К контрольной работе по разделу

Список вопросов

«Физиологические механизмы поведения»

1. Характеристика понятия « поведение». Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты; классификация и биологическое значение безусловных рефлексов и инстинктов.

2. Приобретенные формы поведения. Виды научения. Условные рефлексы, характеристика понятия. Свойства, правила выработки, механизмы образования и проявления условных рефлексов. Классификации и биологическое значение условных рефлексов.

3. Торможение условно-рефлекторной деятельности. Характеристика видов внешнего и внутреннего торможения, их биологическое значение.

4. Характеристика понятия «память». Виды памяти. Временная организация и механизмы памяти: сенсорная, кратковременная, промежуточная, долговременная. Роль отдельных структур головного мозга в формировании памяти. Процессы памяти. Роль в научении. Методы исследования памяти.

5. Внимание, характеристика понятия. Виды внимания: непроизвольное и произвольное внимание. Нейрофизиологические механизмы внимания. Роль внимания в целенаправленной деятельности человека. Методы исследования внимания.

6. Типы высшей нервной деятельности. Классификация типов ВНД по свойствам нервных процессов (И.П. Павлов); характеристика этих типов. Соответствие типов ВНД по И.П. Павлову темпераментам личности по Гиппократу. Классификация типов ВНД по соотношению 1 и 2 сигнальных систем (И.П. Павлов). Практическое применение учений И.П. Павлова.

7. Сон, характеристика понятия. Биологическая роль сна. Механизмы сна. Фазы сна, их электроэнцефалографические, соматические, вегетативные и психические характеристики. Физиологическое значение фаз сна.

8. Понятие о первой и второй сигнальной системах. Функциональная асимметрия коры больших полушарий, связанная с развитием речи у человека.

9. Характеристика понятия «речь». Периферические механизмы речи: механизм фонации и артикуляции. Центральные механизмы речи: механизмы восприятия и механизмы воспроизведения речи. Контроль речеобразования (механизмы обратной связи).

10. Системные механизмы формирования эмоций. Биологическая (П.К.Анохин) и потребностно-информационная (П.В.Симонов, Г.И. Косицкий) теории возникновения эмоций. Эмоциональное напряжение (стресс), его биологическое значение.

11.Эмоции: определение понятия, функции эмоций, классификация. Компоненты эмоций: собственно эмоциональные переживания, соматический и вегетативный компоненты. Роль структур мозга в формировании эмоций.

12. Принципиальная архитектура целостного поведенческого акта с точки зрения теории функциональной системы П. К. Анохина. Системные механизмы организации поведения.

13. Потребности: характеристика понятия; классификация; краткая характеристика видов потребностей. Мотивации: характеристика понятия, виды; нейрофизиологические механизмы формирования мотивационных возбуждений.

14. Стадия афферентного синтеза функциональной системы поведения. Его компоненты и нейрофизиологический механизм. Роль афферентного синтеза в организации целенаправленного поведения. Стадия принятия решения, ее характеристика.

15. Функциональная система поведения: этап формирования акцептора результата действия и этап эфферентного синтеза (программы действия). Нейрофизиологические механизмы и роль в организации целенаправленного поведения.

16. Функциональная система поведения: характеристика целенаправленного действия (соматического и вегетативного компонентов), его результатов; роль обратной афферентации и аппарата предвидения (акцептора результата действия).

17. Роль сенсорных систем в различных этапах формирования функциональной системы поведения.

18. Рефлекторный и системный принципы формирования поведения: сравнительная характеристика рефлекторной теории поведения и функциональной системы целенаправленного поведенческого акта.

19. Физиологические основы мышления: характеристика понятия «мышление»; формы мышления; роль разных структур мозга в обеспечении мышления. Сознание: характеристика понятия, структура, и функции.

20.Характеристика понятия «высшая нервная деятельность» (ВНД). Методы исследования ВНД: метод условных рефлексов, нейроэлектро-физиологические методы; регистрация соматических и вегетативных параметров, методы разрушения и раздражения мозговых структур, нейрофармакологические методы, методы психофизиологического тестирования.

Наши рекомендации