Махариши патанджали. йога-сутра

Махариши Патанджали. Йога-сутра

(четыре варианта перевода текста) "Йога-сутра" Гуру Патанджали - основополагающий источникклассической Йоги. В этом, небольшом по объему, трудесконцентрированно выражена многовековая мудрость. В настоящее время у нас наиболее известна русская редакция этоготекста, полученная при переводе с английского перевода с санскрита,сделанного Вивеканандной. Предлагаем Вашему вниманию данную редакциютекста, а также три более современных перевода "Йога-Сутры",выполненных с санскрита. Даже на первый взгляд бросается в глаза внешнее различиепредлагаемых Вашему вниманию переводов. Мы надеемся, что Вам будетинтересно сравнить варианты первоисточника для более полного егопонимания.

* ПАТАНДЖАЛА-ДАРШАНА "ЙОГА-СУТРЫ" ПАТАНДЖАЛИ *

(ПЕРЕВОД С САНСКРИТА Е.П.ОСТРОВСКОЙ и В.И.РУДОГО)

Глава третья. О СИЛАХ

1. Дхарана есть удержание мысли на каком-нибудь предмете. 2. Непрерывное течение познавания этого предмета есть Дхьяна. 3. Когда оно, отвергая все образы, отражает только смысл. Этоназывается Самадхи. 4. [Эти] три [когда в них упражняются] по отношению к одномупредмету составляют Самаияму. 5. Достижение этого приобретается знанием. 6. Им следует пользоваться постепенно. 7. Эти три ближе, чем предыдущие. 8. Но даже они внешние относительно лишенной семени Самадхи. 9. Подавлением беспорядочных видоизменений сознания ивозбуждением изменений управления, сознание достигает сдерживающихвидоизменений, следующих за управляющими силами сознания. 10. Течение его укрепляется привычками. 11. Когда берутся всевозможные предметы и сосредотачивается наодном, эти две силы попеременно то исчезают, то появляются; Читта жеподвергается видоизменению, называемому Самадхи. 12. Читта достигает однополярности, обнимая в одно прошедшее инастоящее. 13. Этим объясняется троякое превращение формы, времени исостояния в тонкую или грубую материю и в органы чувств. 14. То, на что действует превращение прошлое, настоящее, или то,которое еще должно проявиться, есть условное. 15. Последовательность перемен есть причина многообразнойэволюции. 16. Совершением Самаиямы над тремя родами изменений приобретаетсязнание прошлого и будущего. 17. Совершением Самаиямы над словом, значением и знанием, которыеобыкновенно смешаны, приобретается понимание всех звуков животных. 18. Различением впечатлений знание прошлой жизни. 19. Совершением Самаиямы над признаками чужого тела - знание егосознания. 20. Но не содержание чужого сознания, так как оно не былопредметом Самаиямы. 21. Совершением Самаиямы над формою чужого тела, при устраненииспособности восприятия образов и отделении способности проявления вглазу, тело йога становится невидимым. 22. Карма бывает двух родов: приносящей плоды рано или поздно.Совершая Самаияму над нею или посредством знаков, называемых Артиштха- предзнаменования, йоги знают точное время разлучения со своимителами. 23. Совершением Самаиямы над дружбою и прочим приобретаютсяразличные силы. 24. Совершением Самаиямы над силою слова и т.п. йогомприобретается соответствующая сила. 25. Совершением Самаиямы над лучезарным светом приобретаетсязнание утонченного, загражденного и удаленного. 26. Совершением Самаиямы над Солнцем - познание миров. 27. Над Луною - знание созвездий. 28. Над полярной Звездой - движение звезд. 29. Над кругом пупка - познание телесного организма. 30. Над углублениему горла - прекращение голода. 31. Над нервом, называемым Курма - устойчивость тела. 32. Над сиянием около вершины головы - лицезрение Сиддхов. 33. Или силою Пратибха - всеведение. 34. В сердце - знание мыслей. 35. Обладание получается через неразличение очень сдержанной Душии Саттвы; оно действует на других: Самаияма над этим дает знаниеПуруши. 36. Отсюда возникает приобретение слуха, осязания, зрения, вкусаи обоняния, присущих Пратибхе. 37. Это - препятствия для Самадхи, но они суть силы в земномсостоянии. 38. Когда причина связей ослаблена, йог посредством своегознания, проявленного через органы, входит в свое тело. 39. Победою над током, называемым Уданой, йог не погружается вводу или болото и может ходить по остриям. 40. Победою над током Самана он окружается светом. 41. Совершением Самаиямы над отношением слуха к Акашеприобретается божественный слух. 42. Совершением Самаиямы над отношением Акаши и тела йогстановится легки, как вата и может ходить по воздуху. 43. Совершением Самаиямы над внешними реальными видоизменениямисознания, называемыми великою бестелесностью, достигается исчезновениезаслоняющего свет. 44. Совершением Самаиямы над элементами, начиная с грубых икончая самыми тонкими, приобретается господство над элементами. 45. Отсюда происходит утонченность и прочее, прославление тела инеразрушимость телесных свойств. 46. Прославление тела состоит в красоте, цвете кожи, силе,подобной алмазу крепости. 47. Совершением Самаиямы над объектом, знанием и самосознаниеморганов постепенно получается победа над ними всеми. 48. Отсюда происходит просветленное сознание, сила органовнезависимо от тела, и покорение природы. 49. Совершая Самаияму над Саттвой, тот, кто различает разум отПуруши, приобретает вездесущность и всеведение. 50. Отречением даже от этих последних разрушается самое семя зла:он достигает Кайвалья. 51. Требуется полное отвержение наслаждения и искушений состороны небесных существ, под страхом возобновления зла. 52. Совершением Самаиямы над частицей и ее кратными приобретаетсяраспознавание. 53. То, что не может быть различаемо по видам, признакам и месту,даже то будет распознано вышеуказанной Самаиямой. 54. Спасающее знание есть то знание распознавания, котороеобнимает все предметы, все средства. 55. Равенством чистоты Саттвы и Пуруши достигается Кайвалья.

Глава третья. СИЛЫ





Управление сознанием 1. Дхарана состоит в переносе сознания на некоторый объект. 2. Дхияна состоит в непрерывном познании этого объекта. 3. Состояние, при котором воспринимается не образ объекта, асумма всех его качеств, называется Самадхи. Самьяма 4. А все три образуют Самьяму. 5. При ее создании наступает просветление, 6. Они [Дхарана, Дхияна, Самадхи] должны использоватьсяпоследовательно (на одном объекте]. 7. И эта троица наиболее внутренняя по сравнению со всеми иными. 8. Но даже она внешняя по отношению к чистому [трансцендентному]сознанию. 9. Когда путем медитации подавлено беспорядочное видоизменение исоздан управляющий образ, углубленное состояние уходит, но потомвозвращается. 10. Вернувшееся сознание приносит сильное и устойчивоевпечатление. 11. Сами видоизменения тоже можно подвергнуть Самадхи, и при этомвозможно сохранение концентрации даже в случае возникновения иусиления отвлечения внимания. 12. Сознание становится простым, охватывая при этом и прошедшее ибудущее. 13. Чем и объясняется троичность видоизменений по форме, времени,активности и состоянию. 14. И это основывается на взаимосвязи качеств, их спокойствия,активности или отсутствия. 15. Последовательные перемены есть причина эволюции. Управляющие образы обычных сил 16. Самьяма над тремя родам изменений дает знание прошлого ибудущего. 17. При Самьяме о словах, ощущениях от них, их значениях изнаниях, которые обычно смешивают, приходит знание о значении звуков,издаваемых животными. 18. При мысленном представлении различных образов приходит знаниео [своих] прошлых жизнях. 19. При создании Самьямы об особенных чертах другого человекаприходит знание его состояния. 20. Но не мыслей, поскольку это не было предметом Самьямы. 21. При создании Самьямы о форме своего тела, когда энергиявосприятия будет подавлена, связь между светом и зрением прервется итело Йога исчезнет. 22. Карма существует в двух формах: активная форма и скрытаякарма. При этой Самьяме будет дано знамение о времени их реализации иразделении тел. 23. При Самьяме о дружелюбии, доброте и счастье эти качестваусиливаются. 24. При Самьяме о внутреннем свете приходит знание о всемутонченно, скрытом, отдаленном. 25. При Самьяме о силе слона приобретается эта сила. 26. При Самьяме о Солнце - знание о мире. 27. При Самьяме о Луне - знание звезд и галактик. 28. На Полярной звезде - их движение. 29. На кружке пупка - знание о строении своего тела. 30. На ямке у горла - уменьшение голода и жажды. 31. На Самьяме о нерве, именуемом Курма-Нади, тело застывает. 32. На светлом потоке из макушки Йог видит Сиддхов. 33. Или сразу все через божественное озарение. 34. Через сердце доступно знание о мыслях. 35. При размышлении о различии чистого сознания и интеллекта,которые совершенно различны, придет понимание состояниябезграничности. 36. Отсюда придут тончайший слух, осязание, зрение, вкус иобоняние. 37. Это препятствие для Самадхи, они являются действительнымисилами, но лучше всего их молчание. Управляющие образы сверхъестественных сил 38. Сознание может захватить чужое тело при полном расслаблении,разрыве связи со своим телом и знании о точках входа. 39. При умении управлять жизненной силой Удана можно ходить поводе, топи, углям и шипам, не касаясь их. 40. При управлении жизненной силой Самана можно окружить себясветом. 41. При создании Самьямы о связи уха и Акаша [мирового эфира]приходит сверхъестественный слух. 42. При Самьяма о связи тела и Акаша, а потом представлении себялегким, как волокно хлопка, можно свободно перемещаться впространстве. 43. Совершение Самьямы над реальными видоизменениями окружающегодает великую бестелесность, разрушающие преграды просветлению. 44. При совершении Самьямы над элементами, сперва над главными,затем постоянными, тонкими, всепроникающими и уже затемосуществившимися, приобретается власть над ними. 45. Это приносит утонченность, совершенство тела, нерушимость егосвойств. 46. Красота, сила, цвет кожи и стойкость определяют совершенствотела. 47. Мастерство управления органами чувств приходит при Самьяме осиле знания и проницательности, о самосознании и дает их усиление. 48. Отсюда приходит прояснение сознания, не обманываемогоорганами чувств, умение управлять природой. Полная свобода 49. К тому, кто понял соотношение интеллекта и чистого сознания,придет всеведение и всезнание. 50. При отречении даже от этого придет высшее достижение,разрушающее любую несвободу. 51. Не требуется полное отречение от всех удовольствий иискушений со стороны высших сил, чтобы не вернулось зло. 52. Самьяма над мгновениями и их порядком дает проницательность. 53. Из нее возможно получить знание о нераспознаваемом по роду,качествам и месту. 54. Полученное в результате проникновения в суть знанияназывается Тарака, спасающее, оно обнимает все предметы, цели исредства. 55. Полная свобода [Кайавали] достигается равной чистотойинтеллекта и чистого сознания.

Махариши Патанджали. Йога-сутра

(четыре варианта перевода текста) "Йога-сутра" Гуру Патанджали - основополагающий источникклассической Йоги. В этом, небольшом по объему, трудесконцентрированно выражена многовековая мудрость. В настоящее время у нас наиболее известна русская редакция этоготекста, полученная при переводе с английского перевода с санскрита,сделанного Вивеканандной. Предлагаем Вашему вниманию данную редакциютекста, а также три более современных перевода "Йога-Сутры",выполненных с санскрита. Даже на первый взгляд бросается в глаза внешнее различиепредлагаемых Вашему вниманию переводов. Мы надеемся, что Вам будетинтересно сравнить варианты первоисточника для более полного егопонимания.

* ПАТАНДЖАЛА-ДАРШАНА "ЙОГА-СУТРЫ" ПАТАНДЖАЛИ *

(ПЕРЕВОД С САНСКРИТА Е.П.ОСТРОВСКОЙ и В.И.РУДОГО)

Наши рекомендации