Вопрос 2 Методы современной психологии, применяемые в исследовательской и практической работе психолога.Классификация и общая характеристика.

Каждая наука имеет свой предмет и использует определенные методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых ею явлений.

Метод – это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки. По своему составу научный метод представляет собой совокупность приемов и средств, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Метод психологического исследования должен быть – объективным.

Обладать валидностью (качество метода, которое выражается в соответствии тому, для изучения и оценки чего он предназначен) и надежностью(получение одних и тех же результатов при многократном использовании).

Исследовательский метод – это форма организации определенного способа познания.

В свою очередь метод конкретизируется в исследовательских методиках. На основе определённого метода может быть создано множество методик. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследования и содержит в себе описание: объекта изучения, процедур, способов обработки результатов.

Этапы в исследовательской работе психолога:

1 – Подготовительный. Изучение состояния, определение задач, вопроса и рабочей гипотезы исследования, разработка методики.

2 – Сбор фактических данных, обеспечивающих достоверность выводов. Для этого применяются различные методы. Разделяется на несколько этапов – серий.

3 - Количественная обработка данных исследования. Определение средних величин, коэффициентов корреляции, построение графиков и т.д.

4 – Интерпретация данных и формулирование выводов.

Классификация методов дифференциальной психологии:

· По активности воздействия:

- наблюдение и эксперимент

· По уровню обобщенности результатов полученных закономерностей:
- номотетические (Ориентированные на общее)

- идиографические (ориентированные на единичное)

· По виду используемого опыта:

- интроспективные (основанные на данных субъективного опыта)

- экстраспективные (опирается на объективный результат, доступный измерению)

· По стабильности:

- констатирующие

- формирующие (состояние изучаемого качественно отличается от начального)

Методы можно условно разделить на несколько групп:

I. Общенаучные

II. Психогенетические

III. Исторические

IV. Психологические

I. Общенаучные методы.

Методы представляют собой модификацию применительно к психологической реальности тех методов, которые используются и в других науках.

Наблюдение.

Виды наблюдения: Косвенное – контактное

Полевое – лабораторное

Открытое – скрытое

Включенное – не включенное

Случайное – целенаправленное

Сплошное – выборочное

Констатирующее - оценивающее

Недостатки: - слитность наблюдаемого с попутными явлениями;

- невмешательство исследователя;

- невозможность повторного наблюдения;

- результаты в описательной форме.

2. Эксперимент –метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдение за результатами ее изменения.

Виды эксперимента: - лабораторный (проводиться в спецусловиях и испытуемый

проинформирован)

- естественный (мах приближенный к условиям обычной деят.)

Преимущества: - можно по усмотрению создавать условия;

- возможно многократное повторение опыта.

Недостатки: - исчезновение естественности процесса;

- необходимость специальной техники;

- отсутствие целостной картины личности человека.

3. Формирующий –не только констатация некоторого положения дел, но и его изменение.

Преимущества: позволяет не ограничиваться регистрацией выявляемых фактов,

а через создание специальных ситуаций раскрывать закономерности,

механизмы, динамику, тенденции психического развития, становления

личности, определяя возможности оптимизации этого процесса.

II. Психогенетические методы.

Эти методы, позволяющие определить влияние наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических особенностей человека.

Метод приемных детей.

С биологическими родителями ребенок имеет 50% общих генов, но не имеет общей среды, с приемными родителями все наоборот. Идет разделение качеств, обусловленных наследственностью и средой. Признак изучается попарно ребенок – биологический родитель, ребенок – приемный родитель.

2. Метод близнецов. Он основан на том, что монозиготные (однояйцовые) близнецы имеют идентичный генный набор и дизиготные (двуяйцовые) имеют 50% общих генов.

3. Генеалогический метод— исследование сходства между родственниками в разных поколениях (Гальтон «Наследственный гений»). Для этого необходимо точное знание ряда признаков прямых родственников по материнской и отцовской линиям и охват возможно более широкого круга кровных родственников. Для задач психодиагностических используют генограмму, где фиксируются отношения психической близости-конфликтности.

III. Исторические методы.

Посвящены изучению выдающихся личностей.

Биографический метод.

Дневниковый метод.

Автобиография.

IV. Психологические методы.

1. Психофизиологические (аппаратные) методыпредназначены для изучения психофизиологических основ человеческого поведения.

2. Социально-психологические методы включает опросы (беседа, интервью – особая форма беседы, при котором один является лидером, анкетирование – получение инфо на основании ответов на специально подготовленные вопросы), социометрия – изучения статуса человека в группе.

Наши рекомендации