Полупредикативные сочетания

Тема 1. Синтаксис как раздел языкознания. Предмет синтаксиса

Синтаксис – это (греч. syntaxis— составление)

1. Раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя две основные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении. Синтаксис словосочетания. Синтаксис предложения.

2. Учение о функционировании в речи различных лексико-грамматических классов слов (частей речи). Синтаксис имени существительного. Синтаксис глагола.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Словосочетание – это синтаксическая конструкция, которая образуется соединением двух или более знаменательных слов на основе подчинительной грамматической связи. Словосочетание участвует в построении предложения и вычленяется из него. Словосочетание отличается от предложения: 1. Предложение выполняет коммуникативную функцию, а словосочетание не является средством общения, оно служит средством называния, номинации. Главное слово в словосочетании обозначает предмет, явление, процесс; зависимое слово обычно уточняет и конкретизирует его. 2. Словосочетание не имеет предикативности и интонационной оформленности, как предложение. Два последних свойства сближают словосочетание со словом. Словосочетание, как и слово, является наименованием предметов и явлений, но это сложное наименование (сравните: весна – ранняя весна). Все синтаксические конструкции, которые можно вычленить из предложения, представим в виде схемы:

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Предикативные сочетания непредикативные сочетания

$ $

Словосочетания, сочинительные ряды слов

полупредикативные сочетания

Учение о словосочетании развивалось сложно. Некоторые лингвисты считали, что словосочетание – это любое сочетание знаменательных слов, оформленное грамматически и по смыслу (Ф.Ф.Фортунатов, А.М.Пешковский). Но такие же признаки имеет и предложение! Чѐтко разграничил словосочетание и предложение учѐный В.В.Виноградов. Он считал, что не любое объединение знаменательных слов является словосочетанием. Так, словосочетаниями не являются:

1) сочетания подлежащего и сказуемого, так как между ними устанавливаются предикативные отношения;

2) слово и зависимый от него оборот (например, причастный, деепричастный), так как между ними устанавливаются полупредикативные отношения;

3) однородные члены, которые являются равноправными по отношению друг к другу и образуют сочинительные ряды слов;

4) аналитические формы слов (например, самый высокий, будет лѐтчиком). Словосочетания классифицируют по следующим признакам:

1. По структуре – на простые (загородная прогулка, буду учиться хорошо) и сложные (красивые жѐлтые цветы, открыть дверь гостю) словосочетания.

2. По принадлежности главного слова к определѐнной части речи на

– глагольные (писать грамотно, пишущий грамотно, написав грамотно);

– именные, которые делятся на:

а) субстантивные, в которых главное слово – имя существительное (любящая женщина, прогулка пешком, умение рассказывать),

б) адъективные, в которых главное слово – имя прилагательное, (равнодушный к слезам, нужный людям, довольно приятный),

в) с именем числительным в роли главного слова (два студента, пятый по списку);

– местоименные, в которых главное слово – местоимение (что-то важное, любой из слушающих и др.);

– наречные, в которых главное слово – наречие (очень ловко, смешно до слез);

– с категорией состояния в качестве главного слова (трудно с тобой, хорошо в лесу).

3. По степени связанности компонентов различают свободные и несвободные словосочетания. В свободном словосочетании компоненты сохраняют свое самостоятельное лексическое значение и могут заменяться другими словами (поздняя осень, дождливая осень, уехать в Минск, уехать на север). В несвободном сочетании компоненты утратили или ослабили лексическую самостоятельность, поэтому несвободное сочетание часто называет единый предмет, признак или действие и заменяет отдельное слово (железная дорога, невысокого роста = невысокий, с голубыми глазами = голубоглазый, имеет значение = значит, дал слово = пообещал). Среди несвободных различаются:

1) синтаксически несвободные, в которых главный компонент является информативно недостаточным и требует смыслового конкретизатора; в предложении компоненты такого словосочетания выступают как один член: масса проблем, куча дел, много друзей; Таня с мамой, воспитательница с детьми; каждый из них, кто-то из соседей; надо помочь, готов помочь, хочу помочь, начал помогать; умный парень, прекрасный человек, девушка с карими глазами, мужчина с чѐрными волосами;

2) фразеологически связанные – неразложимые словосочетания, эквивалентные слову: сломя голову = быстро; бить баклуши = бездельничать; дать стрекача = убежать.

4. По характеру грамматического значения (грамматическое значение словосочетания – это отношения, которые возникают между его компонентами) выделяют следующие виды отношений в словосочетании:

1) определительные (или атрибутивные) – словосочетание включает в себя наименование предмета и его признака (новый дом, пылающий огонь, брюки в полоску, футляр для очков, желание прогуляться);

2) объектные – словосочетание включает в себя название действия и предмета, по отношению к которому применяется это действие (любить музыку, рубить топором, мечтать о будущем, стучать по столу);

3) обстоятельственные – словосочетание включает в себя название действия и различных обстоятельств, при которых оно совершается (ходить пешком, работать по вечерам, спускаться с горы, идти навстречу, гулять ради здоровья).

Существуют следующие разновидности обстоятельственных отношений:

· времени (вопрос когда?): вернуться к вечеру, отдыхать летом;

· места (пространственные) (вопросы где? куда? откуда?): жить в общежитии, пойти на выставку, приехать из Минска;

· образа действия (обстоятельственно-определительные) (вопросы как? каким образом?): сказать тихо, идти спотыкаясь, смотреть с укором;

· причины (вопросы почему? по какой причине?): не пойти из-за болезни, обидеться на насмешку, сделать по ошибке;

· цели (вопросы зачем? с какой целью?): сделать нарочно, выйти погулять, поехать посмотреть;

· меры и степени (вопросы насколько? как много (мало)? в какой мере (степени)?): очень рассердиться, сильно устать, чуть-чуть постареть;

· уступки (вопросы вопреки чему? несмотря на что?): поехать несмотря на плохую погоду, жить вопреки трудностям.

4) комплетивные (восполняющие) отношения. Такие отношения возникают тогда, когда главное слово является информативно недостаточным и зависимое слово дополняет его (два камня, много работы, стать специалистом, надо ехать, казаться грустным). Словосочетания с комплетивными отношениями являются синтаксически несвободными и выступают в роли одного члена предложения.

5. Различают три вида подчинительной связи в словосочетании:

1) согласование– такой вид подчинительной связи, при которой форма зависимого слова уподобляется форме главного слова (трудный путь, четвѐртый час, этот человек). Средство выражения связи при этом – окончание зависимого слова. Главное слово при согласовании обычно выражено именем существительным; зависимое может быть выражено прилагательным, причастием, порядковым числительным, некоторыми видами местоимений;

2) управление – такой вид подчинительной связи, при которой лексико-грамматические свойства главного слова предопределяют падежную форму зависимого слова. Средства выражения такой связи – это окончание зависимого слова и иногда – предлог между словами. Главное слово при управлении может быть выражено разными частями речи: глаголом – гулять в парке; именем существительным – прогулка на теплоходе; именем прилагательным – склонный к грусти; местоимением – кто-то из класса; именем числительным – третий с краю. Зависимое слово при управлении может быть выражено именем существительным, реже – местоимением;

3) примыкание – такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово всегда является неизменяемым. Оно может быть выражено наречием (говорить громко, разговор начистоту); деепричастием (идти прихрамывая, работать напевая); инфинитивом (желание выспаться, приказ наступать); сравнительной степенью прилагательного или наречия – компаративом (говорить тише, писать красивее, разговор тише, парень повыше); неизменяемыми прилагательными (юбка мини, брюки клѐш, куртка беж). Главное слово при примыкании может быть выражено разными частями речи. Средством выражения такой связи является смысл и определѐнный порядок слов.

Задания и упражнения

1. Запишите данные словосочетания в начальной форме (по начальной форме главного слова): родилась в Бресте, просил прийти, уставшая от работы, начали скучать, на современной фабрике, с симпатичной черноглазой девушкой, поехал в деревню, в новом письменном столе, в рассказе о молодѐжи.

2. Раскройте скобки, образуйте словосочетание, вставив подходящий по смыслу предлог. Образец: вернуться (командировка) – вернуться из командировки, работать (библиотека), не явиться (болезнь), приехать (Украина), играть (двор), задержаться (неисправность), вернуться (Китай), поехать (мама), отдыхать (юг), уехать (Витебск), присоединиться (группа).

3. Составьте простые словосочетания со значением принадлежности. В роли зависимых слов используйте слова, данные в скобках. Образец: автомобиль (мама, друг, он) – мамин автомобиль, автомобиль друга, его автомобиль. 1) Книги (отец, одноклассники, они). 2) Мечта (сестра, приятель, Игорь, он). 3) Собака (сосед, она, Андрей, сторож).

4. Определите, как построены сложные словосочетания (покажите с помощью стрелок зависимость между словами, над стрелками запишите вопросы к зависимым словам). Например,

Как? что?

увлечѐнно читать книгу,лечь на диван отдохнуть, написать письмо родителям, новый серый костюм, борьба с временными трудностями, победить на крупных соревнованиях, новый шкаф для одежды, отправиться на велосипеде к озеру.

5. Образуйте простые или сложные словосочетания с главными словами прикоснуться, вспомнить, гордиться, рассказать, смеяться, согласиться.

6. Составьте из данных слов сложные словосочетания: а) любоваться, закат, красивый; б) большой, корзина, яблоки; в) книга, прочитать, интересный; г) кто-то, наш, группа; д) спортивный, магазин, обувь; е) рубашка, полоска, красивый; ж) заявление, отпуск, написать; з) страна, мечтать, родной; и) защитить, работа, прекрасно, курсовой. к) радоваться, успехи, друг.

7. Определите характер данных словосочетаний по принадлежности главного слова к определѐнной части речи: послать за доктором, каждый из нашей группы, записка от подруги, старше меня, синий от холода, совершенно верно, морозная ночь, жениться на ровеснице, дом в пять этажей, кто-то из нас, благодарность родителям, простить брата, домашний ребѐнок, позвонив по телефону, стук в дверь, весѐлый после дискотеки, вернуться к вечеру, последний звонок, очень рано.

8. Определите синтаксически несвободные и фразеологически связанные словосочетания. Какие из них могут употребляться как свободные? Составьте с ними предложения. Поднять мяч, поднять руку, поднять знамя, поднять архив, поднять перчатку, поднять голову. Тянуть канат, тянуть время, тянуть лямку, тянуть за уши, тянуть за руку, тянуть канитель, тянуть газопровод.

9. Выпишите отдельно свободные и несвободные словосочетания. Попробуйте заменить несвободные словосочетания одним словом. Смелый человек, принести извинения, посмотрел грустно, дипломная работа, с карими глазами, полезный совет, оказать помощь, студенческий билет, сумка с книгами, готовиться к экзамену, дать совет.

10. Выпишите из данных предложений синтаксически несвободные словосочетания. Какими членами предложения они являются? Отец с сыном отправились в зоопарк. Несколько дней я ждал звонка от друга. В университете надо учиться пять лет. В будущем я хочу работать переводчиком. Девушка с приветливым лицом поднялась мне навстречу. Каждый из нас стремится получить хорошие знания. В одном из районов Минска открыли новый детский сад. Братом Анны был улыбчивый парень высокого роста.

11. Определите грамматическое значение словосочетания (тип отношений между компонентами словосочетания); при обстоятельственных отношениях определите их разновидность: жить в Беларуси, хорошая погода, любоваться цветами, разговор начистоту, прикоснуться к руке, договориться о ремонте, шутить над братом, долго болеть, ехать по лесу, встретимся на днях, поссориться из- за глупости, уехать на заработки, сказать в шутку, злиться из-за упрямства, охотно согласиться.

12. Замените словосочетания со связью управление словосочетаниями со связью согласование. Изменилось ли при этом их грамматическое значение? Например, дистанция в тысячу метров – тысячеметровая дистанция. Берег реки, мороз в тридцать градусов, учитель школы, человек дела, дом в пять этажей, ведро на десять литров, парень из деревни, тетрадь в клетку, берег моря, житель города, общежитие университета, брюки в полоску.

13. Образуйте словосочетания со связью управление так, чтобы главным компонентом в них был данный глагол: держаться, узнать, обижаться, ручаться, возводить, удивляться, восхищаться, преклоняться.

14. Прочитайте текст и выполните следующие задания: 1) выпишите из предложений словосочетания и разделите их на 3 группы: а) построенные по способу согласования, б) построенные по способу управления, в) построенные по способу примыкания. Определите в них характер отношений (грамматическое значение); 2) в отдельную группу выпишите выделенные в тексте несвободные по степени спаянности компонентов словосочетания и определите их характер: синтаксически несвободные или фразеологически связанные; 3) сделайте полный синтаксический анализ 5 словосочетаний (по выбору). Вчера у меня был очень трудный день. С утра я находился на занятиях в университете, потом быстро пообедал в студенческой столовой и поехал в областную библиотеку. Скоро мне нужно будет защищать курсовую работу, а я всѐ откладываю и откладываю это нелѐгкое дело. Только примеры выписал – их у меня довольно много. Но готовая работа с потолка не упадѐт – пришлось до самого вечера в библиотеке искать и читать нужную литературу, делать выписки из неѐ, анализировать примеры. Конечно, всю работу я не сделал, но черновик уже готов. В ближайшие дни придѐтся ещѐ не раз надолго садиться за письменный стол. Мой научный руководитель очень строг и требует курсовую сдать вовремя. Я дал ему слово и обязан его выполнить! Сейчас мне очень жаль упущенного времени. Друзья- старшекурсники предупреждали меня об этом, но я не придал значения их словам. Теперь приходится расплачиваться. Вот поэтому к вечеру я совершенно валился с ног…

Наши рекомендации