Тема 2. Понятие (лекция первая)

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по научно-педагогической

работе

____________________ А. В. Левшов

(ПОДПИСЬ)

«___» «________________» 20__ года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ЛОГИКА

Все направления подготовки

Все профили подготовки

Уровень образования: бакалавриат

Семестры III-IV
Общая трудоемкость в з. е. / часах 2 / 72
Аудиторные занятия (час.), в том числе
Лекции (час.)
Практические (семинарские) занятия (час.)
Лабораторные работы (час.)
Самостоятельная работа (час.), в том числе
Курсовой проект / работа (семестр)
Индивидуальное задание (кол.)
Форма промежуточной аттестации (экзамен, зачет / час.) зачет

Донецк

Рабочая программа дисциплины «Логика» составлена в соответствии с учебным планом всем направлениям и профилям подготовки, уровень образования: бакалавриат, форма обучения: очная, год приема – 2016.

Составитель: Пашков Виктор Иванович, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры «Философия».

Рабочая программа рассмотрена и принятана заседании кафедры «Философия».

Протокол от «_____» ______________________ 20____ года № ____

Заведующий кафедрой _____________________ Рагозина Т. Э.

(ПОДПИСЬ))

Рабочая программа согласована с выпускающей кафедрой _____________ ___________________________________________________________________

Протокол от «_____» ______________________ 20____ года № ____

Заведующий кафедрой _____________________ _____________________

(ПОДПИСЬ) (Ф.И.О.)

Рабочая программа одобрена учебно-методической комиссией ДОННТУ по направлению (специальности) подготовки ________________________________

___________________________________________________________________

Протокол от «_____» ______________________ 20____ года № ____

Председатель _____________________ _____________________

(ПОДПИСЬ) (Ф.И.О.)

Рабочая программа продлена для 20____ года приема на заседании кафедры «Философия».

Протокол от «_____» ______________________ 20____ года № ____

Заведующий кафедрой _____________________ _____________________

(ПОДПИСЬ) (Ф.И.О.)

Согласовано с выпускающей кафедрой ________________________________

_________________________________________________________________

Заведующий кафедрой _____________________ _____________________

(ПОДПИСЬ) (Ф.И.О.)

Рабочая программа продлена для 20____ года приема на заседании кафедры «Философия».

Протокол от «_____» ______________________ 20____ года № ____

Заведующий кафедрой _____________________ _____________________

(ПОДПИСЬ) (Ф.И.О.)

Согласовано с выпускающей кафедрой ________________________________

_________________________________________________________________

Заведующий кафедрой _____________________ _____________________

(ПОДПИСЬ) (Ф.И.О.)

ОБЪЕКТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Объектом логики является человеческое мышление, откуда вытекает предмет логики в качестве которого выступает сложная система, объединяющая всеобщие, обеспечивающие истинность мышления, условия, которые необходимо соблюдать независимо от содержания мыслей. В его рамках исследуются: формы теоретического мышления: понятие, суждение и умозаключения; общие законы мышления: тождества, противоречивости, исключенного третьего, достаточного основания; всеобщие методы науки, теоретического мышления в целом: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, формализация и др.; структурные законы и правила отдельных форм мысли: закон обратного отношения объема и содержания понятия, правила посылок и терминов, специальные правила фигур простого категорического силлогизма и т.д.; язык логики как система специализированных символов для обозначения форм мысли и их связей; термины и определения, обосновываемые в логике; логические ошибки, возможные в процессе мышления.

Цельдисциплины – формирование культуры мышления студента, который бы на основании знания законов и форм теоретического мышления осознанно относился к процессу рассуждения, т.е. был способен доказывать его истинность, опровергать ошибочные, правильно проводить аналогии, выдвигать гипотезы, обнаруживать ошибки и находить способы их устранения.

Задачидисциплины:

– определить и раскрыть объектно-предметную область логики, в рамках которой рассмотреть ее язык и методы, проанализировать рациональные формы мышления (понятие, суждение, умозаключение) в их однообразной последовательности, основные и неосновные законы, а также доказательство и опровержение как особенные логические процедуры;

– охарактеризовать специфику логических знаний, которая проявляется в символическом обозначении форм мысли, их структурных элементов и связей между ними, в определенных видах теоретических форм мышления и отношений между ними, операций с ними;

– привить студентам умения по овладению системой логических знаний и научить их точно, последовательно и научно обоснованно излагать эти знания;

– сформировать понимание логики не только как фундамента любой науки, но и как общей основы языка людей, который устраняет препятствия для коммуникации, порожденные узостью специализации;

– подвести студентов к пониманию необходимости усвоения знания логики как условия развития их собственного интеллекта, использование которого является важнейшим инструментом профессиональной и общественной деятельности.

В результате освоения дисциплины студент должен:

– знать: идеи и учения, которые имели место на основных этапах развития логики как науки, формы теоретического мышления (понятие, суждение, умозаключение), язык логики как систему специальных символов для обозначения форм мысли и их связей, многообразие проявлений этих форм, методы их образования и логические действия с ними, основные законы мышления, структурные законы и правила отдельных форм мысли, термины и определения, которые обосновываются в логике, способ рассуждения, который состоит из доказательства и опровержения.

– уметь: содержательно, точно и последовательно, научно и толерантно обосновывать личное мнение относительно решения вопросов, касающихся профессиональной и общественной деятельности, уметь обнаруживать логические ошибки, которые возможны в процессе мышления и находить адекватные способы их преодоления, не колебаться в случае необходимости доказательства или опровержения положений в отношении как собственной позиции, так и оппонента.

Перечисленные результаты обучения являются основой для формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций.

Общекультурные компетенции (ОК):

– владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

– способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

– готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);

– способностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК -4);

– способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК -5);

– способностью организовать свою работу ради достижения поставленных целей; готовностью к использованию инновационных идей (ОК-6);

– способностью к самоорганизации и к самообразованию (ОК-7);

– способностью к самостоятельной индивидуальной работе и самообразованию, к анализу своих возможностей и переоценке накопленного опыта в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики (ОК-8);

– способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

– способностью к познавательной деятельности (ОК-10);

– способностью к критике и самокритике (ОК-11);

– способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре, готовностью к поддержанию партнерских отношений (ОК-12);

– способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, решать возникающие социально-общественные и профессиональные задачи на основе владения основными положениями и методами социальных, гуманитарных и экономических наук (ОК-13);

– способностью и готовностью к практическому анализу логики различного рода рассуждений, к публичным выступлениям, аргументации, ведению дискуссии и полемики (ОК-14).

Общепрофессиональные компетенции(ОПК):

– готовностью применять методы математики, физики, химии, системного анализа, теории управления, теории знаний, теории и технологии программирования, а также методов гуманитарных, экономических и социальных наук (ОПК-1);

– готовностью работать в коллективе в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, историческое наследие государства (ОПК-2);

– готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-3);

– готовностью сочетать теорию и практику для решения инженерных задач (ОПК-4);

– готовностью оформлять, представлять, докладывать и аргументированно защищать результаты выполненной работы (ОПК-5);

– способностью к восприятию, обобщению и экономическому анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; культурой мышления; способностью отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношения (ОПК-6);

– готовностью к кооперации с коллегами, к работе на общий результат, навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других (ОПК-7).

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ

В ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

Дисциплина относится к циклу гуманитарной подготовки бакалавра вариативной части плана учебного процесса.

Базируется на знаниях и умениях, которые студент приобрел при освоении дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла: история, культурология, право, психология, экономика, а порой и философия, религиоведение, социология; дисциплин математического и естественнонаучного цикла: информатика, математика, физика, химия. Логика интегрирована во внутреннюю структуру любой науки. Логика ее фундамент. В информационном обществе наука является продуктом не столько техники, сколько человеческого мышления, интеллекта. А его идеалом является логическое мышление.

Логика как наука широко применяется во многих отраслях науки и практики. Повышение уровня ее развития постоянно сказывалось во всех сферах научного познания, а в конечном итоге – и на практике. Сегодня невозможно представить разработку новой техники и технологии вне развития логики. Знание логики повышает интеллектуальный уровень человека, способствует формированию правильного мышления, основными чертами которого являются точность и последовательность, непротиворечивость и доказательность. Усвоение знаний логики дает возможность, с одной стороны, не только сознательно строить правильные рассуждения, отличать их от неправильных, не просто избегать логических ошибок в своих рассуждениях, заблаговременно распознавать и убедительно опровергать их у своих оппонентов, но и, с другой стороны, умело и эффективно обосновывать истинность мыслей, достигать истинного знания и приобщаться к новейшим результатам как собственно в сфере логических исследований, так и в других отраслях человеческой деятельности.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Распределение учебных часов по темам дисциплины и видам занятий

Наименование тем (содержательных модулей) Количество часов
  Всего В том числе
Лекции Прак. (сем.) Лабор. СРС
Тема 1. Логика как наука  
Тема 2. Понятие – I    
Понятие – II (I и II – для семинара)  
Тема 3. Суждение – I  
Суждение – II  
Тема 4. Умозаключение – I  
Умозаключение – II  
Тема 5. Основные законы логики  
Тема 6. Доказательство и опровержение  
Итого  

Лекции

Тема 1. Логика как наука

Содержание темы 1:

Историческое развитие логики как науки: логика в Древнем мире: Индия, Греция, развитие логического учения в Средневековье и в эпоху Возрождения, логика в Новое время, развитие логики в 19-21 вв., появление и развитие отечественной логики.

Объект и предмет логики. Сущность логического анализа. Понятие мышления. Свойства правильного мышления. Содержание мысли и форма мышления. Рассуждение: правильное и неправильное. Содержание и форма рассуждения. Формальное и содержательное правила.

Логика и язык. Определение языка. Знак как элемент языка. Значение (экстенсионал) знака. Смысл (интенсионал) знака. Виды знаков. Термины: дескриптивные и логические. Язык символов. Предметный (объектный) язык и метаязык. Структура естественного и формализованного языка.

Значение логики в формировании культуры мышления.

Литература к теме 1:[1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9]

Лабораторные работы

№ п/п Тема занятия Объем, час Литература
  Не предусмотрены учебным планом    

Самостоятельная работа

№ п/п Виды самостоятельной работы Объем, час
Изучение лекционного материала
  Тема 1. Логика как наука
  Тема 2. Понятие – I
  Понятие – II
  Тема 3. Суждение – I
  Суждение – II
  Тема 4. Умозаключение – I
  Умозаключение – II
  Тема 5. Основные законы логики
  Тема 6. Доказательство и опровержение
Подготовка к семинарским занятиям
  Тема 1. Логика как наука
  Тема 2. Понятие
  Тема 3. Суждение – I
  Суждение – II
  Тема 4. Умозаключение – I
  Умозаключение – II
  Тема 5. Основные законы логики
  Тема 6. Доказательство и опровержение
Итого

3.6. Курсовой проект (работа), индивидуальное задание

Курсовой проект (работа), индивидуальное задание по дисциплине для бакалавриата учебным планом не предусмотрены.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Текущий контроль знаний студентов производится во время контрольных опросов на лекции, определения содержательности лекционных конспектов, оценивания реферативного материала, подготовленного на семинарские занятия, и выступлений, докладов, сообщений и дополнений, сделанных в ходе проведения семинара, решений заданий практикума, а также во время консультаций по дисциплине.

Промежуточная аттестация по результатам освоения дисциплины в семестре проводится в форме зачета.

Для определения уровня знаний студентов преподаватель руководствуется Критериями оценивания знаний по дисциплине «Логика», включающих формы и методы контроля усвоения студентами учебного материала, а также собственно критериями оценки знаний студентов.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Литература:

Основная:

1. Гетманова, А. Д. Логика : учебник, словарь, практикум / А. Д. Гетманова. – 2-е изд. – Москва : Академ. Проект, 2009. – 712 с.

2. Логика : учеб.-методич. пособие / авт.-сост. : В. И. Пашков. – Донецк : ООО «Технопарк ДонГТУ» «УНИТЕХ», 2016. – 196 с.

3. Маслов, Н. А. Логика : учебник / Н. А. Маслов. – 2-е изд. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008. – 413 с.

Дополнительная:

4. Ивин, А. А. Логика : учеб. пособие / А. А. Ивин. – 2-е изд. – Москва : ООО «Изд-во «Оникс»; ООО «Изд-во «Мир и Образование», 2008. – 336 с.

5. Ивлев, Ю. В. Логика : учебник / Ю. В. Ивлев. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Проспект, 2010. – 304 с.

6. Кириллов, В. И. Логика : учебник / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. – 2-изд., перераб. и доп. – Москва : ТК Велби; Изд-во Проспект, 2008. – 240 с.

7. Конверський, А. Є. Логіка (традиційна та сучасна) : підручник / А. Є. Конверський. – 2-ге вид. – Київ : ЦУЛ, 2008. – 536 с. = Конверский, А. Е. Логика (традиционная и современная) : учебник підручник / А. Е. Конверский. – 2-е изд. – Киев : ЦУЛ, 2009. – 536 с.

8. Пронина, Е. П. Логика : учеб.-методич. пособие / Е. П. Пронина. – Москва : МГУП им. И. Федорова, 2015. – 164 с.

9. Светлов, В. А. Логика : учеб. пособие / В. А. Светлов. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 432 с.

Учебно-методические издания, разработанные в ДОННТУ:

К семинарским занятиям:

1. Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий по дисциплине «Логика» / сост. : В. И. Пашков и др. – Донецк : ДОННТУ, 2016. – 23 с.

2. Логика : учеб.-метод. пособие / автор-сост. : В. И. Пашкова. – Донецк : ООО «Технопарк ДонГТУ «УНИТЕХ», 2016. – 196 с.

К самостоятельной работе студентов:

1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по дисциплине «Логика» / сост. : В. И. Пашков. – Донецк : ДОННТУ, 2016. – 182 с.

2. Логика : учеб.-метод. пособие / автор-сост. : В. И. Пашкова. – Донецк : ООО «Технопарк ДонГТУ «УНИТЕХ», 2016. – 196 с.

Internet-ресурсы

1. Научно-техническая библиотека ДОННТУ (г. Донецк) // www.library.donntu.org

2. Научная библиотека ДОННУ (г. Донецк) // www.library.donnu.org

3. Донецкая областная универсальная научная библиотека им. Н. К. Крупской (г. Донецк) // www.library.donetsk.ua

4. Центральная научная библиотека Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина (г. Харьков) // www.library.unives.kharkov.ua

5. Научная библиотека МГУ им. М. В. Ломоносова // www.nbmgu.ru

ДИСЦИПЛИНЫ

1. Лекционные занятия:

– проводятся в предметных аудиториях кафедры «Философия» (3.241, 3.244, 3.245), находящиеся в зоне доступа сети Wi-Fi, а также в аудиториях, выделенных диспетчерскими 1-го и 3-го учебных корпусов ДОННТУ, которые представляют собой специализированные помещения, укомплектованные специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории;

– проводятся в кабинете социально-гуманитарных наук (3.239), оснащенный компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду, включая электронно-библиотечный фонд ДОННТУ.

2. Семинарские занятия:

– проводятся в предметных аудиториях кафедры «Философия» (3.241, 3.244, 3.245), находящиеся в зоне доступа сети Wi-Fi, а также в аудиториях, выделенных диспетчерскими 1-го и 3-го учебных корпусов ДОННТУ, которые представляют собой специализированные помещения, укомплектованные специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории;

– проводятся в кабинете социально-гуманитарных наук (3.239), оснащенный компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду, включая электронно-библиотечный фонд ДОННТУ.

3. Лабораторные работы:

– лабораторные занятия не предусмотрены планом учебного процесса.

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по научно-педагогической

работе

____________________ А. В. Левшов

(ПОДПИСЬ)

«___» «________________» 20__ года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ЛОГИКА

Все направления подготовки

Все профили подготовки

Уровень образования: бакалавриат

Семестры III-IV
Общая трудоемкость в з. е. / часах 2 / 72
Аудиторные занятия (час.), в том числе
Лекции (час.)
Практические (семинарские) занятия (час.)
Лабораторные работы (час.)
Самостоятельная работа (час.), в том числе
Курсовой проект / работа (семестр)
Индивидуальное задание (кол.)
Форма промежуточной аттестации (экзамен, зачет / час.) зачет

Донецк

Рабочая программа дисциплины «Логика» составлена в соответствии с учебным планом всем направлениям и профилям подготовки, уровень образования: бакалавриат, форма обучения: очная, год приема – 2016.

Составитель: Пашков Виктор Иванович, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры «Философия».

Рабочая программа рассмотрена и принятана заседании кафедры «Философия».

Протокол от «_____» ______________________ 20____ года № ____

Заведующий кафедрой _____________________ Рагозина Т. Э.

(ПОДПИСЬ))

Рабочая программа согласована с выпускающей кафедрой _____________ ___________________________________________________________________

Протокол от «_____» ______________________ 20____ года № ____

Заведующий кафедрой _____________________ _____________________

(ПОДПИСЬ) (Ф.И.О.)

Рабочая программа одобрена учебно-методической комиссией ДОННТУ по направлению (специальности) подготовки ________________________________

___________________________________________________________________

Протокол от «_____» ______________________ 20____ года № ____

Председатель _____________________ _____________________

(ПОДПИСЬ) (Ф.И.О.)

Рабочая программа продлена для 20____ года приема на заседании кафедры «Философия».

Протокол от «_____» ______________________ 20____ года № ____

Заведующий кафедрой _____________________ _____________________

(ПОДПИСЬ) (Ф.И.О.)

Согласовано с выпускающей кафедрой ________________________________

_________________________________________________________________

Заведующий кафедрой _____________________ _____________________

(ПОДПИСЬ) (Ф.И.О.)

Рабочая программа продлена для 20____ года приема на заседании кафедры «Философия».

Протокол от «_____» ______________________ 20____ года № ____

Заведующий кафедрой _____________________ _____________________

(ПОДПИСЬ) (Ф.И.О.)

Согласовано с выпускающей кафедрой ________________________________

_________________________________________________________________

Заведующий кафедрой _____________________ _____________________

(ПОДПИСЬ) (Ф.И.О.)

ОБЪЕКТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Объектом логики является человеческое мышление, откуда вытекает предмет логики в качестве которого выступает сложная система, объединяющая всеобщие, обеспечивающие истинность мышления, условия, которые необходимо соблюдать независимо от содержания мыслей. В его рамках исследуются: формы теоретического мышления: понятие, суждение и умозаключения; общие законы мышления: тождества, противоречивости, исключенного третьего, достаточного основания; всеобщие методы науки, теоретического мышления в целом: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, формализация и др.; структурные законы и правила отдельных форм мысли: закон обратного отношения объема и содержания понятия, правила посылок и терминов, специальные правила фигур простого категорического силлогизма и т.д.; язык логики как система специализированных символов для обозначения форм мысли и их связей; термины и определения, обосновываемые в логике; логические ошибки, возможные в процессе мышления.

Цельдисциплины – формирование культуры мышления студента, который бы на основании знания законов и форм теоретического мышления осознанно относился к процессу рассуждения, т.е. был способен доказывать его истинность, опровергать ошибочные, правильно проводить аналогии, выдвигать гипотезы, обнаруживать ошибки и находить способы их устранения.

Задачидисциплины:

– определить и раскрыть объектно-предметную область логики, в рамках которой рассмотреть ее язык и методы, проанализировать рациональные формы мышления (понятие, суждение, умозаключение) в их однообразной последовательности, основные и неосновные законы, а также доказательство и опровержение как особенные логические процедуры;

– охарактеризовать специфику логических знаний, которая проявляется в символическом обозначении форм мысли, их структурных элементов и связей между ними, в определенных видах теоретических форм мышления и отношений между ними, операций с ними;

– привить студентам умения по овладению системой логических знаний и научить их точно, последовательно и научно обоснованно излагать эти знания;

– сформировать понимание логики не только как фундамента любой науки, но и как общей основы языка людей, который устраняет препятствия для коммуникации, порожденные узостью специализации;

– подвести студентов к пониманию необходимости усвоения знания логики как условия развития их собственного интеллекта, использование которого является важнейшим инструментом профессиональной и общественной деятельности.

В результате освоения дисциплины студент должен:

– знать: идеи и учения, которые имели место на основных этапах развития логики как науки, формы теоретического мышления (понятие, суждение, умозаключение), язык логики как систему специальных символов для обозначения форм мысли и их связей, многообразие проявлений этих форм, методы их образования и логические действия с ними, основные законы мышления, структурные законы и правила отдельных форм мысли, термины и определения, которые обосновываются в логике, способ рассуждения, который состоит из доказательства и опровержения.

– уметь: содержательно, точно и последовательно, научно и толерантно обосновывать личное мнение относительно решения вопросов, касающихся профессиональной и общественной деятельности, уметь обнаруживать логические ошибки, которые возможны в процессе мышления и находить адекватные способы их преодоления, не колебаться в случае необходимости доказательства или опровержения положений в отношении как собственной позиции, так и оппонента.

Перечисленные результаты обучения являются основой для формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций.

Общекультурные компетенции (ОК):

– владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

– способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

– готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);

– способностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК -4);

– способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК -5);

– способностью организовать свою работу ради достижения поставленных целей; готовностью к использованию инновационных идей (ОК-6);

– способностью к самоорганизации и к самообразованию (ОК-7);

– способностью к самостоятельной индивидуальной работе и самообразованию, к анализу своих возможностей и переоценке накопленного опыта в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики (ОК-8);

– способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

– способностью к познавательной деятельности (ОК-10);

– способностью к критике и самокритике (ОК-11);

– способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре, готовностью к поддержанию партнерских отношений (ОК-12);

– способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, решать возникающие социально-общественные и профессиональные задачи на основе владения основными положениями и методами социальных, гуманитарных и экономических наук (ОК-13);

– способностью и готовностью к практическому анализу логики различного рода рассуждений, к публичным выступлениям, аргументации, ведению дискуссии и полемики (ОК-14).

Общепрофессиональные компетенции(ОПК):

– готовностью применять методы математики, физики, химии, системного анализа, теории управления, теории знаний, теории и технологии программирования, а также методов гуманитарных, экономических и социальных наук (ОПК-1);

– готовностью работать в коллективе в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, историческое наследие государства (ОПК-2);

– готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-3);

– готовностью сочетать теорию и практику для решения инженерных задач (ОПК-4);

– готовностью оформлять, представлять, докладывать и аргументированно защищать результаты выполненной работы (ОПК-5);

– способностью к восприятию, обобщению и экономическому анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; культурой мышления; способностью отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношения (ОПК-6);

– готовностью к кооперации с коллегами, к работе на общий результат, навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других (ОПК-7).

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ

В ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

Дисциплина относится к циклу гуманитарной подготовки бакалавра вариативной части плана учебного процесса.

Базируется на знаниях и умениях, которые студент приобрел при освоении дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла: история, культурология, право, психология, экономика, а порой и философия, религиоведение, социология; дисциплин математического и естественнонаучного цикла: информатика, математика, физика, химия. Логика интегрирована во внутреннюю структуру любой науки. Логика ее фундамент. В информационном обществе наука является продуктом не столько техники, сколько человеческого мышления, интеллекта. А его идеалом является логическое мышление.

Логика как наука широко применяется во многих отраслях науки и практики. Повышение уровня ее развития постоянно сказывалось во всех сферах научного познания, а в конечном итоге – и на практике. Сегодня невозможно представить разработку новой техники и технологии вне развития логики. Знание логики повышает интеллектуальный уровень человека, способствует формированию правильного мышления, основными чертами которого являются точность и последовательность, непротиворечивость и доказательность. Усвоение знаний логики дает возможность, с одной стороны, не только сознательно строить правильные рассуждения, отличать их от неправильных, не просто избегать логических ошибок в своих рассуждениях, заблаговременно распознавать и убедительно опровергать их у своих оппонентов, но и, с другой стороны, умело и эффективно обосновывать истинность мыслей, достигать истинного знания и приобщаться к новейшим результатам как собственно в сфере логических исследований, так и в других отраслях человеческой деятельности.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Распределение учебных часов по темам дисциплины и видам занятий

Наименование тем (содержательных модулей) Количество часов
  Всего В том числе
Лекции Прак. (сем.) Лабор. СРС
Тема 1. Логика как наука  
Тема 2. Понятие – I    
Понятие – II (I и II – для семинара)  
Тема 3. Суждение – I  
Суждение – II  
Тема 4. Умозаключение – I  
Умозаключение – II  
Тема 5. Основные законы логики  
Тема 6. Доказательство и опровержение  
Итого  

Лекции

Тема 1. Логика как наука

Содержание темы 1:

Историческое развитие логики как науки: логика в Древнем мире: Индия, Греция, развитие логического учения в Средневековье и в эпоху Возрождения, логика в Новое время, развитие логики в 19-21 вв., появление и развитие отечественной логики.

Объект и предмет логики. Сущность логического анализа. Понятие мышления. Свойства правильного мышления. Содержание мысли и форма мышления. Рассуждение: правильное и неправильное. Содержание и форма рассуждения. Формальное и содержательное правила.

Логика и язык. Определение языка. Знак как элемент языка. Значение (экстенсионал) знака. Смысл (интенсионал) знака. Виды знаков. Термины: дескриптивные и логические. Язык символов. Предметный (объектный) язык и метаязык. Структура естественного и формализованного языка.

Значение логики в формировании культуры мышления.

Литература к теме 1:[1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9]

Тема 2. Понятие (лекция первая)

Содержание темы 2 (лекция первая):

Определение и формирование понятия. Признаки: единичные и общие, существенные и несущественные. Языковые формы выражения понятий. Логические приемы формирования понятий. Структура понятия: содержание понятия и объем понятия. Структурный закон понятия.

Виды понятий: по содержанию (качеству): позитивные и негативные, конкретные и абстрактные, соотносительные и безотносительные, собирательные и несобирательные (разделительные); по объему (количеству): простые, сложные и дескриптивные; единичные, общие и пустые; регистрирующие и нерегистрирующие.

Отношения между понятиями: сравнимые и несравнимые. Сравнимые понятия по объему: совместимые: тождественные (равнозначные), перекрещивающиеся (пересекающиеся), подчиненные (субординационные), подчинения (субординации) и несовместимые: противоречащие (контрадикторные), противоположные (контрарные), соподчиненные (координативные).

Литература к теме 2 (лекция первая):[1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9]

Наши рекомендации