Упражнение «В магазин за фруктами»

Реализуемые области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

● Формирование и закрепление представлений о свойствах объектов окружающего мира: формирование представлений о части и целом;

● Формирование первичных представлений о деньгах и стоимости товаров;

● Развитие навыков общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

● Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

● Развитие умения действовать по словесной инструкции.

Материалы: круги «Дроби», набор игрушечных фруктов, корзинка.

Количество участников: любое.

Рисунок: 19035 круги дроби.tif

Ход упражнения:

Педагог рассказывает детям: «Мама медведица готовит праздничный пирог, но у неё закончились фрукты для начинки. Ребята, она просит вас помочь и сходить в магазин. Петя пусть купит яблоко, Ваня – грушу, а Оля – виноград (изменять в зависимости от имён детей и имеющихся фруктов). Медведица передала мне монетки, но они все смешались. Найдите нужную, купите фрукт для медведицы и сложите его в корзинку».

Педагог исполняет роль продавца, говорит детям стоимость каждого товара. Например, виноград стоит целую монетку, груша – половину монетки, яблоко – самую маленькую часть монетки. Ребята ищут нужную «денежку» и по очереди, покупая фрукты, наполняют корзинку для мамы медведицы.

В конце упражнения необходимо поблагодарить детей от имени мамы медведицы за помощь.

Примечание: возможны вариации игры с набором овощей и «овощным салатом» или другими товарами.

Когда дети освоят игру, можно предложить кому-то из них попробовать себя в роли продавца.

Упражнение «Всем поровну!»

Реализуемые области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

● Формирование и закрепление представлений о свойствах объектов окружающего мира: количество, число, часть, целое;

● Формирование первичных представлений о математических операциях и свойствах чисел: сложение;

● Становление целенаправленности и саморегуляции действий ребёнка;

● Развитие социального и эмоционального интеллекта;

● Развитие умения действовать по словесной инструкции.

Материалы: Дробная черепица (можно использовать квадраты или круги «Дроби»), картинки с героями сказок.

Количество участников: любое.

Рисунок: 19135 квадраты дроби.tif

Круги дроби.tif

Ход упражнения:

Дети сидят за столом. На столе лежат вперемешку части набора Дробной черепицы с дробями, кратными двум (1/2, 1/4, 1/6, 1/8, 1/10, 1/12) . Перед детьми выкладываются две картинки: с Мальвиной и Буратино. Педагог рассказывает, что Мальвина и Буратино нашли клад с разноцветными сокровищами. Они никак не могут договориться, кому какие кусочки достанутся, и педагог предлагает разделить все частички между персонажами поровну, чтобы никому не было обидно. Каждый ребёнок по очереди выбирает деталь и кладёт на картинку персонажа, уравнивая количество полученных персонажем кусочков. Дети считают, сколько деталей досталось каждому персонажу и проверяют, одинаковые ли они у Мальвины и Буратино по размеру и цвету.

В конце упражнения педагог благодарит всех за помощь персонажам.

Примечание: игру можно проводить аналогично с тремя персонажами (три поросёнка, три мушкетёра, три богатыря) и частями набора, кратными трём (1/3, 1/6, 1/12), четырьмя и т.д.

Упражнение «Собери целое»

Реализуемые области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

● Формирование и закрепление представлений о свойствах объектов окружающего мира: часть, целое, форма, размер, цвет;

● Становление целенаправленности и саморегуляции действий ребёнка;

● Развитие мышления: операции зрительного соотнесения.

Материалы: круги «Дроби» (можно использовать квадраты «Дроби»).

Количество участников: любое.

Рисунок: 19035 круги дроби.tif 19135 квадраты дроби.tif

Ход упражнения:

Дети сидят за столом (столами). Перед ними лежат несколько начатых кругов (в каждом выложен только один сектор) и один целый круг в качестве образца. Участникам выдается по одному или несколько секторов кругов. По очереди каждый выбирает одну подходящую деталь и кладёт её в круг с частями такого же размера и цвета. В итоге дети должны собрать несколько полных кругов.

Потом ребята считают количество деталей в каждом круге. Педагог обращает их внимание на то, что круги получились одинаковыми по размеру, несмотря на то, что количество деталей везде отличается. Дети предлагают свои объяснения, почему так произошло (потому что больших деталей в круг помещается меньше, а маленьких – больше).

Примечание: для детей, которым эта игра ещё не под силу, можно выкладывать все круги почти полностью, оставляя пустым только один сектор. В этой модификации упражнения каждый ребёнок получает по одной детали, а максимальное количество игроков сокращается до восьми.

Упражнение «Угадай, что?»

Реализуемые области: познавательное развитие, физическое развитие.

Задачи:

● Формирование и закрепление представлений о свойствах объектов окружающего мира: форма, размер, часть, целое;

● Развитие мышления: операции зрительного соотнесения;

● Развитие мелкой моторики рук.

Материалы: квадраты «Дроби», 8 картинок с простыми и знакомыми детям изображениями (ёлочка, звёздочка, мяч, чашка, кукла и т.д.) размером не больше квадрата 10х10 см (можно использовать круги «Дроби», в таком случае картинки должны быть диаметром не больше 8,7 см).

Количество участников: любое.

Рисунок: 19135 квадраты дроби.tif

Ход упражнения:

Восемь картинок раскладываются на столе и закрываются квадратами «Дроби» (целый квадрат в упражнении не используется). Каждый ребёнок по очереди открывает любую частичку квадрата и забирает её себе. Он может предположить, что нарисовано на картинке за оставшимися деталями. Если ребёнок угадал, то педагог открывает картинку, а все оставшиеся детали квадрата забирает себе угадавший. Если ребенок не узнал изображение, педагог предлагает другим ребятам попробовать угадать.

В конце игры подсчитывается количество заработанных деталей у каждого участника. (Поскольку угадать картинку по открытой 1/2 части легче, чем по 1/12, то и даётся за неё всего две детали квадрата, а не двенадцать). Таким образом определяется победитель.

Упражнение «Где больше?»

Реализуемые области: познавательное развитие, речевое развитие.

Задачи:

● Формирование и закрепление представлений о свойствах объектов окружающего мира: число, вес, количество;

● Развитие мышления: операции сравнения;

● Формирование первичных представлений о математических операциях и свойствах чисел: сложение, вычитание;

● Развитие связной грамматически правильной монологичной речи.

Материалы: весы детские с медвежатами.

Количество участников: любое.

Рисунок: 25836 Весы с медвежатами.tif

Ход упражнения:

Педагог приводит детям пример: «В одной семье два мишки, а в другой – три. В какой семье мишек больше? Насколько?» Выслушивает ответы детей и предлагает проверить с помощью весов.

Делается вывод: та чаша, где мишек больше, перевешивает. Чтобы проверить, какова разница между мишками в двух семьях, можно снимать по одному медвежонку с той стороны, где их больше, или добавлять мишек (другого цвета!) на ту чашу, где их меньше.

Дети по одному подходят к весам и получают задание от педагога сравнить две семьи с разным количеством мишек и ответить, в какой семье больше (или меньше). Ребёнок сравнивает число мишек, вычисляет разницу. После этого он должен полными предложениями рассказать, на какой чаше семья медведей больше (или меньше, в зависимости от вопроса педагога) и насколько.

Упражнение «Цифра-помощник»

Реализуемые области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

● Развитие любознательности и познавательной мотивации;

● Формирование и закрепление представлений о свойствах объектов окружающего мира: число;

● Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

● Становление самостоятельности целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Материалы: наглядно-игровое пособие «Весы математические».

Количество участников: любое.

Рисунок: 25892 весы математические.tif

Ход упражнения:

Педагог говорит: «Ребята, поглядите на весы. С одной стороны на них поселилась цифра пять (вешает груз на пятёрку), а с другой – цифра два (вешает груз на двойку с другой стороны весов). Они никак не могут договориться и жить в равновесии друг с другом. Двойка очень переживает и просит у вас подсказку. Она знает, что есть одна цифра, которая сможет уравновесить их с пятёркой. Подумайте, что же это за цифра-помощник».

Дети высказывают предположения, как только они угадывают, что помощник – тройка, педагог добавляет ещё один груз на цифру три (со стороны двойки), и весы уравновешиваются.

Педагог спрашивает, почему же помощником двойки в сравнении с пятёркой может быть только цифра три. Делается вывод, что два и три вместе равны пяти.

Оказывается, что не только у двойки и пятёрки, а у многих цифр такая же проблема. Надо помочь и им! Каждому по очереди даётся своя пара цифр, которые нужно уравновесить с помощью помощника. Решив задачку, ребёнок полным предложением рассказывает остальным получившееся у него равенство.

Упражнение «Учимся считать»

Реализуемые области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

● Становление самостоятельности целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

● Развитие любознательности и познавательной мотивации;

● Формирование и закрепление представлений о свойствах объектов окружающего мира: число;

● Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Материалы: наглядно-игровое пособие «Весы математические».

Количество участников: любое.

Рисунок: 25892 весы математические.tif

Ход упражнения:

Педагог предлагает детям поиграть и демонстрирует им пример игры.

На весах с одной стороны висит груз на пятёрке и с другой тоже. Дети отмечают, что весы равны, то есть «5=5».

Затем педагог спрашивает: «А что будет, если мы перевесим груз вправо на одно деление (взаимодействует с правой стороной весов)? Он оказался на цифре шесть и стал перевешивать пятёрку. Это значит, что шесть больше пяти. Кто тоже хочет узнать про цифры что-то новое?»

Дети приглашаются по очереди к весам (или весы передаются по кругу) и выбирают цифру, которую они будут изменять, вешают на эту цифру грузы с обеих сторон весов. Дети решают, в какую сторону будут двигать груз (вправо или влево) и рассуждают, стало ли новое значение больше или меньше предыдущего, насколько.

Наши рекомендации