В первую очередь займитесь своим гневом

Йогин: У меня есть некоторые вопросы по поводу людей, выражающих неправильные взгляды в отношении практики. Я разговаривал с другом и довольно сильно разгневался, когда услышал о его неправильных взглядах и их обоснованиях. Я знал, что я сам имел неправильные взгляды из-за того, что я был разгневан, и хотел изменить его ум. Я не знаю, как управлять такой ситуацией. Я убежден, что его взгляды неправильны, и я знаю, что я не могу изменить их, но я также хотел бы иметь возможность мудро с ним об этом говорить.

Саядо УТ: Не так важно исправить его неправильные взгляды. В первую очередь, разберитесь со своим гневом! Когда у вас не будет больше гнева, вы сможете постараться понять, как помочь другим людям. Как мы с нашими омрачениями можем помочь другим людям? Вместо того чтобы помочь им, мы в действительности можем причинить им какой-нибудь вред.

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ

Йогин: Не могли бы вы дать нам какой-нибудь совет, относительно того как практиковать за пределами ретритного центра?

Саядо УТ: Как вы хотите жить во «внешнем» мире? Если вы на самом деле хотите продолжать практику, то ум найдет способ. Только если присутствует некоторая степень настоящего понимания ценности практики, тогда ум будет готов к последовательным усилиям в повседневной жизни. Независимо от того как много техник вам известно, если у ума нет настоящего желания практиковать в миру, то вы не сможете применить ни одну из них во «внешнем» мире. Ум, который понял пользу практики, найдет время и искусный способ для применения того, чему он научился во время ретрита.

Люди, которые действительно заинтересованы в качестве своих умов, будут наблюдать это качество все время. Они будут учиться тому, как постоянно поддерживать это качество в лучшем из возможных состояний. Если вы можете ясно видеть значительную разницу в качестве ума, когда он осознан и когда не осознан, тогда вы автоматически захотите все чаще и чаще быть осознанным. Вот как раз, почему я часто спрашиваю йогинов – осознают ли они качество своего ума, могут ли они видеть разницу между умом, который осознан и умом, который не осознан.

Йогин: Спасибо, я считаю, что это очень хороший совет. Просто это так отличается от всего, что я раньше слышал. Это займет некоторое время для усвоения.

Саядо УТ: Я действительно хочу поощрять людей думать о себе. Вы все практиковали какое-то время, у вас есть базовые инструменты. Вам нужно понять пользу практики так, чтобы мотивация к практике действительно приходила изнутри. Если ваше сердце не будет в этом, вы никогда не обретете благо, никогда целиком не разовьете свой внутренний потенциал.

*** *** ***

Йогин: В моей работе я должен прилагать большие усилия, чтобы хранить множество деталей в уме и завершать имеющиеся задачи вовремя. Обычно я испытываю большое напряжение, и в конце дня я всегда очень утомлен.

Саядо УТ: Вы понимаете почему вы напрягаетесь во время работы?

Йогин: Я предполагаю, что это из-за того, что я прилагаю большие усилия.

Саядо УТ: Почему вы используете так много усилий? Вам нужно понять, почему вы используете так много энергии, выполняя свою работу.

Йогин: Как мне это узнать?

Саядо УТ: Проверьте мысли, которые вынашивает ваш ум. Взгляните на мысли, возникающие у вас, когда вы выполняете свою работу, обратите внимание на то, каких взглядов и идей вы придерживаетесь и отметьте также ощущения, присутствующие у вас, когда приходят эти мысли.

Вы уже понимаете, что усилие вызывает напряжение. Вам также нужно распознать, что напряжение присутствует из-за большого количества усилий. Вы используете больше усилий, чем требуется.

Йогин: У меня есть конечные сроки. Мне нужно сделать дела в определенное время. Я всегда чувствую, что мне нужно преуспеть в этом. И затем я ощущаю себя очень уставшим и утомленным.

Саядо УТ: Вы только что объяснили, почему вы напрягаетесь. Главная причина, почему вы прилагаете так много энергии – это из-за наличия беспокойства.

Йогин: Это правда.

Саядо УТ: Теперь вам нужно понять, почему вы беспокоитесь. Разве вы не опытны в том, что делаете?

Йогин: Ну, я думаю, что я всегда справлялся со своей работой.

Саядо УТ: Итак, всякий раз, когда у вас появляется это чувство беспокойства, просто распознавайте его. Спросите себя, действительно ли необходимо ощущать беспокойство. Необходимо ли беспокоиться, чтобы закончить работу?

Йогин: Нет.

Саядо УТ: Вам необходимо признавать беспокойство каждый раз, когда оно возникает. Наблюдение этих ощущений поможет вам обрести определенное понимание, и это позволит вашему уму отпустить. Помните, что цель медитации випассаны – не освободить вас от происходящего, а помочь понять происходящее.

Когда вы стараетесь работать с эмоцией, то можете задать себе четыре вопроса. Первый вопрос: «Когда у меня присутствует эта эмоция, мое тело и ум испытывают приятные или неприятные ощущения?», «Присутствие эмоции ощущается как приятное или неприятное?».

Если вы каждый раз распознаете эмоцию, когда она возникает, и также распознаете то, какие, приятные или неприятные, ощущения испытывает тело и ум, тогда ум станет задаваться вопросом – а стоит ли ему держаться за эту эмоцию.

В конечном счете, ваш ум распознает, что он не должен жить вместе с этой эмоцией. Как только вы узнаете, что нечто вызывает неприятные ощущения, будете ли вы продолжать этому потворствовать?

Йогин: Я думаю, нет.

Саядо УТ: Хорошо, второй вопрос: «Что это за эмоция и на что она направлена?».

Третий вопрос: «Почему у меня эта эмоция?». Четвертый вопрос: «Иметь эту эмоцию необходимо или нет?».

Эти вопросы поддерживают практику, потому что они вызывают интерес и поощряют нас использовать свой интеллект. В момент получения настоящего ответа, когда ум действительно что-то видит, он отпускает. В вашем случае это означало бы отпускание беспокойства, которое вы испытываете.

Если вы наблюдаете и распознаете эмоции беспокойства каждый раз, когда они появляются, то они будут уменьшаться. Но до тех пор, пока у вас не было их настоящего понимания, они будут возникать снова и снова. Вам нужно будет наблюдать их постоянно и терпеливо, пока ум по-настоящему не поймет и не сможет их отпустить.

Есть и другие вопросы, которые вы можете себе задать: «Кто гневается?» «Чем является гнев?» Все эти вопросы сделают ум заинтересованным, бодрствующим и бдительным. Ваша медитация станет более интересной. Как только у вас появится правильное понимание того, как практиковать випассану, вам никогда не будет скучно. Вы всегда будете стараться узнать, почему происходят те или иные вещи. Но не задавайте слишком много вопросов, не доводите себя до безумия! Обычно одного вопроса за раз достаточно. Цель задавания вопросов – поддерживать вашу реальную заинтересованность в происходящем.

*** *** ***

Йогин: У меня есть трудности в поддержании практики на должном уровне. В середине своих сборов и перемещения я часто забывчив.

Саядо УТ: Одна из главных причин, почему мы забываем, почему мы не способны практиковать в повседневной жизни – это не то, что мы делаем, а тот способ, которым мы это делаем. Это из-за того, что мы страстно желаем завершить свою работу, из-за того, что мы спешим выполнить задачу. Мы действительно нуждаемся в наблюдении своих умов в повседневной жизни, нам действительно нужно проверять с каким состоянием ума мы работаем.

Как мы можем учиться поддерживать осознанность и самадхи (устойчивость ума) в повседневной жизни?

Йогин: Я надеюсь, что у меня будет возможность найти работу, которая не будет подвергать меня слишком большому стрессу. Но я верю, что главное – продолжать практиковать столько, сколько я могу.

Саядо УТ: Да, когда присутствует много давления, много стресса, становится трудно практиковать. Попытайтесь учиться у трудностей на вашем рабочем месте. Что делает ум возбужденным? Почему вы теряете осознанность? Почему ум становится страстно жаждущим? Спешить необходимо? Исследование подобным способом будет помогать вам более искусно справляться с трудными ситуациями и препятствовать захваченности неблагими умственными состояниями.

Йогин: Хорошо, но как я поддержу на должном уровне осознанность в работе, которая требует от меня делать вещи быстро, где мне нужно быть быстрым и эффективным, так как у меня есть конечные сроки?

Саядо УТ: Просто делайте больше, настолько насколько вы можете. Используйте и цените любую возможность практиковать. В то время как вы работаете, старайтесь осознавать то, как вы себя чувствуете, осознавать какое у вас присутствует умственное состояние. Но не пытайтесь сосредотачиваться, делайте это мягко, легко. Если вы прилагаете слишком большие усилия в практике, то не будете способны как следует выполнять свою работу. Если вы будете слишком сильно фокусироваться на работе, то не будете способны к осознанности. Вам нужно найти правильный баланс.

Йогин: Хорошо, я буду стараться. У вас есть какие-нибудь особые советы по поводу того как практиковать во время разговора? Большинство офисной работы включает в себя множество разговоров по телефону, и мы также постоянно должны общаться с нашими сотрудниками.

Саядо УТ: Это требует большой практики. Каждый раз, когда вы говорите с кем-то по телефону или когда вступаете в переговоры, старайтесь не забывать проверять то, как вы себя ощущаете. Что вы думаете и чувствуете по поводу того человека? На протяжении дня, на работе вы или нет, сделайте своей привычкой всегда проверять – какие эмоциональные реакции возникают у вас каждый раз, когда вы взаимодействуете с другим человеком. Как вы себя ощущаете, когда звонит телефон? Ум действительно хочет поспешно снять трубку? Вам нужно замечать такие вещи.

*** *** ***

Йогин: В своей работе я часто имею дело с очень требовательными и иногда довольно гневными и агрессивными клиентами. Я был бы признателен любому совету в отношении того как мне быть в таких ситуациях.

Саядо УТ: Каждый раз, когда вы сталкиваетесь лицом к лицу с гневным или требовательным клиентом, посмотрите, как чувствует себя ваш ум. Их алчность и гнев – это их проблема, вам же нужно увидеть есть ли в вашем уме алчность и гнев.

Йогин: Проблема в том, что при встрече лицом к лицу с кем-то, у кого такое грубое умственное состояние, автоматически проявляется склонность, запускающая во мне такое же состояние ума. То же самое происходит, когда я встречаюсь с великими учителями, их умственная умиротворенность немедленно влияет на мой ум.

Саядо УТ: Конечно, есть такие отношения как ум-объект, то есть когда объект позитивный, то ум имеет склонность реагировать на него позитивным образом, а когда объект негативный – ум склонен реагировать негативным образом. Чтобы понять эти процессы, требуется практика наблюдения ума. Благодаря пониманию, ум достигнет некоторой степени устойчивости и больше не будет так сильно подпадать под влияние негативных или позитивных объектов или переживаний.

Как только понимание созреет, ум станет менее реагирующим. Он также распознает, что каждый раз, когда он слепо реагирует – он не свободен. По этим причинам ум станет все более и более заинтересован в том, что происходит «внутри» и будет больше прилагать усилий к исследованию.

При возникновении приязни или неприязни, ум будет не только их осознавать, но также и спрашивать себя – почему возникает приязнь или неприязнь. Затем он поймет, что объект не является по своей сути ни позитивным, ни негативным – это лишь наше суждение, наше мнение, которое его таким создает. Всякий раз, когда ум решает, что определенный объект, переживание или личность не являются хорошими, он реагирует негативным образом, когда же ум решает, что нечто хорошо, то он реагирует позитивным образом.

Как только вы сможете увидеть эти суждения, вам нужно будет исследовать дальше: эта оценка основывается на мудрости или на заблуждении? Если на заблуждении, то ум будет реагировать с алчностью или отвращением, если на мудрости, то ум будет видеть все как оно есть и не станет реагировать с приязнью или неприязнью.

Когда посредством наблюдения нашего гнева мы действительно поймем страдания, которые он всегда причиняет, тогда нам станет легче почувствовать сострадание, всякий раз, когда мы сталкиваемся с гневным человеком. Мы знаем, как они себя чувствуют, мы можем без труда им сопереживать и поэтому больше гневаться мы не станем.

*** *** ***

Йогин: Я испытываю много беспокойства по поводу еды и принятия пищи. Я стараюсь избегать принимать в пищу некоторые вещи, а также пытаюсь насколько могу это осознавать, однако я понял, что это очень трудно, так как, будучи осознанным, я быстро утомляюсь.

Саядо УТ: Вы утомляетесь из-за того, что мотивацией для осознанности является беспокойство, а не мудрость. Ум помнит, что в прошлом он много страдал из-за того, что вы употребляли в пищу неподходящие вещи, и он не хочет страдать снова. Он старается избегать совершения той же самой ошибки, и поэтому прикладывает слишком много усилий.

Отметьте свое состояние ума, когда вы страдаете из-за того, что съели что-то неполезное для себя и также когда вы пытаетесь избежать страдания. Насколько сильно страдание после принятия неподходящей пищи? С каким состоянием ума вы наблюдаете? Вы должны привнести осознанность и мудрость в эти ситуации.

*** *** ***

Йогин: Я говорю о повседневной жизни. Когда присутствует отвращение, когда чувствуешь себя неловко или когда ум возбужден, моя ответная реакция основана на тренировке спокойствия ума и тела. Вы говорили не делать этого. Вы говорили нам повернуть свою осознанность к природе переживания отвращения и возбуждения. Это правильно?

Саядо УТ: Направление внимания приходит позднее. Во-первых, вам нужно увидеть сможете ли вы принять, что этот гнев или идентификация с гневом или отвращением – это не «вы». Каких взглядов вы придерживаетесь в отношении своего опыта? Эта правильная мысль должна приходить первой.

Йогин: Итак, эта идея благого и неблагого, о которой я много слышал, содержит в себе практику. То, что вы говорите, немного приводит к обратным результатам, так как в том, что вы говорите, не имеет значения благое это или неблагое.

Саядо УТ: Я не говорил, что это не важно. Практика – это понимание того, чем является благой или неблагой ум, практика – это реальное познание себя. Чей ум является благим умом? Чей ум является неблагим умом? Это ваш ум? Обладать правильной мыслью в отношении того, чем является опыт – это благой ум, иметь неправильную мысль в отношении того, чем является опыт – это неблагой ум. Вы собираетесь посмотреть на это, потому что вы действительно хотите познать себя, так как вы хотите понять природу, как она есть.

Цель успокоения ума и тела – дать вам возможность наблюдать. Применяя правильную мысль, напоминая себе, что «это не я – это природа эмоций», вы также умиротворяете ум и тело. Чтобы наблюдать, вам нужен умиротворенный ум. Если вы обнаружили, что применение такого правильного размышления не работает, что оно не помогает уму успокоиться, тогда применяйте уже известный вам метод. Но позже не забывайте применять для наблюдения умиротворенный ум.

Почему возникает благой ум? Почему возникает неблагой ум? Какой это ум – благой или неблагой? Почему благой ум возрастает, почему неблагой ум усиливается? Почему благой ум теряет силу или исчезает, почему неблагой ум исчезает? Это ваше поле исследования.

СКРЫТЫЕ КИЛЕСЫ (ОМРАЧЕНИЯ)

Йогин: Иногда я работаю с килесами, которые очень сильны, и в действительности требуется много работы, чтобы найти подход к ним с верным отношением. По-видимому, мне снова этому нужно учиться.

Саядо УТ: Да, это то, что вам нужно делать. Если бы ваше понимание было полным, это не было бы больше проблемой, но очевидно, что вам еще многому нужно учиться.

Йогин: Это естественно, что проявляются скрытые килесы, если практика совершенствуется и растет мудрость?

Саядо УТ: Да, вы могли бы сказать, что были неосознанными, только став осознанными.

Йогин: И когда я начинаю осознавать такие килесы, как мне их исследовать?

Саядо УТ: Лучше начать с понимания того, что ум – это просто ум. Спрашивайте себя: «Что это за омрачение?».

Йогин: Часто не так легко увидеть, что ум – это просто ум!

Саядо УТ: Это потому, что у вас неполное понимание. Вам нужно на протяжении всего дня напоминать себе, что любая умственная активность это просто работа ума. Тогда всякий раз, когда будет появляться омрачение, это понимание также будет здесь. Когда существует понимание, что ум это только ум, тогда нет отождествления.

Как вы распознаете омрачения?

Йогин: Присутствует напряжение, чувство и какие-то мысли.

Саядо УТ: Вы снова можете применять то же самое понимание. Вот почему в дхамманупасане (dhammanupassana) препятствия становятся просто объектами. Вы видите препятствия как природные явления, вы понимаете, что нет «меня», нет личностной вовлеченности.

Йогин: Значит, когда их рассматриваешь таким способом, они уже не являются препятствиями?

Саядо УТ: Да, верно, но только когда присутствует понимание.

Йогин: Таким образом, что вы посоветуете, если кто-то ощущает омрачение как «мое»? Должны ли мы размышлять над тем фактом, что это ум или направлять наше внимание на отождествление?

Саядо УТ: Напомните себе, что ощущения – это просто ощущения, что мысль – это просто мысль, что ум – это просто ум. Также распознавайте, что присутствует отождествление, но ничего не пытайтесь с этим делать, просто распознавайте, что это происходит. Хотя в настоящий момент нет подлинного понимания, что ум – это просто ум, чувства – просто чувства, мысль – просто мысль, вам нужно привнести интеллектуальное понимание этого. Вам нужно, чтобы ум настроился на это состояние. Продумайте это так, чтобы вы поняли, почему ум принимает это интеллектуально, и затем ум будет стараться осознавать вещи таким способом.

Йогин: Хорошо, отчасти изменяется наблюдение, качество наблюдения.

Саядо УТ: Правильно, что вы всегда пытаетесь настроить качество наблюдения. Независимо от того, что вы могли бы ощутить, независимо от того, чем вы обладаете, будь это интеллектуальное понимание или знание, опирающееся на личный опыт, когда вы сможете подпитать наблюдающий ум, тогда он поможет вам увидеть вещи более ясно.

Вот почему я всегда подчеркиваю важность правильной информации. Вам не только нужно знать обладаете ли вы правильной информацией, но также действительно ли ум применяет правильную информацию. Даже если в действительности ум не понимает или не видит вещи подобным образом, применение интеллектуального понимания уменьшает имеющееся заблуждение (moha). Там могла бы быть осознанность, но у осознанности нет силы. Привнося мудрость, вы даете уму ощущение направления. Как только вы дадите уму ощущение направления посредством такого введения информации, ум продолжит применять это во время медитации, и в какой-то момент возникнет понимание.

Йогин: Итак, мы всегда должны наблюдать качество наблюдения и также качество наблюдения в отношении килес.

Саядо УТ: Да, но это происходит вместе. Когда вы знаете качество своего наблюдения, тогда уже присутствует понимание взаимосвязи наблюдения и объекта.

Йогин: Одна из трудностей для меня всегда была связана с энергией в теле, другими словами, – отсутствие баланса, то есть у меня присутствует большие перепады энергии. Кажется, что это в некоторой степени воздействует на ум.

Саядо УТ: Хорошо, давайте думать об этом как о силе ощущений (energy-sensa­tions). Если ум наполнен килесами и их можно почувствовать посредством этих ощущений, то, что вы будете ощущать в отношении этих килес? В другом случае, если ум обладает большим количеством мудрости, то, как это будет тогда чувствоваться посредством этих ощущений?

Йогин: Они будут ощущаться очень по-разному.

Саядо УТ: Итак, в каждом случае ощущения могли быть теми же самыми, но то, за что ум держится, будет влиять на последующую цепочку умственных реакций. Если в уме будет сильная лобха (lobha), то она будет ощущаться посредством приятного ощущения, если доса (dosa), то ум будет испытывать чувство неприятия.

Йогин: Да, у меня так же.

Саядо УТ: Когда уменьшатся лобха и доса, понимание может увеличиться. Йогины часто забывают, что присутствующие в их уме лобха и доса все окрашивают. Они пытаются увидеть вещи без понимания того, что все окрашено лобхой или досой.

ТОНКИЕ ОМРАЧЕНИЯ

Йогин: Всегда ли неблаготворно делать вещи, которые нравятся?

Саядо УТ: Существует множество различных уровней неблаготворного. Вначале нам нужно увидеть грубые проявления, нам нужно провести различие, – что есть неправильное, а что правильное. Но, если затем вы посмотрите поближе и проследите неблаготворные импульсы до того момента, когда они возникли, вы сможете увидеть, что они имеют свое происхождение от одной из развитых вами тонких неблаготворных привычек. С практикой вы все легче будете видеть тонкие проявления неблаготворного и поймете, что все эти мельчайшие привычки также являются проблемой. Со временем они вырастают в большие проблемы.

Как только ваше понимание станет глубже, вы узнаете, что опасна даже незначительная неблаготворная мысль. Когда ваш ум станет по настоящему уравновешенным и вы начнете видеть вещи как они есть, тогда вы заметите, что даже микроскопическое омрачение – это проблема. Тем не менее, если вы начинаете наслаждаться этим умиротворенным и ясным состоянием ума, тогда ваша способность видеть вещи как они есть будет исчезать и больше не будет новых пониманий. Как только ваша мудрость увеличится, вы все больше и больше будете понимать, что желания, даже выглядящие наиболее безвредными, являются неблаготворными и препятствуют видению истины.

Йогин: Хорошо, а что насчет чего-то, что мне нравится есть? Мне нравится шоколад, и в этом нет ничего плохого!

Саядо УТ: Это не о принятии пищи и не об употреблении определенной разновидности пищи. Это о наблюдении вашего ума. Вы можете учиться есть без алчности. Вы можете изменить свое отношение так, чтобы вы ели что-то не лишь потому, что вам это нравится, а потому, что это просто является пищей. Принимайте пищу, потому что она подходящая или полезная, но не из-за того, что вас подталкивает алчность. Вам нужно быть осознанным к тому, что вам нравится или не нравится, и ваше решение по поводу того, что принимать в пищу, а что нет, никогда не должно на этом основываться. Спросите себя, почему определенная разновидность пищи вам нравится, а другая нет, и найдите практическое обоснование, почему вы должны ее есть или не есть. Выясните, какая пища является лучшей и более подходящей для вас. В некоторых обстоятельствах вы можете также принять решение что-то съесть, что на самом деле вам не нравится, и что, как вы знаете, не особенно полезно, потому что вы знаете, что, съев это, вы сделаете довольным того, кто вас угощает. Всегда убедитесь, что вашим выбором управляет практическое соображение, а не то, что вам это нравится или не нравится. Перед тем как сделать выбор проверьте свое отношение! Не позволяйте омрачениям делать выбор, всегда делайте выбор с мудростью!

*** *** ***

Йогин: Вы советовали нам принимать вещи такими как есть, так, чтобы мы смогли видеть вещи такими как есть. Не могли бы вы нам больше рассказать о том, как на самом деле это делать?

Саядо УТ: Нам нужно взглянуть на наш опыт простым и честным способом. В наблюдении не должно быть идей по поводу того, как вещи должны быть увидены или даны в ощущениях. Нам необходимо уделить тщательное внимание тому способу, с помощью которого мы наблюдаем объект. Даже тончайшее ожидание или беспокойство будет искажать картину.

ОМРАЧЕНИЯ БУРЛЯТ

Йогин: Недавно я смог более непосредственно наблюдать тщеславие. Каждый раз, когда я осознавал его присутствие, я ощущал сильное чувство отвращения, а также приходило понимание, что это пустая трата времени и энергии моего ума. В результате тщеславие исчезало, но затем при очередной возможности оно появилось снова. Не могли бы вы сказать что-нибудь по поводу этого процесса?

Саядо УТ: Ум только тогда сможет полностью оставить омрачение, когда мудрость полностью поймет его. Если вам снова и снова приходится иметь дело с таким омрачением, а мудрости еще не достаточно, тогда вам нужно учиться в ситуациях, в которых оно проявляется.

Йогин: Что значит полностью понять?

Саядо УТ: Вы не можете остановить омрачение. Но вы можете изменить свою точку зрения, свое отношение к омрачению. Как только вы это сделали, так у омрачения уже больше не будет энергии для того, чтобы овладеть вами, но оно еще будет проявляться. Мы все можем таким образом поступать с омрачениями и учиться у них. Полное понимание и, вследствие этого полное искоренение омрачений возможно только тогда, когда мы достигнем пробуждения.

Йогин: Есть омрачение, которое в связи со специфическим воспоминанием, приходит вновь и вновь, и я в нем теряюсь. Каждый раз, когда я начинаю осознавать этот процесс, я могу видеть страдание в нем, но я не могу понять, почему память продолжает возникать.

Саядо УТ: Что это, что продолжает возникать?

Йогин: Память.

Саядо УТ: У вас присутствует правильный взгляд относительно этой памяти?

Йогин: Ну, иногда я просто теряюсь в истории, а временами я могу видеть, что это только память.

Саядо УТ: Вам нужно продолжать практиковать правильный взгляд и ясно видеть любые неправильные взгляды. Вашим объектом осознанности должен быть ум, но не история. Вам нужно развивать глубокий интерес к состоянию своего ума.

Йогин: У меня такое представление, что сейчас омрачения бурлят больше, чем много лет назад. Почему так?

Саядо УТ: Потому что сейчас вы напрямую наблюдаете омрачения и принимаете их так, как они есть. В прошлом вы подавляли их своей практикой саматхи (samatha). Когда у вас сильное самадхи (samādhi), тогда какие-то вещи выносить легче. Но только когда ум понимает, насколько много в нем бурлит килес, только тогда у него возникает действительное желание избавиться от них.

Йогин: Да, я ощущаю, что это и происходит.

Саядо УТ: Нам нужно видеть килесы так, как они есть. Сколько страданий они приносят? Сколько они будут мучить и угнетать нас?

Йогин: Кажется, что страдание увеличивается.

Саядо УТ: Хорошо, это означает, что вы не будете привязываться и, следовательно, будете учиться более быстро.

ПОНИМАНИЕ НЕПОСТОЯНСТВА

Йогин: Как я могу научиться видеть непостоянство?

Саядо УТ: Вам не нужно стараться наблюдать непостоянство. Когда мудрость увеличится, она начнет понимать, что вещи обладают своей природой. Ваша забота состоит в том, чтобы оставаться осознанным, быть настолько осознанным насколько вы можете. Когда осознанность станет более непрерывной и устойчивой, тогда мудрость начнет понимать природу вещей. Не пытайтесь понять эти вещи. Просто старайтесь быть осознанным с верным отношением.

Йогин: Итак, я просто жду до тех пор, пока не придет мудрость?

Саядо УТ: Да, ваша забота заключается в том, чтобы делать ум сильнее. Это точно также как и с видением. Вы можете с усилием пытаться видеть лучше, но если у вас проблема с глазами, то все это бесполезная трата сил. Только если вы наденете свои очки – вы все увидите лучше. И независимо от того, что могло бы быть увидено, вы это уже видите. Но вам нужно носить очки мудрости, а не цветные очки. Если вы наденете красные очки, то вы увидите все в красном. Если вы оденете синие – все будет синим. Вот почему наблюдающий ум, медитирующий ум, должен иметь правильную природу. Тогда такой ум сможет увидеть вещи такими как они есть, но только если в нем нет ни малейшего присутствия алчности или отвращения. Если вы хотите увидеть непостоянство, значит вы надели красные очки. Из-за наличия желания вы не можете видеть вещи такими, как они есть, не можете видеть и понимать непостоянство.

Наши рекомендации