети разбиваются на команды и выбирают любую карточку с планом и располагают игрушки в соответствии с этим планом.

Упражнение «Рифма»

Участникам предлагается придумать стихи с рифмами:

§ кошка, ложка, окошко, немножко

§ стакан, банан, карман, обман

§ бег, век, снег, человек

§ кружка, подружка, лягушка, частушка

§ конь, гармонь, огонь, ладонь

Упражнение-активатор «Апельсин»

Перекидывая друг другу мячик, давать любые возможные определения апельсину.

Упражнение активизирует творческое мышление, внимание, хорошо поддерживает рабочую мотивацию

Упражнение «Поиск общего»

Цель: развитие мышления.

Инструкция: я предложу вам два слова, мало связанных между собой.

Например:

консервная банка и чашка,
дерево и дом,
мел и мука,
матрешка и конструктор,
блюдо и лодка.

За 10 минут вы должны написать как можно больше общих признаков для пары предметов.

Ответы могут быть самыми обычными, стандартными: в примере «блюдо» и «лодка» могут быть названы такие общие свойства, как «сделаны человеком», «имеют глубину». Необходимо указать как можно больше и таких признаков. Но особенно ценными являются необычные ответы, которые позволяют увидеть предложенные слова в совершенно новом свете.

Наши рекомендации