От составителя

Второй раздел сборника рабочих программ по русскому языку для 5-11 классов сред­ней (полной) школы (базовый уровень) отведен для 10 и 11 класса. Он представляет собо> общую для этих двух классов пояснительную записку, тематическое планирование, кон­спекты уроков и контрольно-измерительные материалы по каждому классу. В связи с тем что ни одна из действующих программ по русскому языку в 10-11-х класса» (А. И. Власенкова; А. Д. Дейкиной и Т. М. Пахновой; Н. Г. Гольцовой) не обеспечивает реа­лизацию Федерального компонента государственного стандарта общего образования дос­таточно полно, при составлении рабочей программы для 10 класса мы опирались на со­держание, предъявленное в Примерной программе среднего (полного) общего образова­ния по русскому языку (базовый уровень), при составлении рабочей программы для 11 класса сопоставляли содержание авторской программы «Программа по русскому языю для 10-11-х классов общеобразовательных учреждений» (автор программы А.И.Власенков с Примерной программой и вносили в авторскую программу необходимые для изучений дидактические единицы.

Содержание курса русского языка средней (полной) школы (базовый уровень) мак­симально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентирь старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социали­зации личности.

Особенностью курса для 10-11-х классов является его направленность на усвоение элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности, на фор­мирование навыков многоаспектного языкового анализа речевого высказывания, на отра­ботку всех типов норм современного русского литературного языка.

Основное внимание в старшей школе уделяется формированию системы коммуни­кативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффектив­ного общения. Центральным разделом лингвистики становится культура речи, воору­жающая основными способами организации языковых средств и закономерностями и* употребления.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие соз­дает условия и для реализации в процессе обучения надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В результате обучения стар­шеклассники получают возможность совершенствовать и расширять круг общеучебны» умений, навыков, способов деятельности, которые базируются на речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей, обеспечивающих результа­тивное общение.

Основные идеи Госстандарта, Примерной программы и их содержание нельзя реали­зовать только одним учебником, организующим процесс обучения. Необходимо обеспечит» изучение русского языка в 10-11-х классах всеми существующими на сегодняшний день учебниками (ведущим может быть один, обеспечивающий ту авторскую программу, которую выберет учитель в качестве основной), различными пособиями, позволяющими учителю по­лучить информацию, которой не достает в учебниках, справочниками и словарями, рабочи­ми тетрадями, раздаточным и дидактическим материалом. В связи с этим в рабочей про­грамме приводятся задания из нескольких учебников по русскому языку: Бабайцевой В. В-, Власенкова А. И., Дейкиной А. Д. и Пахновой Т. М.

На уроках русского языка в 10-11-х классах возможны разные формы и виды контроля знаний, умений и навыков (практическая и лабораторная работа, диктант с языковым анали­зом текста, осложненное списывание с творческим заданием, лингвистический анализ тек-

ста, тест, дифференцированный зачет, изложение с творческим заданием, сочинение по ис­ходному тексту и др.)

Учителю следует понимать, что лабораторная работа отличается от практической тем, что в большей мере нацелена на проверку умений самостоятельно приобретать научную информацию; такая форма работы, как осложненное списывание с творческим заданием успешно решает вопросы отработки навыков правописания и формирования умений состав­лять собственные высказывания и т. д. Таким образом, вид самостоятельной работы и фор­му контроля необходимо выбирать адекватно содержанию языкового и речевого материала, который изучается, закрепляется, обобщается на уроках.

Рекомендуется рассматривать тематическое планирование как ориентировочное, оно предполагает творческое использование в отношении распределения учебного ма--ериала и времени на изучение отдельных тем, последовательности их рассмотрения, выбора видов самостоятельной деятельности учащихся, характера домашнего задания при условии обеспечения обязательного минимума содержания образования по русскому языку.

Г. М. Вялкова

Наши рекомендации