Процедура и обработка результатов.

Вычисляются среднеарифметические числа отдельно для каждой графы таблицы 13.

Далее вычисляется дифференциальный порог проприорецептивной чувствительности для малых интервалов по формуле:

Процедура и обработка результатов. - student2.ru (2),

где: ДППЧмал – дифференциальный порог проприорецептивной чувствительности для малых интервалов,

А1– среднеарифметическая отклонений,

М1 – среднеарифметическая выбранных интервалов.

Примечание к формуле 2. В числителе 1мм вычитается потому, что по условиям эксперимента отклонение в 1 мм не является погрешностью.

Пример протокола диагностики дифференциального порога проприорецептивной чувствительности (данные взяты произвольно)

Выбранные малые интервалы из гра-фы 2 таблицы 12 Отклонения на малых интервалах из граф 4 и 6 таблицы 12 Выбранные большие интервалы из графы 2 таблицы 12 Отклонения на больших интервалах из граф 4 и 6 таблицы 12
       
М1 = 42,3 А1 = 2,9 М2 = 184,3 А2 = 4,7
ДППЧмал = 4,5 % ДППЧбольш = 2,0 %

Аналогичным образом вычисляется дифференциальный порог проприорецептивной чувствительности для больших интервалов (ДППЧбольш).

Вычисляется общая величина дифференциального порога проприорецептивной чувствительности (ДППЧобщ) как среднеарифметическую величину порога для малых (ДППЧмал) и больших (ДППЧбольш) интервалов.

Например, проставив значения из таблицы 13, получаем:

4,5% + 2,0%

ДППЧобщ = ------------------ = 3,3% (3)

2

Интерпретация результатов

Величина дифференциального порога проприорецептивной чувствительности прямо пропорциональна величине погрешности дифференцирования движений и обратно пропорциональна чувствительности.

Для интерпретации результатов диагностики дифференциальной чувствительности в двигательном анализаторе можно использовать диагностическую шкалу 1 (приложение 1).

В случае необходимости получения раздельного диагноза по точности дифференцирования мелких и крупных движений следует использовать показатели дифференциального порога проприорецептивной чувствительности для малых (ДППЧмал) и больших (ДППЧбольш) интервалов.

В качестве нормативных показателей для той или иной деятельности можно использовать также средние значения, полученные для группы представителей соответствующей деятельности.

Тема 12. Методы и методики исследования восприятия

ЦЕЛЬ: установить уровень развития наблюдательности, определить свойства познавательного контроля при его влиянии на процесс зрительного восприятия

ОБОРУДОВАНИЕ: две несложные по сюжету и количеству деталей картинки, одинаковые почти во всем, кроме заранее предусмотренных малозаметных десяти различий. Эти различия заключаются в отсутствии или ином расположении какой-либо детали на одной из картинок по сравнению с другой, три таблицы, каждая размером в стандартный лист бумаги. На первой таблице четко написаны слова, обозначающие названия четырех основных цветов: красный, синий, зеленый, желтый. На второй таблице нарисованы разноцветные звездочки тех же основных цветов. На третьей – написаны названия цветов, но чернила, которыми эти названия написаны, не соответствуют названию цвета. Слово «красный» написано желтыми чернилами, слово «синий» – зелеными и т.п. бумага для записи, ручка и секундомер.

Задание 1

В исследовании наблюдательности может принимать участие один испытуемый или группа при условии, что картинки достаточных для зрительного восприятия размеров и их можно вывесить на доске или стене.

Обе картинки предъявляются испытуемым одновременно в течение 60 с, то есть 1 мин.

Инструкция испытуемому. «Вам будут предъявлены две картинки. Внимательно посмотрите на них и найдите, в чем их отличие. Время для восприятия картинок ограничено одной минутой. После сигнала «Стоп!» картинки будут убраны, а Вы запишите на бумаге те отличия, которые в картинках заметили. Если все понятно, тогда начнем!»

После экспонирования картинок и записи найденных отличий дать отчет.

Наши рекомендации