Схемы синтаксического анализа предложения

Схема синтаксического анализа простого предложения

1. Тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Тип предложения по эмоциональной окрашенности (восклицательное/невосклицательное).

3. Тип предложения по характеру модальности (реальная/ирреальная).

4. Тип предложения по характеру соотнесенности компонентов мысли (по характеру предикативных отношений) (утвердительное/отрицательное).

5. Структурный тип предложения:

а) в зависимости от количества главных членов, формирующих предикативную основу предложения (двусоставные и односоставные; если предложение односоставное, указать тип);

б) по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения (распространенное/нераспространенное);

в) по наличию структурно необходимых членов предложения (полное/неполное; если неполное, указать тип);

г) по наличию/отсутствию осложняющих компонентов (осложненное/неосложненное).

6. Характеристика членов предложения.

6.1. Главные члены предложения.

Подлежащее, способ его выражения.

Сказуемое, способ его выражения (если сказуемое составное, характеризуется каждый компонент). Связь между сказуемым и подлежащим (координация, ее разновидность; соположение).

Если предложение односоставное, указывается способ морфологического выражения единственного главного члена.

Структурная схема предложения.

6.2. Второстепенные члены предложения (сначала разбирается состав подлежащего, затем состав сказуемого; указывается наличие детерминативов):

а) разновидность второстепенного члена предложения;

б) способ выражения второстепенного члена.

7. Актуальное членение предложения (если возможно без контекста).

8. Пунктуационный анализ.

Образец анализа простого предложения

Играя и шутя, Наталья Николаевна, при всем своем уме, едва не перешла границу благоразумия (А. Фет).

Предложение повествовательное, невосклицательное, со значением реальной модальности, отрицательное, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными обособленными обстоятельствами.

Предикативный центр – Наталья Николаевна (подлежащее, выражено именем собственным, главный компонент – существительное в И. п. Наталья); не перешла границу благоразумия (сказуемое, простое глагольное, выражено описательным глагольно-именным оборотом). Связь между сказуемым и подлежащим – формально выраженная предикативная связь (грамматическая координация).

Структурная схема – N1Vf.

Второстепенные члены предложения:

Не перешла границу благоразумия (в какой степени? насколько?) едва – обстоятельство степени, выражено наречием.

Играя и шутя – однородные обстоятельства, детерминанты, совмещают обстоятельственные значения образа действия и причины, относятся ко всему предикативному центру, выражены деепричастиями.

При всем своем уме – детерминант с обстоятельственным значением уступки, относится к предикативному центру, выражен существительным в П. п. с предлогом при с зависимыми словами.

Актуально членимо: тема – Наталья Николаевна, рема – при всем своем уме, едва не перешла границу благоразумия.

Обособленные детерминантные обстоятельства выделяются знаками препинания, поскольку имеют полупредикативные значения.

Схема синтаксического анализа сложного предложения

1. Выделить предикативные части (пронумеровать их), указать количество предикативных частей.

2. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное) и эмоциональной окрашенности (восклицательное/невосклицательное).

3. Указать тип предложения по структуре (двучленное или многочленное), по виду (видам) связи (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, с разными видами связи).

4. Если в предложении имеются структурно-семантические блоки, указать их. Определить вид синтаксической связи между блоками (ведущую синтаксическую связь в предложении), охарактеризовать ее.

5. Указать и охарактеризовать виды синтаксической связи между отдельными предикативными частями в предложении (или внутри блоков).

Для сочинительной связи: тип структуры (открытая или закрытая), характер смысловых отношений между частями, средства синтаксической связи.

Для подчинительной связи: структурный тип связи придаточной части с главной (присловная, неприсловная, местоименно-соотносительный тип связи), тип по значению придаточных частей, средства связи (если части связаны союзным словом, определить его синтаксическую функцию).

Для бессоюзной связи: тип структуры (открытая или закрытая, типизированная или нетипизированная) и смысловые отношения между частями.

6. Построить структурную схему предложения.

Образец анализа сложного предложения

Отчего это случилось¹, князь Андрей не мог бы никак объяснить², но после разговора с Кутузовым он вернулся к своему полку успокоенный насчет общего хода дела и насчет того³, кому оно вверено было4: чем больше он видел отсутствие всего личного в этом старике5…, тем более он был спокоен за то6, что все будет так7, как должно быть8 (Л. Толстой).

Сложное многочленное предложение с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью между частями, повествовательное, невосклицательное, состоит из восьми предикативных частей, объединяемых в два структурно-семантических блока. Связь между блоками (ведущая синтаксическая связь в предложении) – сочинительная, отношения противительные, структура закрытая, средства выражения связи: порядок расположения компонентов, интонация, противительный союз «но».

Первый структурно-семантический блок объединяет две первые предикативные части, связанные подчинительной связью. Вторая часть (князь Андрей не мог бы никак объяснить) является главной для первой (отчего это случилось), представляющей собой изъяснительную придаточную. Средство связи – союзное слово отчего, выполняющее в составе первой части функцию обстоятельства причины.

Второй структурно-семантический блок представляет собой бессоюзное предложение закрытой нетипизированной структуры с пояснительными отношениями. Первый компонент этой бессоюзной конструкции объединяет третью и четвертую части, второй – пятую, шестую, седьмую и восьмую.

Отношения между 3–4 и 5, 6, 7 и 8 частями отражают второй уровень членения внутри второго структурно-семантического блока. Средства связи – интонация, порядок расположения компонентов, смысловые отношения между ними. Третья и четвертая части связаны между собой подчинительной связью, третья часть главная, четвертая придаточная. Тип сложноподчиненного предложения – местоименно-соотносительный, средства связи – коррелятивная пара, состоящая из соотносительного слова того в третьей части и союзного слова кому в придаточной. Отношения изъяснительные.

Между пятой и шестой частями подчинительная связь, отношения сопоставительные, средство связи парный союз чем … тем, формы сравнительной степени больше … более. Шестая часть является главной для пятой. Седьмая часть относится к шестой, представляет собой присловную изъяснительно-объектную придаточную, соотносительное слово за то в данном случае факультативно. Восьмая часть связана местоименно-соотносительной связью с седьмой, отношения образа действия, средство связи – коррелятивная пара, состоящая из соотносительного слова так в седьмой части и союзного слова как в восьмой. Между частями 5, 6, 7 и 8 связь последовательного подчинения.

Далее производится разбор каждой части по членам предложения.

Наши рекомендации