Общая характеристика младенческого возраста

  Новорожденность Младенчество
ССР ВЗРОСЛЫЙ (полная беспомощность ребенка и его зависимость от близкого взрослого) РЕБЁНОК и ВЗРОСЛЫЙ как единое целое (все формы активности ребёнка опосредованы взрослым)
ВВД Непосредственно- эмоциональное общение со взрослым
(ради общения) (по поводу предметов)
Психические новообразования · индивидуальная психическая жизнь ребёнка – на начало периода; · «комплекс оживления» – в конце периода § элементарные формы восприятия и мышления; § первые самостоятельные шаги, слова; § активная потребность в познании окружающего мира

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

  1-1,5 года 1,5-2 года 2-3 года
ССР реб.→Пр. →взр. (взрослый «закрыт» предметом; обращение к взрослому носит предметный характер – «предметный фетишизм детей раннего возраста») реб. →пр→Взр. Взрослый (подражание, желание походить на взрослого)
ВВД Предметно - манипулятивная деятельность Зарождение игры
Психическое новообразование Дальнейшее развитие понимания речи взрослых, накопление активного словаря «Я - САМ» Кризис 3 лет
30-40 слов (реакция на ситуативную речь, действие по ситуации) 300 слов (внеситуативная речь)
         

ФАЗЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Критерии сравнения Ранее младенчество (2-6 месяцев) Позднее младенчество (7-12 месяцев)
Преобладающая форма общения ситуативно-личностное общение со взрослым (удовлетворяется потребность в доброжелательном внимании взрослого) ситуативно-деловое общение (общение по поводу предмета, определяемое деловым мотивом)
Соотношение в развитии сенсорики и моторики Ускоренное развитие сенсорных функций, которые регулируются новизной и ориентировочным подкреплением Ускоренное развитие моторных функций (позовые движения, действия с предметом). Сенсорика перестраивается на основе моторики, вбирая опыт манипуляций с предметами и приобретает свойства константности, осмысленности и предметности

ЭТАПЫ В РАЗВИТИИ МАНИПУЛЯЦИЙ С ПРЕДМЕТАМИ

В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

3-4(6) месяцев 1 этап: «преддействие» формируется сенсомоторное единство «глаз – рука»
5-7 месяцев 2 этап: этап повторных результативных действий первые манипуляции под контролем зрения, имеющие повторный цикличный характер (ориентировочное подкрепление)  
7-10 месяцев 3 этап: этап соотносимых действий манипуляция двумя предметами, с установлением соотношения объектов между собой. Большое значение имеет показ действия взрослым  
11-12 месяцев 4 этап: этап функциональных действий функция предмета выделяется. На первый план выдвигаются социальные свойства предмета → переход к новой ВВД: предметная деятельность

РАЗВИТИЕ СТРУКТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА

Ранниймотив-----------действие---------------оценка---------эмоциональная

возраст: (аффективное результата реакция

восприятие действия на оценку

предмета) взрослым

↑___________________│

Дошкольный

возраст:мотив---------эмоциональный -------действия---------результат

(непосредственное образ действий и его

желание) внешняя оценка

│______________________________↑

Младший

Школьный

возраст:мотив--------смысловая--------действия--------непосредственный

ориентировка результат и отдалённые

последствия

│__________________________________↑

рациональная и эмоциональная оценка

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ

Возраст Особенности самооценки
3 года эмоциональная, завышенная самооценка
Дошкольный возраст появляются рациональные компоненты самооценки, осознание некоторых качеств и поведения
Младший школьный возраст самооценка становится более адекватной и дифференцированной (различают свои физические и духовные качества, сравнивая с другими)
11-12 лет Возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит усложнение и углубление самопознания. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле и представляет каким бы он хотел быть. Познать себя помогают друзья, в которых он смотрится как в зеркало в поисках сходства. Самоанализ, переходящий в самокопание, приводит к недовольству собой. Самооценка оказывается низкой и неустойчивой. (Явление «воображаемой аудитории» ребенок чувствует себя в центре внимания, что усиливает его ранимость, которая часто сочетается с грубостью)
15 лет После поисков себя личностной нестабильности у него формируется «Я концепция» – система внутренне согласованных представлений о себе, образование «Я»


Наши рекомендации