Общая характеристика дипломной работы

Выпускная квалификационная (дипломная) работа представляет собой законченную разработку, в которой обнаруживается способность выпускника вуза к анализу теоретических и практических проблем социальных и социально-психологических явлений в обществе, способность к проективной дея­тельности в профессиональной сфере, знание принципов системного анализа, умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования раз­личных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ, умение использовать литературу, фондовые источники и базы данных.

Не­отъемлемыми элементами дипломной работы должны являться:

- обоснование актуальности проблемы исследования;

- высказывание своих теоретических суждений по дискуссионным вопросам и аргументированная критика имеющихся точек зрения на их решение;

- характеристика объекта и предмета исследования;

- формулировка цели и основных задач исследования;

- описание использованных методов, методик и технологий обработки и анализа исходных данных;

- изложение полученных результатов с оценкой их новизны и практи­ческой значимости.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа должна отражать умение студента самостоя­тельно формулировать проблему исследования, содержать конкретную аргументацию выдвигаемых теоретических выводов и практических рекомендаций. Кроме этого должен быть широко представлен самостоятельно собранный, проанализированный и обработанный практи­ческий материал, отражающий основные положения научного исследования.

Научное исследование имеет следующие отличительные признаки:

- это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на откры­тие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое осве­щение рассматриваемых вопросов;

- оно характеризуется систематичностью; здесь упорядочены, приве­дены в систему и сам процесс исследования, и его результаты;

- ему присуща строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.

это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач. Цель и непосредственные задачи исследования состоят в том, чтобы найти общее у ряда единичных явлений, вскрыть законы, по которым возни­кают, функционируют, развиваются такого рода явления, то есть проникнуть в их глубинную сущность.

Объектом научного исследования выступает не просто отдельное яв­ление, событие, конкретная ситуация, а целый класс сходных явлений, собы­тий, ситуаций, их совокупность.

Основные средства научного исследования:

- совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведен­ных в единую систему;

- совокупность понятий, строго определенных терминов, связанных между собой и образующих характерный язык науки.

1.2. Выбор тем дипломных работ и закрепление за студентами научных руководителей

К выполнению дипломной работы допускаются студенты, полностью сдавшие зачеты и экзамены в соответствии с учебным планом.

В качестве тем дипломных работ выбираются проблемы, существую­щие в реальной деятельности организации, учреждений профильно-близких по специальности. Как правило, тема дипломной работы является продолже­нием исследований, проводимых студентами в процессе написания курсовых и других научных работ.

Закрепление за студентом темы ди­пломной работы осуществляется по его личному заявлению, и утверждается на заседании кафедры и оформляется приказом директора.

Формулировка темы дипломной работы, утвержденная приказом, из­менению не подлежит. Не допускается дублирование дипломных работ по одной и той же те­ме.

Кафедра выделяет научных руководителей, которые затем утвержда­ются приказом директора. Руководитель призван оказать научно-методическую помощь студенту при самостоятельном решении им научных и практических вопросов, критическом анализе различных точек зрения, творческой работе, связанной с поиском новых идей. Однако за результаты исследования отве­чает автор – студент.

Руководитель дипломной работы осуществляет общее руководство по ее на­писанию и выполняет следующие функции:

- оказывает помощь студенту при разработке плана работы, устанавливает календарные сроки выполнения от­дельных частей дипломной работы;

- контролирует соблюдение требований, предъявляемых кафедрой к содержанию и оформлению дипломной работы, дневника и отчета о прохождении преддипломной практики в соответствии с выбранной темой исследования;

- проверяет законченную дипломную работу и предоставляет на кафедру письменный отзыв, предварительно ознакомив с ним автора работы;

- контролирует получение дипломником рецензии на выпол­ненную работу;

- готовит студента к защите в ГАК.

1.3. Составление плана работы и сбор исходных данных

После закрепления темы, предварительного ознакомления с ней и уяс­нения основного содержания дипломной работы студент составляет предварительный вариант плана, который необходимо согласовать с руково­дителем.

План – основа, определяющая структуру, содержание и логическую связь отдельных частей дипломной работы. Правильно составленный план является доказательст­вом ясного понимания студентом анализируемой проблемы. На этом этапе должны быть определены конкретные вопросы, которые будут рассматриваться в дипломной работе, последовательность их изучения и решения, а также удельный вес каждого раздела в общем объеме и сроки выполнения. Особое внимание следует обратить на логическую связь, как со­ставных разделов дипломной работы, так и подразделов между собой.

План показывает, насколько сту­дент внимательно изучил литературу, фактический материал и отобрал наи­более существенное. Пользуясь справочным материалом библиотеки, студенту следует со­ставить перечень монографий и журнальных статей по теме дипломной ра­боты и сделать при этом необходимые выписки. После составления плана все выписки из литературных источников рекомендуется разместить по разделам и параграфам, к которым эти выписки относятся. Делая выписки из литера­турных источников, необходимо указать в каждой из них фамилию автора, инициалы, полное название книги, статьи, издательство, место и год издания.

Изучая литературные источники, целесообразно сразу же определить основные теоретические положения темы, выявить дискуссионные вопросы и различные пути их решения. Для успешного сбора необходимых для анализа исходных материалов следует обязательно изучить систему документов статистического, финансового, социально-экономического, аналитического учета и отчетности, так как в них со­держится исходная информация.

Как показывает опыт, значительную трудность для дипломников пред­ставляют именно анализ и обобщение используемых материалов. Нередки случаи, когда приводится таблица, а затем в тексте повторяются ее показате­ли. Надо не пересказывать содержание таблицы, а делать из нее выводы. Ес­ли таблица не нужна для обоснования или иллюстрации каких-либо положе­ний работы, ее незачем помещать в тексте. Иногда из таблицы делают вывод, который не подкрепляется ее показателями.

К довольно распространенным недостаткам дипломных работ относит­ся использование декларативных утверждений, не подкрепленных каким-либо выводом. Любое положение должно быть обосновано. Очень важно при этом выделить собственные расчеты, аргументы, выводы и предложения.

Часто указанные разделы носят описательный характер. Необходимо показать передовой опыт, дать критику недостатков, предложить собствен­ные или заимствованные из литературных и других источников рекоменда­ции по улучшению проблемной ситуации.

1.4. Структура и оформление дипломной работы

После того как подобраны и обработаны основные материалы, следует приступить к написанию дипломной работы. Дипломная работа должна быть грамотно написана и правильно оформлена в соответствии со структурой и правилами оформления. Она в краткой форме четко рас­крывает творческий замысел автора, содержит описание методов исследования и сами расчеты. Все это необходимо сопровождать иллюстрациями, гра­фиками, таблицами, диаграммами и т.д., но не следует приводить в тексте громоздкие таблицы, большие по объему расчетные материалы, вспомога­тельные расчеты. В случае необходимости их можно дать в приложении ди­пломной работы. В тексте на эти материалы надо обязательно дать сноски. Следует уделить большое внимание литературному оформлению дипломной работы. Так как студенты чаще всего допускают ошибки при литературном оформлении дипломной работы, то необходимо отметить наиболее распро­страненные из них:

а) построение громоздких предложений, злоупотребление придаточными предложениями и относительным местоимением «который»;

б) использование предложений без подлежащего или сказуемого;

в) применение канцелярских оборотов «на основании вышесказанного» и т.п.

В структуру дипломной работывходят следующие разделы:

Титульный лист

Содержание

Введение

Основная часть

Заключение

Наши рекомендации