Заимствование, иноязычные языковые элементы

- элементы языка, которые вошли в него из других языков. Могут заимствоваться звуки (например, звук [ф] вошел в русский язык вместе с заимствованными из греческого языка словами Федор, фонарь и т.д.), морфемы (суффикс -ист пришел в русский язык со словами типа социалист, а затем стал активно участвовать в образовании новых слов, например, пофигист и т.д.), лексика: слова (монумент - из латинского, штрих - из немецкого, абажур - из французского), словосочетания и фразы (например, хэппи энд, се ля ви и т.п.).

Закрытые гласные

- гласные звуки верхнего подъема, т.е. такие звуки, при артикуляции которых спинка языка занимает в полости рта самое высокое положение.

Звук речи

- минимальная, неделимая единица звучащей речи. Рассматривается с акустической, артикуляционной и смыслоразличительной сторон. Акустически звук речи представляет собой колебательные движения, передаваемые воздушной средой, он может быть высоким и низким (тон, высота голоса), сильным и слабым (громкость, сила звука), высокого тембра и низкого и т.д., например, [а] - низкий, сильный звук. Артикуляционная характеристика звука обусловлена работой органов речи - какие из них участвуют в образовании звука и каким способом его образуют. Смыслоразличительная функция звука проявляется в том, что он может служить для различения слов (том и дом).

Звучание

воспринимаемое слуховой системой человека колебание воздуха. См. тон (голос) и шум.

Звучащая речь (слитная речь)

- конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую форму. В звучащей речи выделяются интонационно неделимые единицы (синтагмы), ритмические единицы (фонетические слова), произносительные единицы (слоги) и минимальные единицы (звуки). Большой вклад в исследование русской звучащей речи внес Л.В. Щерба.

Знак препинания

- графический знак, с помощью которого оформляется текст. С помощью знаков препинания передаются на письме интонации, паузы, особенности построения текста. Одиночные знаки препинания (точка, восклицательный знак, вопросительный знак, запятая, тире, точка с запятой), как правило, выполняют разделительную (отделительную) функцию. Парные знаки препинания (кавычки, скобки, сочетания тире и двоеточия, двух запятых и т.д.), как правило, выполняют выделительную функцию. Особое место в пунктуации занимает дефис. Правила постановки знаков препинания определяет пунктуация.

Знак, символ

- соединение определенного смысла и определенного способа его выражения, которые называются в семиотике означаемым и означающим. Языковой знак - это единица языка или комбинация единиц языка, которые заменяют или указывают на какую-либо внеязыковую сущность - предмет, свойство, отношение, событие, положение дел и т. п. Теорию языкового знака разработал Ф. де Соссюр, знаковыми системами, соотношением языка и речи, знака и значения занимались Н.С. Трубецкой, Р.О. Якобсон, А.А. Реформатский и др. Знаки образуют систему (знаковую систему).

Значение

- содержание языкового знака для всех членов данного языкового сообщества на время действия договоренности об использовании этого знака в качестве средства передачи информации.

Имя прилагательное

- самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой? чей?. Не имеет постоянных морфологических признаков, согласуется с существительным. Начальная форма - форма единственного числа мужского рода именительного падежа. Различают качественные (маленький дом), относительные (деревянный дом) и притяжательные (папин дом) прилагательным. Также выделяются предикативные прилагательные.

Имя существительное

- самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос кто? что? (турист, книга, молодежь, горе). Выделяются конкретные, вещественные, отвлеченные и собирательные; нарицательные и собственные; одушевленные и неодушевленные существительные. К их постоянным грамматическим признакам относится род, к переменным - число и падеж. Начальная форма - форма именительного падежа единственного числа.

Имя числительное

- самостоятельная часть речи, обозначающая количество предметов или лиц (одна конфета, пять девочек), число (двадцать пять), порядок предметов при счете (первый) и отвечающая на вопросы сколько? какой? который?. По значению и грамматическим признакам выделяются порядковые, количественные и собирательные числительные. По способу образования и оформлению выделяются простые, составные и сложные числительные. По значению, способу образования и оформлению - целые и дробные.

Индоевропейский язык

- устный язык единой индоевропейской цивилизации, существовавшей в VI-V вв. до н. э., самый древний предок многочисленных языков мира, в том числе и русского. Большой вклад в индоевропеистику внес Ф. де Соссюр. Выдвинутая им в ходе исследования системы гласных индоевропейского языка ларигнальная гипотеза стала основой нового метода в языкознании - структурного. Над сравнительно-исторической грамматикой индоевропейских языков работали Ф.Ф. Фортунатов, М.Н. Петерсон и др.

Интегральный признак

- такой артикуляторный или акустический признак фонемы, который не участвует в противопоставлении ее другим фонемам.

Интенсивность

представляет собой сложный акустический феномен, обусловленный прежде всего физиологическим фактором (аэродинамические условия при образовании последовательностей звуков, слогов, фраз). Интенсивность соотносится с напряженностью артикулирующих органов и зависящей от этого амплитудой колебаний голосовых связок. Чем больше амплитуда, тем больше интенсивность. Интенсивностью, наряду с мелодикой, выделяются наиболее важные части высказывания, она участвует в эмоциональном выделении слова, в логическом ударении.

Интонация

- характеристика звучащей речи, которая создается такими речевыми средствами, как тон (высота голоса), темп речи, ее интенсивность (громкость), а также тембр. Интонация является существенным признаком предложения, одним из средств его грамматической оформленности (интонация законченная, незаконченная); модальности, целенаправленности (интонация сообщения, вопроса, побуждения); выражения синтаксических отношений между частями предложения (интонация перечисления, сопоставления, пояснения и т.д.); указания на его эмоциональную окраску (восклицательная интонация). Впервые о необходимости изучать интонационную оформленность предложения для построения грамматической теории сказал А.М. Пешковский в статье "Интонация и грамматика".

Наши рекомендации