По специальности 030101 философия

Составитель Стешенко Н.И.

Ростов-на-Дону

Год

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. Пояснительная записка…………………………………………………… 3

2. Тематический план курса ……………………………………………….. 4

3. Программа курса ……………………………………………………… 5-11

4. Планы семинарских занятий(с указаниями к самостоятельной
подготовке, формы контроля). 12-19

5. Литература ……………………………………………………………… 19

6. Экзаменационные вопросы …………………………………………...20-21

7. Вопросы к государственным итоговым экзаменам (комментарии)...21-22

9. Темы курсовых и дипломных работ ……………………………………. 22

10. Глоссарий ……………………………………………………………22-25

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель – дать современные представления о традиционной, классической и неклассической логиках.

Задачи – овладеть теоретико-доказательными и теоретико-модельными методами изучаемых логик, установить взаимозависимость философии и логики.

Место в учебном процессе – содержание некоторых разделов курса логики позволяют лучше понять тексты античных и средневековых философов (силлогистика), тексты философов аналитического направления 20 в.(язык как знаковая система), более глубоко усвоить отдельные темы курсов истории и методологии науки (индуктивная логика)

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

№ п/п Тема Лекции Семинары Всего
  Часть первая      
11. Предмет и значение логики
22. Понятие
33. Классическая логика высказываний. Теория моделей
Классическая логика высказываний. Теория доказательства
  Часть вторая      
55. Классическая логика предикатов. Теория моделей
66. Классическая логика предикатов. Теория доказательства
77. Традиционное учение о суждении. Традиционная силлогистика
  Часть третья      
88. Неклассическая логика: модальная логика высказываний. Аксиоматические нормальные системы. Теория моделей -
99. Неклассическая логика: трехзначная логика Лукасевича. Матричный способ получения n-значных логик Лукаснвича
110. Индуктивная логика
11. Логические основы теории аргументации
Итого:

Программа курса логики.

Часть первая

1. Предмет и значение логики.

Логическая практика как опыт использование концептуальных средств, сложившихся в культуре: понятий с конкретным содержанием, операций определения и классификации, доказательств отдельных утверждений и др.

Цель логического исследования - создание логической теории посредством уточнения, систематизации и расширения логического опыта человечества, выраженного в языке.

Чувственный и рациональный уровни познания. Особенности рационального уровня познания. Понятие, суждение, рассуждения - основные формы теоретического знания. Предмет логики как науки/теоретической логики/ - формы знания и способы, оперирования ими. Понятие логической: формы. Понятие логического закона. Законы тождества, запрета противоречия, исключенного третьего, принцип достаточного основания.

Логико-методологические формы научного познания: доказательство и опровержение, проблема, гипотеза, теория.

Возникновение логики как науки и основные этапы ее развития. Логические идеи в античной философии: апории Зенона, Платон о логических операциях с понятиями. Силлогистика Аристотеля - исторически первая дедуктивная логическая система. Семантические и логико-методологические аспекты в логическом учении Аристотеля. Индуктивная логика. Ф.Бэкона и Дж.Милля, Особенности современного этапа развития логики. Г.Фреге: метод формализации дедуктивных систем, преодоление психологизма в логике.

Язык как знаковая система

Понятие знака. Виды знаков: знаки-индексы, знаки-образцы/иконические-зиаки/ знаки-символы; знаки символы в естественном языке. Естественный язык как система средств коммуникации/общения/. Семиотические аспекты языка: семантический, синтаксический, прагматический. Семантический треугольник/"треугольник отнесения11 Дж. А. Ричардса: слово/ знак/ - вещь/объект, предмет/ - мысль; отношения: слово-вещь, мысль-слово, мысль-вещь.

Искусственный и естественный язык, их различие. Объектный язык и метаязык.

Семантические категории языковых выражений. Предложение (повествовательное) и термины (как части предложения). Значение и смысл предложения. Предложение и суждение(высказывание). Дескриптивные и логические термины. Дескриптивные термины: предложение, единичные и общие имена, предикаторы, предметные функторы. Логические термины: логические связки; логические операторы: а) кванторные слова ("всякий", "некоторый") б) определенная дескрипция ("тот..., который..."); в) неопределенная дескрипция ("некий из...").

Смысл и значение имени. Сложные/описательные/ имена, как имена, имеющие собственный смысл”. Простые/неописательнне/ имена, как имена, имеющие приданный смысл. Зависимость значения общего имени от грамматического места в предложении. Общее имя в позиции логического подлежащего - переменная (в сочетании с кванторными словами). Общее имя в позиции логического сказуемого ("есть + общее имя") - предикатор. Конструкция "а есть Р" как средство разделения имен на единичные и общие, где "а" единичное имя, а "Р" - общее имя.

Карнаповский метод отношения именования. Отношение именования. Принципы отношения именования: 1) принцип однозначности, 2)принцип предметности, 3) принцип взаимозаменимости. Неоднозначность в методе отношения именования при анализе общих имен в предложениях типа "единичное имя + есть + общее имя": общее имя как имя класса и общее имя как имя свойства. Антиномии отношения именования по принципу взаимозаменимости имен. Экстенсиональные и интенсиональные кон­тексты.

Понятие

Роль понятий в познании. Языковая форма выражения понятий. Основные приемы образования приятии: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование (обобщающе - различающее, отождествление, изолирующее абстрагирование/.

Логические характеристики понятий: содержание и объем. Содержание понятий. Простые и сложные признаки. Виды простых признаков: положительные и отрицательные, относительные и безотносительные, необходимые и случайные признаки, существенные признаки,

Объем понятий. Закон обратного отношения между объемом и содержанием
понятий. Виды понятий по объему: единичные, общие, пустые и неопределенные.

Виды понятий по характеру признаков, присущих предметам: относительные и безотносительные, положительные и отрицательные.

Виды понятий по характеру обобщаемых в понятиях объектов: конкретные и абстрактные, собирательные и несобирательные.

Логические отношения между понятиями по содержанию: сравнимые и несравнимые. Логические отношения между понятиями по объему: совместимые и несовместимые. Совместимые: отношения равнозначности, включения, пересечения. Несовместимые: отношения соподчинения, противоположности, противоречия. Моделирование отношений между объемом понятий на кругах Эйлера.

Операции с понятиями. Определение понятий. Структура определений: определяемое понятие, определяющая часть, отношение равенства между определяемым понятием и определяющей частью. Вида определений. Явные и неявные. Реальные и номинальные определения. Виды явных определений: через род и видовое отличие, генетическое, операциональное, определение через абстракцию. Вида неявных определений: контекстуальные, индуктивные, рекурсивные. Виды номинальных определений: синтаксические и семантические. Приемы, сходные с определением: остенсивные определения, описание. Правила определения и возможные ошибки в определениях.

Обобщение и ограничение понятий. Деление понятий. Логическая структура деления понятий: делимое понятие, основание деления, члены деления. Виды деления: по видоизменяющемуся признаку и дихотомическое. Правила деления и возможные ошибки при делении понятий.

Классификация. Естественная и искусственная классификация.

Наши рекомендации