Процесс классификации предполагает

Нахождение сходств между одними объектами

И различий между другими

Натуралистический ум

Ховард Гарднер, выдающийся психолог-эволюционист, развил теорию о множественных умах. Согласно этой теории ум — специализированный адаптационный про­цесс. Новшество его постулата основано на том, что мы обладаем не единственным умом, а различными типами ума, которые могут быть развиты в различной степени. Так, может существовать человек с выдающимся матема­тическим умом и нулевыми способностями к музыке. Есть один из типов ума, который интересует нас и который мы подчеркнем: так называемый натуралистический ум. По

Гарднеру, этот ум родился в процессе эволюции, посколь­ку выживание организма в большой степени зависит от его способности различать подобные виды. Благодаря натуралистическому уму можно избегать опасных видов (хищников) и искать других (нашу добычу). Согласно данному определению, существуют другие виды с этим типом ума, но в нашем виде он развился особенным об­разом. Гарднер так определяет натуралиста: это тот, кто умеет распознавать и классифицировать различные виды (флоры и фауны) в своем окружении. Это звучит доста­точно хорошо, но с доисторических времен до нашего времени кое-что изменилось. Этот тип ума имеет силу в наше время? Разумеется, да: маленький ребенок легко различает растения, птиц и динозавров, благодаря этой же способности классифицировать он может различать марки спортивной обуви, машин, производителей детских игр, футбольных команд. Явным свидетельством наследс­твенного происхождения этого типа ума является особый интерес, который дети проявляют к животным и расте­ниям. Многие малыши очень интересуются динозаврами. Я вспоминаю, как мой маленький сын узнал о мире этих гигантских ящериц. Для него это было поистине большим открытием! Нам пришлось все объяснять ему, читать кни­ги, смотреть фильмы и даже покупать фигурки этих до­исторических животных (разумеется, миниатюрные).

Вооружившись информацией, мой сын создал собствен­ную классификацию динозавров. Сначала он разделил их на летающих и нелетающих, живущих в море и на суше. Последующая классификация этих групп основывалась на том, что он хотел знать, что они ели: мясо или траву. Для него этот второй вопрос был ключевым в понимании того, насколько они были агрессивными.

Натуралистический ум обязателен

Для категоризации мыслей, концепций

И других элементов

Поскольку я уже эксперт по динозаврам, предлагаю вам такую загадку: на основании вашего опыта и логического мышления определите: доисторическое животное под названием «стегозавр» — хищное или травоядное?

Процесс классификации предполагает - student2.ru

(Ответ: это травоядное животное по двум причи­нам: во-первых, у него развиты оборонительные плас­тины вместо частей тела, служащих для нападения; и, во-вторых, его челюсть не такая большая и силь­ная, как у хищников.)

Чарлз Дарвин

Без сомнения, все мы обладаем способностью каталоги­зировать предметы, факты и людей с большой точностью. Это так, потому что мы частично запрограммированы на выполнение этих функций. Но в истории были люди, вы­деляющиеся тем, что эта способность была у них очень развита, и одним из отличных примеров натуралистичес­кого ума служит Чарлз Дарвин.

В раннем детстве Дарвин был скорее мечтателем, чем чудо-ребенком. Ему нравились долгие прогулки в оди­ночестве, и с самой ранней юности он страстно любил природу. Как он говорил, «я родился натуралистом». Все связанное с ней вызывало у него большой интерес. Его считали заурядным мальчиком со способностями ниже средних. Говорили, будто он так плохо учился, что од­нажды отец упрекнул его: «Ты никогда никем не станешь,

единственное, что тебя волнует — ловить зверей, бегать за собаками и убивать крыс, ты станешь позором для себя самого и для всей семьи». И действительно, всему остальному он предпочитал коллекционировать жи­вотных, раковины, яйца, минералы, растения и читать книги о природе. Несмотря на неудачи, которые про­рочили ему отец, школьные товарищи и учителя, Дарвин отличился в естественных науках. В то время уже сущест­вовали классификации живых существ. Наука об их классификации называлась таксономией. Это слово состояло из двух слов: «taxis», что означает упорядоче­ние, и «nomo», норма.

До теории о происхождении видов Дарвина уже су­ществовала понятная и практичная классификация жи­вых существ, но именно он смог объяснить существо­вание этих групп. Чарлз Дарвин отметил, что члены «таксона» (группы) схожи, потому что они произошли от общего предка.

Например, подобия, которые существуют между зеброй и лошадью, объясняются тем, что у них общий предок. Разумеется, применение той же идеи к человеческому виду вызвало спор, который продолжается до сих пор.

Как вы уже, вероятно, убедились, все мы рождаемся с «набором» присущих нам способностей к упорядоче-

нию и классификации. Эта способность, вместе с ранее упомянутыми, является ключевой для составления логи­ческих диаграмм. А что если мы немного потренируем этот врожденный тип ума, который иногда так и не про­является?

Умение упорядочивать

Наши рекомендации