Тема 3: Аускультация легких

Цели:после изучения темы студентдолжен:

Представлять:

1. Механизм образования физиологического везикулярного и бронхиального дыхания.

2. Механизм образования хрипов.

3. Механизм образования крепитации.

4. Механизм образования шума трения плевры.

Знать:

1. Технику и последовательность аускультации легких.

2. Распределение дыхательных шумов по поверхности грудной клетки у здорового человека.

3. Отличительные признаки основных и побочных дыхательных шумов.

Уметь:

1. Провести аускультацию легких.

2. Оценить характер основных дыхательных шумов, выявить их изменения.

3. Выявить побочные дыхательные шумы и оценить их диагностическое значение.

4. Правильно описывать результаты аускультации легких.

Вопросы, подлежащие самостоятельному изучению

1. Аускультация легких. Правила и порядок ее проведения.

2. Основные дыхательные шумы (везикулярное и бронхиальное дыхание), их распределение по грудной клетке у здорового человека и возмож­ные изменения (ослабленное везикулярное дыхание, жесткое дыхание, патологическое бронхиальное дыхание).

3. Побочные дыхательные шумы (хрипы, крепитация, шум трения плевры), механизмы образования и диаг­ностическое значение.

4. Бронхофония: методика исследования и возможные изменения.

Контрольные вопросы и задания

1. Опишите технику и последовательность аускультации легких.

2. Каково распределение дыхательных шумов по поверхности грудной клетки у здорового человека?

3. Назовите механизм образования физиологического везикулярного и бронхиального дыхания.

4. Назовите механизм образования хрипов.

5. Назовите механизм образования крепитации.

6. Назовите механизм образования шума трения плевры.

7. Назовите причины возникновения и диагностическое значение ослабления везикулярного дыхания.

8. Назовите причины возникновения и диагностическое значение усиления везикулярного дыхания.

9. Назовите причины возникновения и диагностическое значение патологического бронхиального дыхания.

10. Каково диагностическое значение сухих и влажных хрипов?

11. Каково диагностическое значение крепитации?

12. Каково диагностическое значение шума трения плевры?

Тема 4: Основные лабораторные и инструментальные методы

Исследования при заболеваниях легких

Цели:после изучения темы студентдолжен:

Представлять:

1. Семиологическое значение рентгенологических методов исследования органов дыхания.

2. Семиологическое значение лабораторных методов исследования органов дыхания.

3. Семиологическое значение функционально-инструментальных методов исследования органов дыхания.

Знать:

1. Основные рентгенологические методы исследования органов дыхания.

2. Лабораторные методы исследования мокроты.

4. Отличительные признаки экссудата и транссудата.

5. Основные функционально-инструментальные методы исследования органов дыхания (спирография, пикфлуометрия, бронхоскопия).

Уметь:

1. Оценить результаты общего анализа мокроты.

2. Оценить результаты лабораторного исследования плевральных пунктатов.

3. Интерпретировать результаты исследования функции внешнего дыхания.

Вопросы, подлежащие самостоятельному изучению

1. Лабора­торное исследование мокроты и плеврального пунктата.

2. Рентгенологиче­ские методы исследования: рентгеноскопия, рентгенография, флюорография, томография, бронхография, компьютерная томография.

3. Бронсхоскопия.

4. Методы функционального исследования внешнего дыхания, спирография, спирометрия, пневмотахография, пикфлуометрия и др. Их диагностическое значение.

Контрольные вопросы и задания

1. Методика и диагностическое значение исследования мокроты на общий анализ.

2. Методика и диагностическое значение исследования мокроты на БК.

3. Методика и диагностическое значение исследования мокроты на бактериологическое исследование.

4. Показания и подготовка к плевральной пункции.

5. Отличительные признаки экссудата и транссудата.

6. Диагностическое значение рентгенографии грудной клетки.

7. Диагностическое значение флюорографии.

8. Диагностическое значение томографии.

9. Диагностическое значение бронхографии.

10. Диагностическое значение бронхоскопии.

11. Диагностическое значение спирографии.

12. Диагностическое значение пикфлуометрии.

Тема 5: Основные клинические синдромы при патологии

органов дыхания

Цели:после изучения темы студентдолжен:

Представлять:

1. Этиологию и патогенез основных клинических синдромов при заболеваниях органов дыхания.

2. Патоморфологическую сущность основных клинических синдромов при заболеваниях органов дыхания.

Знать:клинические проявления и методы выявления основных клинических синдромов при заболеваниях органов дыхания:

· нарушения бронхиальной прохо­димости,

· очагового уплотнения легочной ткани,

· полости в легком,

· скоп­ления жидкости и воздуха в плевральной полости,

· недостаточности функ­ции внешнего дыхания.

Вопросы, подлежащие самостоятельному изучению

Основные клинические синдромы: нарушения бронхиальной прохо­димости, очагового уплотнения легочной ткани, полости в легком, скоп­ления жидкости и воздуха в плевральной полости, недостаточности функ­ции внешнего дыхания.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите заболевания, при которых развивается нарушение бронхиальной прохо­димости.

2. При каких заболеваниях развивается очаговое уплотнение легочной ткани?

3. Каковы этиологические факторы синдрома полости в легком?

4. При каких заболеваниях наблюдается синдром скоп­ления жидкости и воздуха в плевральной полости?

5. Какова этиология синдрома недостаточности функ­ции внешнего дыхания?

6. Классификация дыхательной недостаточности?

7. Перечислите симптомы, характерные для нарушения бронхиальной прохо­димости.

8. Назовите признаки очагового уплотнения легочной ткани.

9. Назовите признаки полости в легком.

10. Клинические проявления скоп­ления жидкости в плевральной полости?

11. Клинические проявления скоп­ления воздуха в плевральной полости?

12. Назовите методы диагностики недостаточности функ­ции внешнего дыхания.

Наши рекомендации