Этап усвоения новых знаний и способов действий

Подготовка учащихся к работе на основном этапе

1.Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока 2.Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений) -Сообщение уч-ся цели учебного занятия; - формулирование целей урока вместе с уч-ся; -показ социальной и практической значимости изучаемого материала; -постановка перед уч-ся учебной проблемы; -актуализация субъектного опыта уч-ся. -Готовность уч-ся к активной учебно-познавательной деятельности; -формулировка целей урока вместе с уч-ся; -вариантность приемов сообщения темы и целей урока; -преемственность и перспективность в постановке целей урока; -формулировка целей урока в действиях уч-ся; -понимание уч-ся социальной и практической ценности изучаемого материала; -сообщение ученикам не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности. -Предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач, соц. и практич. значимости для уч-ся изучаемого материала и фиксация этого в поурочном плане; -умение учителя формулировать цели урока в действиях уч-ся; -владение учителем многообразием приёмов актуализации личностного смысла уч-ся, их социально-ценностных отношений к объектам окружающей действительности; -использование учителем многообразных приёмов актуализации и знаний и способов действий, обеспечивающих выделение ключевых идей, ведущих принципов построения учебного предмета; -умение учителя представлять основное содержание учебного материала, необходимого для главного этапа урока, в виде разнообразных структурно-логических схем; -сформировать у школьников понимание, что без чётко поставлен-ной цели трудно оценить результат их учебной деятельности на уроке; -отражение в целях урока не только знаний и умений, которые должны усвоить уч-ся , а ,прежде всего, развитие личностно-смысловой сферы уч-ся, их интеллектуальное исследование, коммуникативной культуры, а также культуры учения; -ознакомление сначала с явлениями природы, а затем с методикой исследования этих явлений и установления закономерностей.   1.Объяснение уч-ся целей урока одновременно с сообщением темы. 2.Сообщение цели в виде проблемного задания. 3.Сообщение цели в виде эвристического вопроса. 4.Указание целей на специальном стенде «Что сегодня на уроке?» 5. Использование технологической карты. 6.Ассоциативный ряд. 7.Использование результатов предварительного социологического опроса. 8.Постановка целей по СЛС изучения явлений, процессов и др. 9.Постановка целей через показ конечных результатов 10.Постановка целей посредством опоры на последовательность изучения материала 11.Составление карт мыследеятельности 12.Устный счет, математический диктант 13.Метод целесообразных задач 14.«Нарисуй картину» 15.Мозговая атака 16.Постановка привлекательной цели 17.В начале урока дается загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом 18.Дополнение реальной ситуации фантастикой  

Этап коррекции знаний и способов действий



1.Откорректироварь выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы -Организация деятельности уч-ся по коррекции своих выявленных недостатков -Динамика перехода уч-ся с более низкого на более высокий уровень усвоения знаний -Организация деятельности уч-ся: а)минимального и общего уровня усвоения знаний по выявлению своих ошибок на основе поставленной учителем оценки и их коррекции; б)вариативного (творческого) уровня усвоения знаний по решению нестандартных заданий или оказанию помощи другим уч-ся в поиске и коррекции своих ошибок 1.Использование специально разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений 2.Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем 3.Текстовые задания 4.Задания «с пропусками» 5.Структурно-логические схемы «с пропусками»

ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ

1.Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся -подведение итогов учебного занятия -четкость и краткость этапа -умение учителя давать качественную характеристику работы класса 1.Сообщение учителя 2.Подведение итогов самими уч-ся

ЭТАП РЕФЛЕКСИИ

1.Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками 2.Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества -мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения -открытость уч-ся в осмыслении своих действий и самооценке; -прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества -развитие способностей уч-ся к рефлексии; -стимулирование уч-ся к осмыслению того, как другие (уч-ся, учителя) знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления; -реализация рефлексивного алгоритма: «Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой), «МЫ» (комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в общении), «ДЕЛО» (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы) 1.Ассоциативный ряд 2.Незаконченные предложения 3.«Торт решений» 4.«Разговор на бумаге» 5.«Солнышко» 6.«Координаты» 7.«Лист обратной связи» 8.«Заключительная дискуссия» 9.«Выбери дистанцию» 10.Интерпретация изображений на открытках 11.«Свет молнии» 12.«Письмо самому себе» 13.«Ну что, как прошло занятие?» 14.Барометр настроения 15.«Телеграмма» 16.«Памятки» 17.«Птичий двор- зеркало настроения» 18.«Пейзаж – зеркало настроения»  


Подготовка учащихся к работе на основном этапе

1.Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока 2.Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений) -Сообщение уч-ся цели учебного занятия; - формулирование целей урока вместе с уч-ся; -показ социальной и практической значимости изучаемого материала; -постановка перед уч-ся учебной проблемы; -актуализация субъектного опыта уч-ся. -Готовность уч-ся к активной учебно-познавательной деятельности; -формулировка целей урока вместе с уч-ся; -вариантность приемов сообщения темы и целей урока; -преемственность и перспективность в постановке целей урока; -формулировка целей урока в действиях уч-ся; -понимание уч-ся социальной и практической ценности изучаемого материала; -сообщение ученикам не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности. -Предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач, соц. и практич. значимости для уч-ся изучаемого материала и фиксация этого в поурочном плане; -умение учителя формулировать цели урока в действиях уч-ся; -владение учителем многообразием приёмов актуализации личностного смысла уч-ся, их социально-ценностных отношений к объектам окружающей действительности; -использование учителем многообразных приёмов актуализации и знаний и способов действий, обеспечивающих выделение ключевых идей, ведущих принципов построения учебного предмета; -умение учителя представлять основное содержание учебного материала, необходимого для главного этапа урока, в виде разнообразных структурно-логических схем; -сформировать у школьников понимание, что без чётко поставлен-ной цели трудно оценить результат их учебной деятельности на уроке; -отражение в целях урока не только знаний и умений, которые должны усвоить уч-ся , а ,прежде всего, развитие личностно-смысловой сферы уч-ся, их интеллектуальное исследование, коммуникативной культуры, а также культуры учения; -ознакомление сначала с явлениями природы, а затем с методикой исследования этих явлений и установления закономерностей.   1.Объяснение уч-ся целей урока одновременно с сообщением темы. 2.Сообщение цели в виде проблемного задания. 3.Сообщение цели в виде эвристического вопроса. 4.Указание целей на специальном стенде «Что сегодня на уроке?» 5. Использование технологической карты. 6.Ассоциативный ряд. 7.Использование результатов предварительного социологического опроса. 8.Постановка целей по СЛС изучения явлений, процессов и др. 9.Постановка целей через показ конечных результатов 10.Постановка целей посредством опоры на последовательность изучения материала 11.Составление карт мыследеятельности 12.Устный счет, математический диктант 13.Метод целесообразных задач 14.«Нарисуй картину» 15.Мозговая атака 16.Постановка привлекательной цели 17.В начале урока дается загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом 18.Дополнение реальной ситуации фантастикой  

Этап усвоения новых знаний и способов действий

1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала: -существенных признаков, понятий, знаков, теорий и др.; -правил и построенных на их основе алгоритмов. 2.Содействовать усвоению уч-ся способов, которые привели к определенному выводу (обобщению) 3.Создать содержательные и организационные условия усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого материала. -Организация внимания уч-ся; -сообщение основной идеи изучаемого материала (принципа, правила, закона и др.); -обеспечение метода исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам; -обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала (с чего и как начинать, к чему переходить и как аргументировать выводы) -Максимальное использование самостоятельности уч-ся в добывании знаний и овладении способами действий; -если учитель использовал метод рассказа, лекции, объяснения, самостоятельной работы уч-ся по учебнику и доп. литературе, то показателем выполнения дидактической задачи может служить качество (правильность, полнота, осознанность, действенность, систематичность) ответов уч-ся на последующих этапах урока; -при использовании метода эвристической беседы, самостоят. работы уч-ся в сочетании с методом беседы, компьютеров и программированных учебников, модулей, показателем эффективности усвоения школьниками знаний и способов действий является правильность и осознанность ответов в процессе беседы и выполнения заданий в модулях, а также активное участие класса в подведении итогов беседы или самостоятельной работы -полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных объектов; -включение в содержание изучаемого материала субъективного опыта уч-ся; -учет индивидуальных способов проработки уч-ся изучаемого материала; -подача материала логически завершенными частями – блоками; -реализация дифференцированного подхода в процессе изложения нового материала; -осуществление этапа посредством создания ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности; -обеспечение вариативности взаимодействия учителя с уч-ся (экстрактивный, интерактивный и интерактивный режимы; -ориентация в процессе изложения нового материала на структуру предметного знания, а не на объем информации; -включение в содержание проблем человека и его деятельности, механизмов познания; -выделение и поддержка тонкости жизненных наблюдений уч-ся; -«сталкивание» ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса; -создание условий для освоения уч-ся знаний преимущественно в форме деятельности.   1. Работа с определением вводимых понятий (родовое слово + видовые признаки) 2. Использование обыденных аналогий как способа включения в содержание субъектного опыта уч-ся 3. Представление основного материала одновременно в словесной, знаково-символичной формах 4. Представление изучаемого материала в сравнительных или классификационных таблицах 5. Экстрактивный режим (рассказ, лекция, сообщение, объяснение) 6. Интерактивный режим (модульное обучение, проблемно-модульное, программированное, компьютерное обучение как формы самостоятельной работы уч-ся 7. Интерактивный режим (проблемное обучение, адаптивное обучение, коллективные способы обучения, проектное обучение) 8. Построение структурно-логических схем изучаемого материала 9.Метод обучения (посредством показа логики возникновения понятия в науке или практической деятельности 10. Метод целесообразных задач 11. Метод информационной накачки 12. Обучение на концептуальной основе 13. «Мудрые совы»

Наши рекомендации