Глава 3. Генотип, среда ' и действие механизмов развития

Когда мы говорим о детской одаренности, то имеем в виду сложный сплав генетических особенностей и влия­ний внешней среды. Вопрос о том, какова доля каждого из этих факторов и как происходит взаимодействие между ними, волнует исследователей с давних пор.

В отечественной профессиональной литературе и в обы­денном сознании в течение многих десятилетий «ученые °т коммунистической идеологии» стремились утвердить

62 | часть I. Психология детской одаренности

глава 3. Генотип, среда и действие механизмов развития



в качестве неоспоримой истины мысль о том, что все здо­ровые дети одарены одинаково, что вундеркиндов и бес-;4 таланных детей создает окружение, или среда. И в этом они преуспели, несмотря на более чем очевидную со­мнительность этих идей, явно противоречащих и зако­нам генетики, и здравому смыслу.

В настоящее время специалистами в области генети*
ки открыто много интересных фактов, выявлены любо?-:
пытные закономерности, позволяющие диагностировать
и прогнозировать развитие живых организмов, основы­
ваясь на знании их генотипических особенностей. Эти
знания проливают свет и на характер зависимости ум­
ственных способностей человека от его генотипических;
особенностей. *

Естественно, что изучение этих проблем выходит заг рамки и психологии, и педагогики. Но все же попробую ем рассмотреть некоторые факты и закономерности, ко* торые интересны сами по себе и могут быть полезны в воспитании.

Для того чтобы разобраться в этих вопросах, введем еще два специальных термина: «генотип» и «среда».

О генотипе и среде 4

Слово «генотип» образовано от двух греческих слов: genos — «происхождение» — и typos — «форма, образец». Генотипом называют генетическую конституцию, сово­купность генов, полученную от родителей. Иначе гово­ря, генотип — это информация, записанная в известных всем по курсу школьной биологии молекулах ДНК.

Все мы по собственному жизненному опыту знаем, что многое из того, что содержится в генотипе, очень устойчиво. И часто усилия внешнего окружения не в со­стоянии изменить то, что свойственно представителям данного рода.

Археологи, изучавшие жизнь и особенности внеш­него облика людей, живших много сотен лет тому назад

в Великом Новгороде, восстановив по останкам облик некоторых древних жителей, были буквально поражены их внешнему сходству с современными коренными жи­телями этих мест.

Именно благодаря проявлению генотипических осо­бенностей мы, наблюдая за знакомым человеком, можем заметить не только в его внешности, но и в его поведе­нии черты, объединяющие его с родителями, дедушка­ми, бабушками и другими родственниками. Какие-то из этих особенностей, безусловно, результат воспитания, но часто бывает и так, что приписать сходство воспитанию невозможно.

Так внучка, родившаяся после смерти своей бабуш­ки, может быть поразительно похожа на нее, причем не только внешне, но даже по особенностям поведения, по склонностям к тем или иным видам деятельности. На­верное, многим приходилось наблюдать, как мальчик, выросший без отца, часто даже к неудовольствию мате­ри также может быть поразительно на него похож не только чертами лица и особенностями телосложения, но и особенностями характера.

Под термином «среда» в педагогической и психоло­гической литературе понимают весь комплекс внешних факторов, влияющих на процесс развития. Этот комп­лекс делят обычно на макросреду и микросреду. К фак­торам макросреды, влияющим на процесс развития лич­ности, обычно относят особенности национальной куль­туры, специфику социально-политического устройства общества, географическую среду (климат, особенности рельефа местности и многое другое). К факторам мик­росреды относятся семья, школа, сверстники (друзья) — одним словом, все, что входит в понятие «ближайшее окружение». Эти факторы считаются наиболее мощны­ми средствами воздействия на процесс формирования личности.

Некоторые философы и педагоги прошлого даже считали, что именно среда и только среда обеспечивает Развитие. «Научить танцевать можно даже медведя...»,



часть I. Психология детской одаренности

глава 3. Генотип, среда и действие механизмов развития




«ребенок — „чистая доска", что на ней будет начерта­но...» и так далее.

С развитием генетики все дальше отступают «умо­зрительные» теории. Каждое новое открытие позволяет тоньше различить во многих внешних проявлениях че­ловеческой активности влияние и средовых, и геноти-

пических факторов.

Так, например, раньше считалось, что алкоголизм — не болезнь, а результат нравственной распущенности, безответственности, итог неправильного воспитания и неблагоприятных внешних обстоятельств. Утверждалось, что алкоголизм приобретается исключительно в течение жизни. Сейчас экспериментально доказано, что в осно­ве его, кроме негативных средовых воздействий, еще и генотипическая предрасположенность. Выявлены так­же гены, отвечающие за инстинкт материнства, гены, определяющие половую ориентацию, и многие другие.

Чем больше специалисты изучают генетику, тем боль­ше обнаруживают связей между генотипическими осо­бенностями и особенностями поведения, деятельности, уровнем развития человека в целом.

О действии генотипических и средовых факторов

Экспериментальные исследования влияния геноти­па и среды на различие в уровне умственного и психо­социального развития активно ведутся с начала XX века в рамках специальной науки — психогенетики.

Одним из основных методов исследования является предложенный еще в XIX веке Ф. Гальтоном «близнецо­вый» метод. Он используется для разграничения роли наследственности и среды в развитии различных при­знаков у человека.

Монозиготные (однояйцевые) близнецы, как извест­но, имеют полностью идентичный генотип. Это откры-

вает широкий простор для исследователей. Известно, что близнецов иногда разлучают. Происходит это, к счастью, очень редко, и в реальной жизни, а не только в индий­ских мелодрамах. Кроме этого метода используются, ко­нечно, и многие другие, но именно эти исследования наиболее информативны.

В психиатрии известен случай, когда близнецы, ниче­го не зная о существовании друг друга, примерно в одно и то же время поступили на военную службу, женились, развелись, в один и тот же год заболели психически и по­кончили жизнь самоубийством. Другой случай: близне­цы, также жившие много лет ничего не зная друг о друге, в один год приобрели собак одинаковых пород и назва­ли их одинаковыми кличками. Вероятно, это — случай­ность, но под ее прозрачным покровом проступает зако­номерность.

Кроме того, любопытны и интересны для исследова­телей результаты сопоставления особенностей психики братьев и сестер, родителей и детей и др.

Исследователи с давних пор пытались количественно определить, какова доля наследственных (генотипиче­ских) факторов и каков вклад факторов средовых в раз­витие умственных способностей. То есть насколько вы­дающийся интеллект, способность к творчеству зависят от наследственной предрасположенности, а насколько от внешнего окружения и воспитания.

Этот вопрос является фундаментальным для всех, кто связан с образованием. В прямой зависимости от того, как мы отвечаем на него, находится вся система наших педагогических мер.

По результатам ранних психогенетических исследо­ваний, проведенных в 20—30-х годах нашего столетия, генотипическим факторам отводилось в среднем 80 % и более. Специалисты считали, что уровень развития ум­ственных способностей лишь на 20 % может зависеть от среды.

В ходе дальнейших исследований представления об этом соотношении изменились. Позднее, уже в 80-х годах,

3 А. Савенков


Наши рекомендации